http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Правовая защита предпенсионеров
Второй конкурс 2020

Правовая защита предпенсионеров

Срок реализации проекта
01.07.2020 – 31.12.2020
Регион
Кировская область
Номер проекта
20-2-005675
Целевые группы:
  1. Предпенсионеры, т.е. те граждане, кому осталось пять и меньше лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (ФЗ №305 от 03.10.2018), в том числе члены различных профсоюзных организаций
Бюджет проекта
Размер гранта: 1 103 783,00
Заявленное софинансирование: 899 395,00
Перечислено фондом на реализацию проекта: 1 103 783,00
Фактическое софинансирование: 899 395,00
Грантовое направление

Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключённых

Организация

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ "ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

ОГРН

1024300004300

Краткое описание

Работающие предпенсионеры (граждане кому до выхода на пенсию осталось 5 лет или меньше) не полностью защищены в области трудовых отношений и реализации мер поддержки, предусмотренных для них государством. Основные причины этого – низкий уровень правовой грамотности предпенсионеров, их не информированность о льготах и мерах поддержки, отсутствие доступной качественной юридической помощи, а также государственной или общественной структуры, осуществляющей мониторинг за надлежащей реализацией работодателями указанных прав.

Дополнительная незащищенность прав предпенсионеров возникает в связи с последствиями пандемии коронавируса. Можно предположить сокращение рабочих мест и/или перевод их на удаленную форму работы. В зоне риска окажутся предпенсионеры, которые в силу низкого уровня здоровья и владения современными технологиями, уступают на рынке труда более молодым возрастным группам.

В связи с этим, актуальным является защита прав предпенсионеров, повышение их правовой грамотности и защищенности, в том числе в области трудового законодательства. У Федерации профсоюзных организаций Кировской области имеются для этого необходимые кадровые, организационные ресурсы и опыт правозащитной деятельности.

В ходе проекта будут реализованы: 1) организация системы правового просвещения предпенсионеров по вопросам законодательства, льгот и мер господдержки; 2) создание эффективной системы оказания бесплатной квалифицированной консультационной и юридической помощи по защите трудовых прав предпенсионеров; 3) обобщение накопленного в проекте опыта применения системы правовой защиты и просвещения предпенсионеров.

В результате реализации проекта не менее 3000 предпенсионеров будут информированы:

- о возможности бесплатного обучения и получения дополнительной квалификации (поможет сохранить занятость в случае невозможности продолжения работы по прежней специальности);

- о правах на диспансеризацию и санаторно-курортное оздоровление (поможет своевременно поддержать и восстановить функции организма, нарушенные при выполнении трудовых обязанностей)

Не менее 800 предпенсионеров получат бесплатную квалифицированную юридическую помощь практикующих юристов (от консультации до представления интересов в суде). 120 граждан пройдут обучение в «Правовой школе предпенсионеров», в рамках которой будет проведено 18 семинаров (36 часов) в г. Кирове и 8 муниципальных образованиях области.

Также в рамках проекта планируется:

- мониторинг активности работодателей по реализации прав предпенсионеров;

- разработка информационно-просветительского портала «За права предпенсионеров» с возможностью непрерывного доступа и он-лайн консультаций юриста;

- организация работы общественной юридической приемной;

- проведение конференции и издание методического пособия (в эл.виде) по обобщению накопленного в проекте опыта

В случае сохранения неблагоприятной эпидемиологической ситуации по коронавирусу и запрета массовых мероприятий, все мероприятия проекта возможно провести в он-лайн режиме.

Цель

  1. повышение правовой грамотности и правовой защищенности предпенсионеров, в том числе в области трудового законодательства

Задачи

  1. Организовать систему правового просвещения предпенсионеров по вопросам их прав в области трудового законодательства, льготах и мерах господдержки
  2. Создать эффективную систему оказания бесплатной квалифицированной консультационной и юридической помощи по защите трудовых прав предпенсионеров, в том числе тех права которых нарушены
  3. Обобщить накопленный в проекте опыт применения системы правовой защиты и информирования предпенсионеров об их правах в области трудового законодательства

Обоснование социальной значимости

Предпенсионеры – группа населения, выделенная в результате пенсионной реформы (№305-ФЗ от 03.10.2018). По данным Росстата, в Кировской области доля лиц старше трудоспособного возраста в 2019 году составила 29,8% (каждый третий житель области), в дальнейшем ожидается рост показателя, а следовательно, и числа предпенсионеров. По данным Отделения ПФР по Кировской области, в настоящее время в регионе насчитывается 37065 работающих предпенсионеров.

Продление трудовой деятельности данной возрастной группы связано с проблемами, обусловленными сниженным уровнем здоровья и трудоспособности, накопленными профессиональными заболеваниями. Также предпенсионеры уступают более молодым группам населения в скорости обучения и уровне овладения современными коммуникационными и компьютерными технологиями. При этом предпенсионеры заинтересованы в переобучении и повышении квалификации. По данным исследования «Альфастрахования», 47% российских сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста были бы рады регулярно повышать квалификацию в своей профессии (https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/07/24/807234-rabotodateli-obuchayut), по данным опроса предпенсионеров на портале Роструда (trudvsem.ru) почти 28% обучились бы профессии, которая позволит работать из дома.

Также продление трудовой деятельности предпенсионеров связано с высоким риском увольнения. По данным опроса предпенсионеров на портале Роструда, 77,6% уверены, что их трудоустройство зависит от готовности работодателя нанять сотрудника старшего возраста (https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/news/show/1585). По данным аналитического обзора НАФИ (https://nafi.ru/), более половины (57%) предпенсионеров считают, что найти равноценную работу в случае увольнения им будет невозможно или затруднительно. При этом поиск работы в последние 2-3 года затянулся у половины предпенсионеров, предпринявших эти попытки. Наиболее частой причиной продолжительного поиска работы были отказы работодателей из-за возраста (https://rg.ru/2019/11/28/opros-predpensionery-boiatsia-ne-najti-rabotu-v-sluchae-uvolneniia.html).

Для нивелирования данных проблем государством предусмотрен ряд мер по защите предпенсионеров: налоговые льготы, защита от необоснованного увольнения, повышенный размер пособия по безработице, бесплатное переобучение, компенсация за санаторно-курортное лечение.

Однако эти меры недостаточно эффективны, поскольку:

- модель правового просвещения данной категории граждан, в т.ч. информирования их о правах и льготах не отработана,

- каналы получения обратной связи и сигналов о нарушении прав не налажены,

- механизмы оказания доступной качественной юридической помощи отсутствуют (а услуги юридических фирм предпенсионерам не доступны из-за высокой стоимости),

- действия государственных структур, ответственных за защиту интересов и прав предпенсионеров, не согласованы и не имеют механизма «единого окна».

В результате низкая информированность предпенсионеров о правах и льготах, их низкая правовая грамотность, в т.ч. в области трудового права создают ситуацию незащищенности данных граждан. В районах области данные проблемы стоят ещё острее, чем в областном центре. В то же время достижение высокого уровня правовой культуры и правовой грамотности населения - одна из основных задач российского гражданского общества, что подтверждается Основами государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168).

Дополнительная незащищенность прав предпенсионеров возникает в связи возможным сокращением рабочих мест из-за неблагоприятных экономических последствий карантина по коронавирусу. Предпенсионерам в силу низкого уровня здоровья и владения современными технологиями сложно конкурировать на рынке труда с более молодыми возрастными группами, а в силу правовой неграмотности – противостоять незаконным увольнениям.

Запрашиваемая сумма грантов:
1 103 783,000 ₽ (55%)
Заявленное софинансирование:
899 395,000 ₽ (45%)
Использованная сумма гранта:
1 103 783,000 ₽ (55%)
Фактическое софинансирование:
899 395,000 ₽ (45%)
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии