Ещё раз об инклюзии!
Второй конкурс 2018

Ещё раз об инклюзии!

Срок реализации проекта
01.12.2018 – 31.10.2019
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
18-2-015239
Целевые группы:
  1. Основная целевая группа – школьники-инвалиды по зрению, получающие образование инклюзивно в условиях общеобразовательных школ. По нашим данным в области более 100 таких детей, для сравнения в Нижегородской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 учащихся. Многие из них имеют серьезные сопутствующие заболевания (эпилепсия, заболевания сердца и желудка, диабет и др.), вследствие которых дети не могут находиться в условиях интерната. Около половины обучаются на домашнем обучении и фактически лишены возможности полноценного общения со своими сверстниками. Мы планируем вовлечь в деятельность по проекту все нуждающиеся в наших услугах семьи. Единственным критерием отбора является наличие у ребенка инвалидности по зрению. Кроме того, в целевую группу будут включаться дети, имеющие инвалидность по другому заболеванию, у которых реально также есть серьезная патология зрения. Кроме того, участниками проекта станут члены семей школьников с инвалидностью по зрению (более 150 человек), учителя общеобразовательных школ, которые обучают слабовидящих детей (более 60 человек), и учащиеся тех классов, где есть школьники с инвалидностью, в которых предполагается проведение уроков доброты (12 классов).
Бюджет проекта
Размер гранта: 1 484 320,00
Заявленное софинансирование: 222 550,00
Перечислено фондом на реализацию проекта: 1 484 320,00
Фактическое софинансирование: 271 860,00
Грантовое направление

Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

Организация

НИЖЕГОРОДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ "ПЕРСПЕКТИВА"

ОГРН

1035204611133

Краткое описание

Проект нацелен на оказание комплексной поддержки школьникам с инвалидностью по зрению, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. В Нижегородской области выявлено более 100 таких школьников, для сравнения в областной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 детей. На базе созданного ресурсного центра предполагается отработать модель и технологии комплексной поддержки. Планируется научить слабовидящих школьников использовать в обучении современные технические средства для компенсации зрительного дефекта, обеспечить их адаптированными учебными пособиями и организовать для них службу проката технических средств; оказать психологическую помощь школьникам и их родителям очно и по телефону доверия; предоставить методическую поддержку учителям массовых школ, обучающих слабовидящих школьников; провести циклы уроков доброты в классах, где учатся такие дети для формирования у здоровых сверстников толерантного отношения к детям с инвалидностью; привлечь ресурсы местного бизнеса для обеспечения слабовидящих детей из малоимущих семей дорогостоящими техническими средствами реабилитации. Этими мероприятиями будет охвачена вся территория Нижегородской области и все выявленные семьи посредством проведения шести зональных выездных «экспедиций». Программа экспедиции предусматривает: тренинг для родителей и школьников по пониманию инвалидности, мастер-класс для школьников по использованию современных технических средств, семинар-практикум для учителей, индивидуальные консультации по подбору оптимальных технических средств и психологическим вопросам. Предполагается обучить не менее 60 учителей; провести циклы уроков доброты в 12 классах. Для выпуска адаптированных учебных пособий планируется организовать творческую волонтерскую мастерскую, где будут работать предварительно обученные волонтеры.

Важным мероприятием проекта станет трехдневный обучающий практикум «школа лидеров». Двенадцать семей целевой группы (по 2 семьи из каждой зоны) пройдут курс обучения, чтобы потом сплотить вокруг себя семьи целевой группы своей зоны для продвижения и защиты законных интересов. Опыт проекта (модель и технологии комплексной поддержки) будет обобщен в буклете, распространенном среди заинтересованных организаций из других регионов. Предполагается трансляция опыта проекта 20 представителям других регионов в рамках итогового двухдневного межрегионального семинара «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». Организация комплексной поддержки детей-инвалидов по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах, с учетом всех выше изложенных аспектов, является необходимым условием для того, чтобы их инклюзивное образование стало действительно успешным.

Проект предполагается реализовать в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, которое окажет информационную и организационную поддержку, в том числе при организации 6 семинаров-практикумов для учителей

Цели

  1. Создание на базе НРООРДИЗ «Перспектива» ресурсного центра для осуществления комплексной поддержки инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению в нижегородской области.
  2. Отработка модели и технологий поддержки незрячих и слабовидящих детей при получении инклюзивного образования для трансляции в другие регионы.

Задачи

  1. Облегчить слабовидящим детям доступ к учебной информации посредством использования адаптированных доступных пособий и современных технических средств.
  2. Оказать методическую поддержку учителям массовых школ, работающим со слабовидящими школьниками
  3. Предоставить психологическую помощь семьям целевой группы: детям-инвалидам, обучающимся в массовых школах, их родителям и членам семей
  4. Способствовать формированию толерантного отношения к детям с инвалидностью у здоровых сверстников.
  5. Обобщить и транслировать опыт проекта для заинтересованных лиц и организаций в других регионах.

Обоснование социальной значимости

Дети-инвалиды по зрению в нашем регионе традиционно обучаются в специальной школе-интернате. Сейчас это 135 детей. Однако в последние годы неуклонно растет число слабовидящих детей, получающих инклюзивное образование в массовых школах. В настоящее время это более 100 детей. Обучаясь в общеобразовательной школе вместе с видящими детьми, слабовидящие дети испытывают ряд трудностей. С одной стороны, дети не могут в полном объеме воспринимать учебный материал, предназначенный для нормально видящих детей, большая часть учебной информации остается недоступной для них. С другой стороны, учителя, работающие с этими детьми, испытывают затруднения при объяснении учебного материала плохо видящим детям, так как незнакомы с особенностями обучения таких детей. Слабовидящие школьники практически не используют современные технические средства, которые могли бы им помочь в обучении. Кроме того, они имеют проблемы психологического характера, связанные с неадекватным отношением окружающих, в . сверстников, к их дефекту. Эти факторы снижают качество школьного образования слабовидящих школьников, препятствуя получению среднего и высшего профессионального образования, отрицательно сказывается на всей дальнейшей жизни.

Проект нацелен на снижение остроты означенных проблем. Предполагает организацию деятельности ресурсного центра и отработку на его базе модели и технологий комплексной поддержки, направленных на помощь не только самим школьникам с инвалидностью по зрению, но и их семейному окружению, учителям, работающим с этими детьми, одноклассникам. В рамках проекта будет оказана помощь всем выявленным инклюзивным слабовидящим школьникам, предполагаемое количество более 100.

В результате реализации данного проекта будут созданы условия для повышения качества инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению: слабовидящие дети, обучающиеся в общеобразовательных школах, получат действенную помощь, направленную на повышение доступности образования в условиях инклюзии. Будет отработана модель и технологии комплексной поддержки инклюзивного обучения слабовидящих детей, которые можно успешно тиражировать в другие регионы РФ. Внедрение такой модели позволит сделать инклюзивное обучение детейинвалидов по зрению действительно успешным.

Запрашиваемая сумма грантов:
1 484 320,00 ₽ (87%)
Заявленное софинансирование:
222 550,00 ₽ (13%)
Использованная сумма гранта:
1 484 320,00 ₽ (85%)
Фактическое софинансирование:
271 860,00 ₽ (15%)
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии