Этап 2
Срок реализации: 01.11.2018 – 31.03.2019О проекте
- Учащиеся начальной и основной школы и, в том числе, дети и подростки со специальными потребностями
- Родители учащихся
- Школьные преподаватели и администраторы образования
- Преподаватели инклюзивных классов
Цель проекта – повышение качества общего образования. Мероприятия направлены на выявление и компенсацию дефицитов функциональной грамотности у школьников, переходящих из начальной школы в основную.
Согласно исследованиям, проводимым в системе образования (см. например, https://www.eduniko.ru), в основной школе по мере прохождения учебных курсов наблюдается снижение образовательных результатов по большинству предметов. Одна из значимых причин – неготовность учащихся к восприятию сложного материала. Начальная школа уделяет недостаточно внимания формированию общеучебных компетенций и, в частности, учебно-информационных умений. По мнению экспертов и преподавателей-практиков, учащиеся 4-5 классов плохо подготовлены к работе со сложными текстами, таблицами, различными графическими представлениями: картами, схемами, диаграммами и т.д. Измерения, проведенные организацией-заявителем в 2017-18 учебном году, подтверждают, что у учащихся 4 классов имеются серьезные дефициты функциональной грамотности. Если они не будут компенсированы, это скажется на результативности дальнейшего обучения.
Диагностические процедуры проводились в компьютерной форме на основе оригинальной методики проверки развитости умений, связанных с восприятием учебной информации, представленной в различных форматах. Были использованы программные инструменты, предоставленные разработчиком – «Студией «Март», партнером организации-заявителя. Методика персонализированного тренинга предполагает выполнение заданий на понимание учебной информации, представленной в различных форматах. Каждый учащийся действует в комфортном для себя ритме и может выполнять задания многократно, устраняя собственные ошибки. В процессе выполнения фиксируются правильные и ошибочные действия пользователей. Подробный отчет о ходе выполнения задания позволил провести детальный анализ ошибок и выявить конкретные дефициты умений и объективно оценить уровень функциональной грамотности школьников 4 классов. Эти результаты дали основания для корректировки учебного процесса в конкретных школах.
Для получения репрезентативных результатов, которые бы позволили создать тиражируемую методику компенсации дефицитов и повысить качество обучения, необходимо расширить эксперимент до одного или нескольких школьных кластеров: обеспечить сбор статистики и создание экспертной системы, устанавливающей корреляции между уровнем функциональной грамотности и предметными результатами.
В рамках проекта аналогичные измерения (в форме компьютерных тренингов) будут проведены в нескольких десятках школ для учащихся 3-6 классов. Программа мероприятий предполагает, что школьникам, прошедшим первичную диагностику, будут предложены индивидуальные и групповые тренинговые программы компенсирующего характера. После завершения тренингов будут проведены повторные измерения. На основе собранной информации будут выявлены наиболее значимые проблемы с функциональной грамотностью в начальной школе, что позволит ввести соответствующие коррективы в учебный процесс.
Основным содержанием 2 этапа (ноябрь 2018 г. ноябрь - март 2019 г.) являлись завершение диагностических процедур, начатых в рамках 1 этапа;
анализ результатов диагностики; проведение семинаров для представителей школ, согласование распределения учащихся по группам и порядка прохождения тренинговых программ; запуск тренинговых программ; участие в публичных мероприятиях.
Были достигнуты следующие результаты.
Завершено выполнение диагностического модуля.
Василеостровский район Санкт-Петербурга: в проекте продолжают работать 593 учащихся, из них полностью прошли диагностику 575 (97,0 %).
Ленинградская область: в проекте продолжают работать 593 учащихся, из них полностью прошли диагностику 579 (97,6 %).
Вместе с учащимися школ из других регионов, присоединившимися к проекту, продолжают работать 1371 учащийся, из них полностью прошли диагностику 1309 (95,4%).
Для каждого учащегося сформирована индивидуальная диагностическая карта, в которой представлены показатели сформированности общеучебных умений.
Проведены семинары для представителей школ, участвующих в проекте. На них обсуждались ход и результаты 1 этапа проекта. Были представлены индивидуальные и групповые диагностические карты, графики прохождения диагностического модуля различными учебными коллективами и школами, рекомендации для учителей по сопровождению тренинговых программ компенсирующего, тренировочного и развивающего типа. В ходе проведенных семинаров были собраны отзывы педагогов, непосредственно работающих со школьниками.
В школы разосланы предложения по распределению учащихся по группам для дальнейшего прохождения тренинга. Списки согласованы, учащиеся получили доступ к заданиям тренинговых программ и начали их выполнение.
В группу для выполнения заданий, компенсирующих выявленные дефициты (Модуль К), было включено 452 учащихся.
В группу для выполнения заданий тренировочного типа (Модуль Т), был включен 591 учащийся.
В группу для выполнения задач развивающего типа (Модуль Р), было включено 266 учащихся.
Для учителей начальных классов разработаны методические материалы по проведению тренинговых программ второго этапа. Комплект разослан школам в электронном виде. В настоящее время он доступен на сайте проекта: http://learntolearn.ru/node/60
В течение всего периода работы команда проекта обеспечивала постоянное консультирование представителей школ по электронной почте info@ictso.ru. При необходимости вносились согласованные коррективы в график работы учащихся.
На 1.04.19 учащиеся продолжают выполнять задания 3-х тренинговых программ. Ход выполнения заданий (по отдельным программам) можно наблюдать в динамике на сайте проекта: http://learntolearn.ru/statistics Многие учащиеся получили возможность выполнить не одну тренинговую программу, а несколько. Например, после компенсирующих заданий, они продолжают работать с тренировочным модулем.
Публичные мероприятия в системе образования
Основным механизмом продвижения проекта было выбрано регулярное информирование образовательной общественности. Проект “Учим учиться” был многократно представлен на семинарах и конференциях, других мероприятиях системы образования.
24.11.18 – мастер-класс для специалистов районных центров оценки качества образования (Санкт-Петербург) в рамках курса "Управление качеством образования: использование результатов оценочных процедур"
16.01.19-2.02.19 – учебные занятия для магистрантов в рамках курса “Принятие управленческих решений” по специальности “Государственное и муниципальное управление образованием” НИУ “Высшая школа экономики” (Санкт-Петербургский филиал)
16.02.19 – мастер-класс “Информационный тренинг – новая образовательная технология” в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции “Дистанционное обучение реалии и перспективы”
Мероприятия Петербургского международного образовательного форума
25.03.19 – секционный доклад "Оценка текущих образовательных результатов в проекте "Учим учиться" в рамках Всероссийской научно-практической конференции.
27.03.19 – мастер-класс для преподавателей "Компьютерный практикум по формированию у учащихся навыков функционального чтения" в рамках выездного семинара "Формирование навыков soft skills в образовательном пространстве школы".
28.03.19 - выступление в формате “Ноу-хау”: "Новая образовательная технология – информационный тренинг в проекте "Учим учиться"
29.03.19 - школа оценки качества. Круглый стол «Инструменты управления качеством».
Выступления на родительских собраниях в образовательных организациях Санкт-Петербурга (февраль -март 2019 г.).
Собрания проводились в третьих классах школ, которые выразили готовность к работе в технологии информационного тренинга уже в 2019-20 учебном году. По итогам родительских собраний к проекту примкнули около 200 учащихся третьих классов.
Публикации
Статья Д.Д, Рубашкина, содержащая, в том числе, обоснование необходимости взаимодействия участников образовательного процесса в формировании функциональной грамотности учащихся, была опубликована в сборнике “Публичная политика”.
Рубашкин Д.Д, Приоритеты образовательной политики. Поиск платформы для общественного согласия // Публичная политика. Том 2, №2, 2018, сс. 59-77.
Публикации в СМИ
Статья, посвященная ходу проекта, была опубликована в муниципальном издании “Вуокса” (г. Светогорск Выборгского района Ленинградской области” от 22 февраля 2019 г. С ней можно ознакомиться на сайте проекта http://learntolearn.ru/node/72.
Регулярно проводилось обновление сайта учим-учиться.рф. Официальный сайт на данном этапе являлся основной площадкой сетевой активности. Новости проекта регулярно отражались в разделе “События” http://learntolearn.ru/events.
Группы в социальных сетях использовались для разовых публикаций. Активная работа в группах с привлечением учителей и родителей учащихся запланирована на третий этап проекта.
Представление проекта в региональных органах государственной власти
7 февраля 2019 г. проект “Учим учиться” был представлен на совещании представителей комитетов Правительства Ленинградской области: Комитета цифрового развития и Комитета общего и профессионального образования. Представители команды проекта рассказали о потенциале инновационной образовательной технологии в контексте “цифровизации”. Был представлен отчет по диагностическим процедурам, проведенным в школах образовательного кластера Ленинградской области. По итогам совещания были определены возможные направления интеграции образовательной платформы в региональные программы цифрового развития и порядок взаимодействия с образовательными учреждениями Ленинградской области. В частности, продолжение проекта “Учим учиться” в 2019/20 учебном году будет реализовываться в партнерстве с Ленинградским областным институтом развития образования.
По запросу Комитета общего и профессионального образования были собраны отзывы экспертов из образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Отзывы опубликованы на официальном сайте проекта. Там же размещены и и другие отзывы из различных источников.
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Родители учащихся третьих классов были проинформированы о возможности включиться в проект "Учим учиться" уже в текущем учебном году. Выполнение заданий диагностического модуля запланировано на февраль-апрель 2019 г. с тем, чтобы в следующем учебном году перейти к выполнению тренинговых программ. Родители приняли решение об участии в проекте.</p>
Итог мероприятия
<p>Подведены итоги 1 этапа (диагностический модуль). Собраны отзывы учителей - участников проекта. Проведен инструктаж по проведению тренинговых программ (2 этап). </p>
Итог мероприятия
<p>Представители команды проекта выступили на различных публичных мероприятиях. Специалисты системы образования: эксперты, исследователи, преподаватели-практики, администраторы получили информацию о целях проекта, его основных этапах, текущих результатах и перспективах развития.</p>