Этап 3
Срок реализации: 01.08.2019 – 31.10.2019О проекте
- Основная целевая группа – школьники-инвалиды по зрению, получающие образование инклюзивно в условиях общеобразовательных школ. По нашим данным в области более 100 таких детей, для сравнения в Нижегородской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 учащихся. Многие из них имеют серьезные сопутствующие заболевания (эпилепсия, заболевания сердца и желудка, диабет и др.), вследствие которых дети не могут находиться в условиях интерната. Около половины обучаются на домашнем обучении и фактически лишены возможности полноценного общения со своими сверстниками. Мы планируем вовлечь в деятельность по проекту все нуждающиеся в наших услугах семьи. Единственным критерием отбора является наличие у ребенка инвалидности по зрению. Кроме того, в целевую группу будут включаться дети, имеющие инвалидность по другому заболеванию, у которых реально также есть серьезная патология зрения. Кроме того, участниками проекта станут члены семей школьников с инвалидностью по зрению (более 150 человек), учителя общеобразовательных школ, которые обучают слабовидящих детей (более 60 человек), и учащиеся тех классов, где есть школьники с инвалидностью, в которых предполагается проведение уроков доброты (12 классов).
Проект нацелен на оказание комплексной поддержки школьникам с инвалидностью по зрению, получающим инклюзивное образование в общеобразовательных школах. В Нижегородской области выявлено более 100 таких школьников, для сравнения в областной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей обучается 135 детей. На базе созданного ресурсного центра предполагается отработать модель и технологии комплексной поддержки. Планируется научить слабовидящих школьников использовать в обучении современные технические средства для компенсации зрительного дефекта, обеспечить их адаптированными учебными пособиями и организовать для них службу проката технических средств; оказать психологическую помощь школьникам и их родителям очно и по телефону доверия; предоставить методическую поддержку учителям массовых школ, обучающих слабовидящих школьников; провести циклы уроков доброты в классах, где учатся такие дети для формирования у здоровых сверстников толерантного отношения к детям с инвалидностью; привлечь ресурсы местного бизнеса для обеспечения слабовидящих детей из малоимущих семей дорогостоящими техническими средствами реабилитации. Этими мероприятиями будет охвачена вся территория Нижегородской области и все выявленные семьи посредством проведения шести зональных выездных «экспедиций». Программа экспедиции предусматривает: тренинг для родителей и школьников по пониманию инвалидности, мастер-класс для школьников по использованию современных технических средств, семинар-практикум для учителей, индивидуальные консультации по подбору оптимальных технических средств и психологическим вопросам. Предполагается обучить не менее 60 учителей; провести циклы уроков доброты в 12 классах. Для выпуска адаптированных учебных пособий планируется организовать творческую волонтерскую мастерскую, где будут работать предварительно обученные волонтеры.
Важным мероприятием проекта станет трехдневный обучающий практикум «школа лидеров». Двенадцать семей целевой группы (по 2 семьи из каждой зоны) пройдут курс обучения, чтобы потом сплотить вокруг себя семьи целевой группы своей зоны для продвижения и защиты законных интересов. Опыт проекта (модель и технологии комплексной поддержки) будет обобщен в буклете, распространенном среди заинтересованных организаций из других регионов. Предполагается трансляция опыта проекта 20 представителям других регионов в рамках итогового двухдневного межрегионального семинара «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». Организация комплексной поддержки детей-инвалидов по зрению, обучающихся в общеобразовательных школах, с учетом всех выше изложенных аспектов, является необходимым условием для того, чтобы их инклюзивное образование стало действительно успешным.
Проект предполагается реализовать в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, которое окажет информационную и организационную поддержку, в том числе при организации 6 семинаров-практикумов для учителей
В продолжение последнего отчетного периода созданный в ходе проекта ресурсный центр осуществлял свою работу. Были уточнены и скорректированы сведения о слабовидящих детях, получающих инклюзивное образование, содержащиеся в базе данных. Также в базу данных включены сведения о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных школах для детей с нарушением интеллекта.
Завершено проведение уроков доброты. Состоялся цикл уроков на последней 12-й площадке. Уроки доброты проведены согласно схеме, отработанной в предыдущем отчетном периоде. Цикл включал 4 урока, разделенных на два модуля по два спаренных урока. Уроки проведены квалифицированными специалистами. В рамках Уроков специалисты применяли игровые технологии, лекционный материал, представленный в доступной форме. Также использовались современные информационные технологии и мультимедиа (показ мултфильма «Подарок» о щенке, живущем на 3 лапках и интерактивная сказка о смелом Бельчонке, который был не похож на других). Обязательно демонстрировались специальные предметы, которыми пользуются незрячие дети в школе, трость для самостоятельной ходьбы и др. Уроки помогли детям лучше понять кто такие инвалиды, как с ними общаться и в какой помощи они нуждаются. Теоретический материал и игровые технологии чередовались, поэтому Урок не был тяжелым для ребят. В конце каждого занятия организаторы использовали Древо впечатлений, на котором каждый ребенок мог написать о том, чему он научился на Уроке, что нового узнал.
Проведена работа по подготовке и выпуску буклета, обобщающего опыт проекта. В буклете отражена отработанная в рамках проекта Модель комплексной поддержки слабовидящих школьников, получающих инклюзивное образование,а также содержится краткое описание примененных в ходе проекта технологий. Буклет распространен среди заинтересованных лиц и организаций на территории РФ. Часть тиража передана для распространения в институт коррекционной педагогики РАО для распространения среди заинтересованных организаций.
Состоялось главное обучающее мероприятие проекта по распространению опыта оказания комплексной поддержки слабовидящим школьникам при получении инклюзивного образования – двухдневный обучающий семинар «Проблемы и перспективы инклюзивного образования слабовидящих школьников». В семинаре приняли участие представители 12 регионов РФ: сотрудники образовательных учреждений, некоммерческих организаций, общественные деятели и т.п. Среди участников семинара было четыре незрячие кандидата наук.
Программа семинара предполагала знакомство с опытом проекта «Еще раз об инклюзии», презентация интересных кейсов в сфере поддержки инклюзивного образования детей-инвалидов по зрению, выявленных в Нижегородской области в ходе выездных экспедиций; презентация опыта других регионов по заявленной теме, обмен мнениями. Были организованы разнообразные формы работы: пленарное заседание, панельная дискуссия, круглый стол, коворкинг и др. Программа семинара и список его участников прилагается к отчету.
В качестве незапланированного результата: в ходе семинара обсуждалась проблема инклюзивного образования школьников с инвалидностью по зрению, имеющих сопутствующее нарушение слуха. В работе семинара участвовало три участника с одновременным нарушением зрения и слуха (слепоглухие).Кроме того, в секции, предполагающей обмен мнениями участвовали слабовидящие молодые люди, бывшие учащиеся коррекционных и массовых школ, а также участница семинара-практикума «Школа-лидеров».
Так как многие участники семинара являлись инвалидами по зрению привлекались волонтеры для сопровождения участников. Они встречали участников с поезда и провожали на поезд, помогали ориентироваться в ходе семинара и в обслуживании во время кофе-пауз и в ресторане.
Осуществленная за отчетный период деятельность освещена на сайте www.perspectiva-nn.ru, в социальных сетях, в региональных СМИ (телеканал ННТВ и радио «Образ»), а также подготовлен и выйдет в свет репортаж в Всероссийском литературно-художественном общественно-политическом журнале «Диалог».
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>20 представителей других регионов РФ познакомились с опытом оказания комплексной поддержки инклюзивного образования слабовидящих школьников в рамках двухдневного семинара</p>
Итог мероприятия
<p>Проведено 2 цикла по 4 урока</p>