http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться. Использование компьютерного тренинга для компенсации дефицитов функциональной грамотности
Первый конкурс 2018

Учим учиться. Использование компьютерного тренинга для компенсации дефицитов функциональной грамотности

Срок реализации проекта
01.07.2018 – 30.06.2019
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
18-1-003397
Целевые группы:
  1. Учащиеся начальной и основной школы и, в том числе, дети и подростки со специальными потребностями
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Преподаватели инклюзивных классов
Бюджет проекта
Размер гранта: 1 555 076,00
Заявленное софинансирование: 1 958 960,00
Перечислено фондом на реализацию проекта: 1 555 076,00
Фактическое софинансирование: 2 074 000,00
Грантовое направление

Образование и просвещение

Организация

Автономная некоммерческая организация "Инновационный центр "Технологии современного образования"

ОГРН

1047855057040

Краткое описание

Цель проекта – повышение качества общего образования. Мероприятия направлены на выявление и компенсацию дефицитов функциональной грамотности у школьников, переходящих из начальной школы в основную.

Согласно исследованиям, проводимым в системе образования (см. например, https://www.eduniko.ru), в основной школе по мере прохождения учебных курсов наблюдается снижение образовательных результатов по большинству предметов. Одна из значимых причин – неготовность учащихся к восприятию сложного материала. Начальная школа уделяет недостаточно внимания формированию общеучебных компетенций и, в частности, учебно-информационных умений. По мнению экспертов и преподавателей-практиков, учащиеся 4-5 классов плохо подготовлены к работе со сложными текстами, таблицами, различными графическими представлениями: картами, схемами, диаграммами и т.д. Измерения, проведенные организацией-заявителем в 2017-18 учебном году, подтверждают, что у учащихся 4 классов имеются серьезные дефициты функциональной грамотности. Если они не будут компенсированы, это скажется на результативности дальнейшего обучения.

Диагностические процедуры проводились в компьютерной форме на основе оригинальной методики проверки развитости умений, связанных с восприятием учебной информации, представленной в различных форматах. Были использованы программные инструменты, предоставленные разработчиком – «Студией «Март», партнером организации-заявителя. Методика персонализированного тренинга предполагает выполнение заданий на понимание учебной информации, представленной в различных форматах. Каждый учащийся действует в комфортном для себя ритме и может выполнять задания многократно, устраняя собственные ошибки. В процессе выполнения фиксируются правильные и ошибочные действия пользователей. Подробный отчет о ходе выполнения задания позволил провести детальный анализ ошибок и выявить конкретные дефициты умений и объективно оценить уровень функциональной грамотности школьников 4 классов. Эти результаты дали основания для корректировки учебного процесса в конкретных школах.

Для получения репрезентативных результатов, которые бы позволили создать тиражируемую методику компенсации дефицитов и повысить качество обучения, необходимо расширить эксперимент до одного или нескольких школьных кластеров: обеспечить сбор статистики и создание экспертной системы, устанавливающей корреляции между уровнем функциональной грамотности и предметными результатами.

В рамках проекта аналогичные измерения (в форме компьютерных тренингов) будут проведены в нескольких десятках школ для учащихся 3-6 классов. Программа мероприятий предполагает, что школьникам, прошедшим первичную диагностику, будут предложены индивидуальные и групповые тренинговые программы компенсирующего характера. После завершения тренингов будут проведены повторные измерения. На основе собранной информации будут выявлены наиболее значимые проблемы с функциональной грамотностью в начальной школе, что позволит ввести соответствующие коррективы в учебный процесс.

Цель

  1. Повышение качества образования и уровня образовательных результатов в начальной и основной школе
  2. Профилактика функциональной неграмотности. Внедрение технологий персонализированного обучения и тренинга. Повышение мотивации к изучению сложных учебных дисциплин и, в первую очередь, основ точных и естественных наук.

Задачи

  1. Подготовка к проведению диагностических процедур, выявляющих дефициты функциональной грамотности учащихся начальной школы
  2. Проведение диагностических процедур с использованием методики компьютерных тренингов
  3. Анализ результатов диагностики учащихся, выявление персональных и общих дефицитов. Выявление корреляции между наличием дефицитов функциональной грамотности и текущим уровнем образовательных результатов
  4. Организация внеурочных учебных практик, способствующих компенсации выявленных дефицитов
  5. Анализ и оценка эффективности использованных методик и дидактических материалов с целью их дальнейшего совершенствования и распространения.

Обоснование социальной значимости

Обеспечение качества общего образования является одной из наиболее значимых социальных задач. Эффективность обучения во многом определяется уровнем когнитивного развития и функциональной грамотности учащихся, их способностью воспринимать, анализировать и преобразовывать учебную информацию. Если эти умения не сформированы на начальном этапе, дальнейшее обучение не будет продуктивным. Критически важным является «стык» между начальной и основной школой. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) даны описания планируемых результатов, но педагогической наукой пока не предложены ни методически выстроенные учебные практики, нацеленные на формирование основ функциональной грамотности, ни инструменты измерения текущих образовательных результатов. В проекте предлагается инновационный подход к решению этой проблемы. Заинтересованность в нем подтвердили представители методических центров и руководители школ (письма прилагаются).

Социальная значимость проекта определяется тем, что педагогические инновации, повышающие качество образования, оказывают влияние на различных субъектов образовательного процесса. Прозрачность диагностических и компенсирующих процедур создает основу для перехода к формирующему оцениванию образовательных результатов с участием самих школьников и их родителей.

Школьникам предлагается новая учебная практика, позволяющая в персонализированном режиме ликвидировать пробелы в функциональной грамотности, сформировать общеучебные умения. Тренинг не только способствует развитию грамотности, но и формирует важные личностные компетенции: способность к самооценке, самоанализу, планированию учебной деятельности и др. В условиях инклюзивного образования методика дает возможность компенсировать индивидуальные дефициты функциональной грамотности, в том числе, и обучаемым с особыми потребностями (учащиеся с ОВЗ, дети из семей мигрантов и т.д.).

Учителя получают инструментарий для практической реализации требований ФГОС и при традиционном предметном обучении, и в современных формах (проектный метод, учебное исследование и др.). Тренинги могут включаться в регулярный учебный процесс или проводиться в рамках внеурочной деятельности, а также и вне формального обучения, дистанционно. Реализация методики в виде компьютерного сервиса позволяет родителям учащихся следить за ходом тренинга, просматривать подробные отчеты, то есть семья может включиться в совместную со школой работу по повышению функциональной грамотности учащихся.

Запрашиваемая сумма грантов:
1 555 076,000 ₽ (44%)
Заявленное софинансирование:
1 958 960,000 ₽ (56%)
Использованная сумма гранта:
1 555 076,000 ₽ (43%)
Фактическое софинансирование:
2 074 000,000 ₽ (57%)
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии