http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Ещё раз об инклюзии!
Второй конкурс 2018

Этап 1

Срок реализации: 01.12.2018 – 28.02.2019

Этап 1

Срок реализации: 01.12.2018 – 28.02.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.12.2018 – 31.10.2019
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
18-2-015239
Целевые группы:
  1. Основная целевая группа – школьники-инвалиды по зрению, получающие образование инклюзивно в условиях общеобразовательных школ. По нашим данным в области более 100 таких детей, для сравнения в Нижегородской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 учащихся. Многие из них имеют серьезные сопутствующие заболевания (эпилепсия, заболевания сердца и желудка, диабет и др.), вследствие которых дети не могут находиться в условиях интерната. Около половины обучаются на домашнем обучении и фактически лишены возможности полноценного общения со своими сверстниками. Мы планируем вовлечь в деятельность по проекту все нуждающиеся в наших услугах семьи. Единственным критерием отбора является наличие у ребенка инвалидности по зрению. Кроме того, в целевую группу будут включаться дети, имеющие инвалидность по другому заболеванию, у которых реально также есть серьезная патология зрения. Кроме того, участниками проекта станут члены семей школьников с инвалидностью по зрению (более 150 человек), учителя общеобразовательных школ, которые обучают слабовидящих детей (более 60 человек), и учащиеся тех классов, где есть школьники с инвалидностью, в которых предполагается проведение уроков доброты (12 классов).

Проект нацелен на оказание комплексной поддержки школьникам с инвалидностью по зрению, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. В Нижегородской области выявлено более 100 таких школьников, для сравнения в областной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 детей. На базе созданного ресурсного центра предполагается отработать модель и технологии комплексной поддержки. Планируется научить слабовидящих школьников использовать в обучении современные технические средства для компенсации зрительного дефекта, обеспечить их адаптированными учебными пособиями и организовать для них службу проката технических средств; оказать психологическую помощь школьникам и их родителям очно и по телефону доверия; предоставить методическую поддержку учителям массовых школ, обучающих слабовидящих школьников; провести циклы уроков доброты в классах, где учатся такие дети для формирования у здоровых сверстников толерантного отношения к детям с инвалидностью; привлечь ресурсы местного бизнеса для обеспечения слабовидящих детей из малоимущих семей дорогостоящими техническими средствами реабилитации. Этими мероприятиями будет охвачена вся территория Нижегородской области и все выявленные семьи посредством проведения шести зональных выездных «экспедиций». Программа экспедиции предусматривает: тренинг для родителей и школьников по пониманию инвалидности, мастер-класс для школьников по использованию современных технических средств, семинар-практикум для учителей, индивидуальные консультации по подбору оптимальных технических средств и психологическим вопросам. Предполагается обучить не менее 60 учителей; провести циклы уроков доброты в 12 классах. Для выпуска адаптированных учебных пособий планируется организовать творческую волонтерскую мастерскую, где будут работать предварительно обученные волонтеры.

Важным мероприятием проекта станет трехдневный обучающий практикум «школа лидеров». Двенадцать семей целевой группы (по 2 семьи из каждой зоны) пройдут курс обучения, чтобы потом сплотить вокруг себя семьи целевой группы своей зоны для продвижения и защиты законных интересов. Опыт проекта (модель и технологии комплексной поддержки) будет обобщен в буклете, распространенном среди заинтересованных организаций из других регионов. Предполагается трансляция опыта проекта 20 представителям других регионов в рамках итогового двухдневного межрегионального семинара «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». Организация комплексной поддержки детей-инвалидов по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах, с учетом всех выше изложенных аспектов, является необходимым условием для того, чтобы их инклюзивное образование стало действительно успешным.

Проект предполагается реализовать в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, которое окажет информационную и организационную поддержку, в том числе при организации 6 семинаров-практикумов для учителей

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Деятельность, осуществленная в ходе первого периода реализации проекта, была направлена на достижение поставленной цели и решение означенных задач.

В декабре осуществлен предварительный этап проекта, в течение которого проведена деятельность, направленная на организацию работы ресурсного цнтра по поддержке инклюзивного образования слабовидящих школьников. Основным достижением этого периода является заключение соглашения о партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее Министерство). В рамках партнерства с Министерством выработана стратегия проведения выездных мероприятий: определены шесть городов нижегородской области, где пройдут выездные зональные мероприятия; установлена территориальная принадлежность всех территорий региона к той или иной зоне; утвержден график выездных мероприятий (месяц проведения); составлено и распространено среди управлений образования Нижегородской области информационное письмо о выездных мероприятиях; разработана и согласована программа выездных мероприятий и программа семинара-практикума для учителей; сформирован список школ, учителя которых будут участвовать в выездных мероприятиях. В организации выездных мероприятий помимо управлений образования окажут информационную поддержку территориальные управления социальной защиты в рамках ранее заключенного соглашения о сотрудничестве между Министерством социальной политики Нижегородской области и НРООРДИЗ «Перспектива».

Начато формирование базы данных представителей целевой группы – слабовидящих школьников. При содействии Министерства собраны сведения о слабовидящих детях и школах, где они учатся, в Н.Новгороде и Нижегородской области. Изначально в базу вошло около 70 школьников. База данных пополняется по мере проведения зональных выездных мероприятий за счет информирования потенциальных участников мероприятий проекта территориальными управлениями социальной защиты населения. Например, к концу отчетного периода база включает 86 детей.

