http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Учимся инклюзии

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты
Бюджет проекта
Размер гранта: 3 822 900,00
Заявленное софинансирование: 1 016 250,00
Перечислено фондом на реализацию проекта: 3 822 900,00
Фактическое софинансирование: 980 000,00
Грантовое направление

Образование и просвещение

Организация

Частное учреждение «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» ОООИ-РАНСиС

ОГРН

1025202269135

Краткое описание

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Цель

  1. Улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению.

Задачи

  1. Развитие у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации
  2. Формирование адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению и расширение инклюзивных социальных связей в студенческой среде
  3. Консультативная помощь студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам в преодолении проблемных ситуаций и повышении эффективности образовательного процесса
  4. Анализ опыта инклюзивного образования и социальной адаптации студентов с инвалидностью по зрению, популяризация успешных решений в данной области.

Обоснование социальной значимости

Инклюзивное образование студентов с инвалидностью по зрению осложняет целый ряд проблем, преодоление которых, с одной стороны, важно для успешности образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – затруднено зрительной недостаточностью и требует специфичных мер. Несмотря на активные шаги по развитию инклюзии в профессиональном образовании, предпринимаемые и органами управления образованием, и отдельными организациями, такие специфичные проблемы учитываются в этой работе довольно слабо. Число незрячих и слабовидящих студентов в общей массе студентов – инвалидов мало (не более 10%), и специалистов, владеющих технологиями и методиками обеспечения доступность образования для незрячих и слабовидящих ,в создаваемых в вузах службах поддержки инвалидов, как правило, нет.

Так, из-за преимущественной ориентации информационной среды на визуальное восприятие обеспечение доступа незрячих и слабовидящих к информации и возможностей работы с ней требует особого подхода. Эффективным инструментом здесь могут и должны служить компьютерные тифлотехнологии (от греч. Typhlos – слепой), однако для их грамотного использования необходимы специальные знания и навыки, которые невозможно получить в рамках общих курсов. Испытывают трудности в применении компьютерных тифлотехнологий и специалисты служб поддержки.

Нередко незрячие и слабовидящие студенты испытывают трудности с выстраиванием коммуникаций в студенческом коллективе и с преподавателями. Коммуникативные навыки необходимы и во всей профессиональной и социальной жизни, поэтому важно развивать их у самих инвалидов по зрению, а не пытаться решать за них возникающие коммуникативные проблемы, как это порой делают службы поддержки. Инклюзия также предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости, психологической саморегуляции и т.п. Важна и физическая форма, но большинство инвалидов по зрению от занятий физкультурой просто освобождается, а заниматься самостоятельно не умеют или не считают нужным.

Осложняет инклюзию и отсутствие адекватных представлений о проблемах и возможностях инвалидов по зрению в студенческой среде. Не зная как помочь незрячему, не понимая его особенностей, молодые люди нередко дистанцируются и инвалид остаётся в изоляции. Эти отношения воспроизводятся и в дальнейшей взрослой жизни.

Данный проект поможет его непосредственным участникам преодолевать обозначенные проблемы и создаст ресурсы для дальнейшей работы.

Запрашиваемая сумма грантов:
3 822 900,000 ₽ (79%)
Заявленное софинансирование:
1 016 250,000 ₽ (21%)
Использованная сумма гранта:
3 822 900,000 ₽ (80%)
Фактическое софинансирование:
980 000,000 ₽ (20%)
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии