http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться. Использование компьютерного тренинга для компенсации дефицитов функциональной грамотности
Первый конкурс 2018

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2018 – 31.10.2018

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2018 – 31.10.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.07.2018 – 30.06.2019
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
18-1-003397
Целевые группы:
  1. Учащиеся начальной и основной школы и, в том числе, дети и подростки со специальными потребностями
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Преподаватели инклюзивных классов

Цель проекта – повышение качества общего образования. Мероприятия направлены на выявление и компенсацию дефицитов функциональной грамотности у школьников, переходящих из начальной школы в основную.

Согласно исследованиям, проводимым в системе образования (см. например, https://www.eduniko.ru), в основной школе по мере прохождения учебных курсов наблюдается снижение образовательных результатов по большинству предметов. Одна из значимых причин – неготовность учащихся к восприятию сложного материала. Начальная школа уделяет недостаточно внимания формированию общеучебных компетенций и, в частности, учебно-информационных умений. По мнению экспертов и преподавателей-практиков, учащиеся 4-5 классов плохо подготовлены к работе со сложными текстами, таблицами, различными графическими представлениями: картами, схемами, диаграммами и т.д. Измерения, проведенные организацией-заявителем в 2017-18 учебном году, подтверждают, что у учащихся 4 классов имеются серьезные дефициты функциональной грамотности. Если они не будут компенсированы, это скажется на результативности дальнейшего обучения.

Диагностические процедуры проводились в компьютерной форме на основе оригинальной методики проверки развитости умений, связанных с восприятием учебной информации, представленной в различных форматах. Были использованы программные инструменты, предоставленные разработчиком – «Студией «Март», партнером организации-заявителя. Методика персонализированного тренинга предполагает выполнение заданий на понимание учебной информации, представленной в различных форматах. Каждый учащийся действует в комфортном для себя ритме и может выполнять задания многократно, устраняя собственные ошибки. В процессе выполнения фиксируются правильные и ошибочные действия пользователей. Подробный отчет о ходе выполнения задания позволил провести детальный анализ ошибок и выявить конкретные дефициты умений и объективно оценить уровень функциональной грамотности школьников 4 классов. Эти результаты дали основания для корректировки учебного процесса в конкретных школах.

Для получения репрезентативных результатов, которые бы позволили создать тиражируемую методику компенсации дефицитов и повысить качество обучения, необходимо расширить эксперимент до одного или нескольких школьных кластеров: обеспечить сбор статистики и создание экспертной системы, устанавливающей корреляции между уровнем функциональной грамотности и предметными результатами.

В рамках проекта аналогичные измерения (в форме компьютерных тренингов) будут проведены в нескольких десятках школ для учащихся 3-6 классов. Программа мероприятий предполагает, что школьникам, прошедшим первичную диагностику, будут предложены индивидуальные и групповые тренинговые программы компенсирующего характера. После завершения тренингов будут проведены повторные измерения. На основе собранной информации будут выявлены наиболее значимые проблемы с функциональной грамотностью в начальной школе, что позволит ввести соответствующие коррективы в учебный процесс.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Целью проекта “Учим учиться” является повышение функциональной грамотности учащихся начальной школы и подготовка к изучению сложного учебного материала в основной школе. В ходе проекта учащиеся четвертых классов должны пройти диагностические процедуры, выявляющие у них дефициты функциональной грамотности. По итогам диагностики на следующем этапе проекта им будут предложены целевые тренинговые программы компенсирующего и развивающего характера.

Проект реализуется в школах двух региональных кластеров: Василеостровского района Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Занятия проходят в форме индивидуального выполнения интерактивных заданий на платформе образовательного on-line сервиса cloud.edumart.ru.

Основной задачей 1 этапа проекта (июль - октябрь 2018 г.) являлись всесторонняя подготовка к началу диагностических процедур в школах регионов проекта.

В организационном плане были достигнуты следующие результаты.

Были определены и согласованы с образовательными учреждениями региона принципы распределения квот на учащихся. На каждый из двух регионов проекта было выделено по 600 индивидуальных лицензий учащихся.

Были составлены и согласованы списки образовательных организаций, принимающих участие в проекте. Первоначально предполагалось, что каждая школа будет представлена одним классом (в среднем 30 учащихся). Но с учетом мнения учреждений управления образованием регионов проекта и самих образовательных организаций принципы распределения квоты было пересмотрено. От Василеостровского района Санкт-Петербурга в проекте принимают участие 23 класса из 11 школ, а от Ленинградской области - 30 классов из 19 школ. Общее количество учащихся из двух регионов проекта -1211. Списки школ - участников проекта опубликованы на сайте: http://learntolearn.ru/node/12 и http://learntolearn.ru/node/23

Были разработаны и подписаны типовые (нефинансовые) договора о сотрудничестве, определяющие взаимные обязательства ИЦ ТСО и школ в рамках выполнения программы мероприятий проекта.

В методическом плане были достигнуты следующие результаты.