Для работы творческой мастерской по адаптации учебных материалов для слабовидящих школьников обучено 5 волонтеров, которые будут заниматься этой работой. Предполагается применять сканирование, копирование с масштабированием. Представители целевой группы проинформированы о возможности адаптации учебных материалов. Однако за отчетный период не поступило заявок на этот вид работ.

Также представители целевой группы проинформированы о возможности брать в бесплатное пользование технические средства – служба безвозмездного проката технических средств, которая начала работать в рамках проекта. НРООРДИЗ «Перспектива» в качестве собственного вклада предоставила для службы проката имеющиеся технические средства. На средства гранта приобретены технические средства, облегчающие доступность учебной информации для слабовидящих школьников: 2 электронных портативных увеличивающих устройства для чтения «Ruby» и плеер для чтения говорящих книг в специализированном для незрячих формате LKF с функцией диктопона и выходом в Интернет. Это оборудование слабовидящие школьники также смогут взять в безвозмездный прокат на 2 недели. За отчетный период поступило одно обращение в службу проката.

В течение отчетного периода проведено 2 выездных мероприятия. Первое состоялось в г. Арзамасе 31 января – 1 февраля. В нем участвовали семьи целевой группы и учителя Арзамасского, Вадского, Шатковского, Дальнеконстантиновского, Перевозского, Починковского, Лукояновского районов и г. Сарова – 30 учителей, 12 детей и 20 родителей. Второе мероприятие прошло в г. Урень 20 – 21 февраля. В нем участвовали учителя и семьи Тоншаевского, Тонкинского, Шахунского, Уренского, Шарангского, Краснобаковского районов – 18 учителей, 4 ребенка, 8 родителей. Малое количество родителей и детей на мероприятии в Урене объясняется тяжелой эпидемиологической

обстановкой: в это время был карантин по гриппу, многие представители целевой группы были больны или побоялись участвовать в общественном мероприятии.

Выездные мероприятия включали:

- семинар-практикум для учителей, в ходе которого учителя получили теоретические знания об особенностях учебной деятельности слабовидящих школьников, о «школьных трудностях», которые они испытывают в связи с плохим зрением, и практические рекомендации по оптимальной организации учебного процесса и использованию современных технических средств для преодоления «школьных трудностей»; рассмотрели вопросы, связанные с профессиональной ориентацией и психологическими трудностями слабовидящих учащихся;

- тренинг для родителей «Я родитель «особенного» школьника», где родители обсудили разные проблемы, возникающие при инклюзивном обучении слабовидящего ребенка, и наметили пути разрешения этих проблем;

- мастер-класс по демонстрации технических средств для слабовидящих, где дети и родители имели возможность познакомиться с техническими средствами, облегчающими учебный процесс при плохом зрении, и попробовать применить их на практике;

- индивидуальные консультации по подбору технических средств (по запросу родителей) – предоставлено 3 консультации.

Помещения для проведения мероприятий предоставлены управлениями образования и социальной защиты населения. Семинары-практикумы для учителей состоялись в школе №6 г. Арзамаса и школе№2 г. Уреня. Мероприятия для детей и родителей осуществлены в Центре реабилитации детей и подростков с ОВЗ г. Арзамаса и комплексном Центре социального обслуживания населения г. Уреня.

На выездных мероприятиях и учителям, и родителям продемонстрирована презентация проекта «Еще раз об инклюзии», которая подготовлена сотрудниками проекта. Кроме того, модель комплексной поддержки инклюзивного образования слабовидящих школьников, представленная в проекте «Еще раз об инклюзии» была представлена на Всероссийском форуме «Инклюзия без иллюзий» в рамках конкурса нклюзивных практик.

Реализованная деятельность освещена на сайте www.perspectiva-nn.ru и на других ресурсах Интернет, а также в местных печатных изданиях.

28

оказана комплексная поддержка не менее 100 школьникам-инвалидам, получающим инклюзивное образование

2

Проведены тренинги по пониманию инвалидности

2

Проведены мастер-классы по использованию в обучении современных технических средств реабилитации

48

учителя освоили приемы работы со слабовидящими школьниками

2

Проведены семинары-практикумы для учителей

0

Проведено 12 циклов уроков доброты, включающие 4 интерактивных урока

0

семьи целевой группы обучены на трехдневном практикуме «школа лидеров»

0

Изданы и распространены буклеты среди заинтересованных организаций и лиц

0

представители из разных регионов РФ познакомились с опытом проекта на двухдневном семинаре

Описание мероприятий

Выездное зональное мероприятие по инклюзии в городе Урень Нижегородской области
Запланированные сроки 01.02.2019 – 28.02.2019
Фактические сроки 20.02.2019 – 21.02.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: мастер-класс для слабовидящих школьников, семинар-практикум для учителей массовых школ и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в обычных школах </p>

Выездное зональное мероприятие по инклюзии в городе Арзамас Нижегородской области
Запланированные сроки 31.01.2019 – 01.02.2019
Фактические сроки 31.01.2019 – 01.02.2019

Итог мероприятия

<p>В рамках мероприятия проведено: мастер-класс для слабовидящих школьников, семинар-практикум для учителей массовых школ и семинар-тренинг для родителей таких школьников, обучающихся в обычных школах</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии