- наставляемые - дети и молодые люди в трудной жизненной ситуации;
- наставники;
- тьюторы (социально-педагогические работники) программ наставничества;
- муниципальные координаторы и орг.группы программ наставничества;
- образовательные организации, организациии социального обслуживания населения;
- незащищенные группы, которым могут оказать помощь участники и выпускники программ социального наставничества;
- местные власти, органы муниципального управления;
- предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах
Развитие институтов гражданского общества
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСТАВНИЧЕСТВА «МОЕ БУДУЩЕЕ»
1127799025200
Краткое описание
Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности.
Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации).
Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ соц.наставничества для общества; нехватка ресурсов.
Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:
1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").
2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).
3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).
4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.
Проект реализуется на основе методологии:
1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),
2) теория человеческого капитала;
3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),
4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).
Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство" (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором - специалистом международного уровня. Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.
Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.
Цель
- Формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации (ТЖС))
Задачи
- Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества
- Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества
- Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества
- Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества
Обоснование социальной значимости
Проект направлен на предотвращение и решение социально-педагогических и управленческих проблем, развитие территорий.
Проблемы: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий для капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ социального наставничества для общества; нехватка ресурсов.
Проблемы выявлены нами на основе анализа международных и российских практик, опыта реализации лидерских межрегиональных проектов соц.наставничества в 2016-2019 гг. при поддержке Агентства стратегических инициатив и Фонда президентских грантов через:
- опросы участников, сбор и анализ статистических данных (пример отчета: https://drive.google.com/drive/folders/1QJiM5e79ZwuK2YMASsNhvVDBT7YwmIhY);
- анализ региональных кейсов (например, оцифровано в рамках цикла вебинаров: http://wp.worldtutors.ru/wppage/cikl-vebinarov-mb/);
- проведение тематических очных и онлайн фокус-групп (https://www.youtube.com/watch?v=i0Gdp6wEvqM, https://www.youtube.com/watch?v=3-zCI39iBx0),
- интервью с экспертами (отчет об интервью, проведенных в мае-июне 2019 г.: https://drive.google.com/drive/folders/1q-SFVz3jmijNCVBXUVV89X8bDxibr67l).
Программы соц.наставничества предполагают выход благополучателя из программы по окончании заданного цикла работы с наставником, 100% выпускников программы не возвращаются к сотрудничеству с программой в течение первого года после ее окончания. Выгорание наставников, тьюторов, организаторов (напр., в Новгородской обл. только 27% тьюторов продолжают участие в последующих циклах; 60% локальных координаторов ощущают недостаток материального и нематериального поощрения). Наставляемые зачастую желают продолжить общение с наставником (от 40% до 80%), в т.ч. ищут нового, в связи с переездом, переходом из школы в колледж. Также в соцнаставничестве не хватает "рук" и "голосов" (волонтеров, амбассадоров). При этом местные сообщества слабо информированы о возможностях помочь программам и, напротив, созданных ими ресурсах.
Ожидаемый эффект: объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников программ наставничества по регионам; популяризация, повышение распространения программ наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения; более успешная социальная интеграция детей (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.). Результаты уточнены в соответствующем разделе заявки
5 421 418,000 ₽ (59%) Заявленное софинансирование:
3 817 416,000 ₽ (41%) Использованная сумма гранта:
5 421 418,000 ₽ (59%) Фактическое софинансирование:
3 817 416,000 ₽ (41%)