Подготовлены и проведены вводные семинары для школьных координаторов и преподавателей, непосредственно работающих в проекте. 12.09 состоялся семинар для педагогов Василеостровского района. В семинаре участвовали и представители районного информационно-методического центра. 26.09 состоялся вводный семинар для педагогов Ленинградской области. Представители удаленных школ, не сумевшие прибыть для участия в семинаре, получили пакет методических материалов и индивидуальные консультации по телефону и электронной почте.

Для преподавателей, работающих по программе мероприятий проекта, была разработана брошюра “Диагностический модуль. Организация диагностических процедур и рекомендации по их проведению”. Брошюра в электронном виде разослана школам и опубликована на сайте проекта http://learntolearn.ru/node/18.

Начиная с 1 октября, для участников проекта были организованы регулярные рассылки методических рекомендаций и консультации по электронной почте.

В техническом плане были достигнуты следующие результаты.

Подготовлены и загружены в Интернет задания для проведения диагностических процедур: “Диагностический модуль”, включающий 21 задание.

Для всех участников проекта: учащихся, педагогов, родителей были предоставлены индивидуальные лицензии на доступ к программному сервису информационного тренинга cloud.edumart.ru. Лицензии предоставлены партнером проекта - ООО “Студия “Март”.

Каждому пользователю на основании полученной лицензии предоставлен доступ в личный кабинет для участия в проекте (в соответствии с их ролями). Учащимся назначены задания диагностического модуля.

В информационном плане были достигнуты следующие результаты

Проект “Учим учиться” был представлен на районной педагогической конференции Василеостровского района в качестве инновационной инициативы, призванной повысить результативность обучения во всех учебных заведениях районного кластера.

Был разработан и опубликован сайт проекта learntolearn.ru. Сайт наполнен различными методическими материалами, даны примеры заданий. Подробно представлены мероприятия проекта и его участники. На сайте публикуются методические рекомендации для педагогов, участвующих в проекте.

Информация о проекте “Учим учиться” распространялась по ведомственным каналам системы образования, представлялась на различных мероприятиях, проводившихся вне регионов проекта. В частности, представителем команды проекта был сделан доклад на районной педагогической конференции Приморского района Санкт-Петербурга, материалы распространялись в Москве и других регионах.

Таким образом, к официальному началу работы по программе мероприятий проекта, была достигнута полная готовность, что позволило школам приступить к работе 1 октября, как это и было запланировано.

Первая стадия проекта - выполнение заданий диагностического модуля - выходит за организационные рамки 1 этапа проекта. Поэтому полное представление результатов будет дано в отчете по этапу 2.

По состоянию на 5 ноября текущие результаты могут быть охарактеризованы следующим образом.

Все школы, участвующие в проекте, приступили к работе. Во всех 53 классах проведены вводные занятия. Технических проблем при работе с программным сервисом не зафиксировано. В организационном плане школы по-разному строят расписание работы, исходя из конкретной обстановки. Большинство учащихся находятся в процессе прохождения программы диагностики, однако порядка четверти участников уже завершили работу. На сайте в режиме online публикуются данные мониторинга http://learntolearn.ru/statistics

Еженедельные отчеты рассылаются координаторам региональных учреждений управления образованием и повышения квалификации преподавателей.

Распространение информации о проекте, поддержанном Фондом президентских грантов привело к расширению круга участников. В проект включились 6 школ, не относящихся к регионам проекта. Они представляют другие районы Санкт-Петербурга, Москву и Новгородскую область. Получены предварительные заявки и от других регионов. Общее количество учащихся, вовлеченных в проект, достигло 1354 человек (по состоянию на 5.11).

Для популяризации идей информационного тренинга и продвижения информации о проекте были созданы страницы в социальных сетях Facebook и Вконтакте.

2767

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

1354

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

Описание мероприятий

Вводные семинары для школьных координаторов и преподавателей Василеостровского района и Ленинградской области
Запланированные сроки 01.09.2018 – 30.09.2018
Фактические сроки 12.09.2018 – 26.09.2018

Итог мероприятия

<p>Представители школ ознакомлены с планом мероприятий проекта, особенностями новой учебной практики, организацией взаимодействия преподавателей и учащихся в ходе тренинга. Розданы комплекты организационных документов. Разосланы методические рекомендации по подготовке и проведению диагностического модуля</p>

Вводные уроки в классах - участниках проекта
Запланированные сроки 01.10.2018 – 15.10.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 31.10.2018

Итог мероприятия

<p>В классах проведены вводные уроки, в ходе которых учащимся были разъяснены цели и задачи проекта, представлены задания диагностического модуля, проведен инструктаж</p>

Предоставление доступа к программному сервису (регионы проекта)
Запланированные сроки 20.09.2018 – 30.09.2018
Фактические сроки 20.09.2018 – 30.09.2018

Итог мероприятия

<p>Открыт доступ к программному сервису для участников проекта: учащихся, их родителей и преподавателей</p>

Предоставление доступа к программному сервису (не регионы проекта)
Запланированные сроки 01.10.2018 – 31.10.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 22.10.2018

Итог мероприятия

<p>Расширена аудитория проекта за счет привлечения школ из других районов Санкт-Петербурга и других регионов. </p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии