http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться. Использование компьютерного тренинга для компенсации дефицитов функциональной грамотности
Первый конкурс 2018

Этап 3

Срок реализации: 01.04.2019 – 30.06.2019

Этап 3

Срок реализации: 01.04.2019 – 30.06.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.07.2018 – 30.06.2019
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
18-1-003397
Целевые группы:
  1. Учащиеся начальной и основной школы и, в том числе, дети и подростки со специальными потребностями
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Преподаватели инклюзивных классов

Цель проекта – повышение качества общего образования. Мероприятия направлены на выявление и компенсацию дефицитов функциональной грамотности у школьников, переходящих из начальной школы в основную.

Согласно исследованиям, проводимым в системе образования (см. например, https://www.eduniko.ru), в основной школе по мере прохождения учебных курсов наблюдается снижение образовательных результатов по большинству предметов. Одна из значимых причин – неготовность учащихся к восприятию сложного материала. Начальная школа уделяет недостаточно внимания формированию общеучебных компетенций и, в частности, учебно-информационных умений. По мнению экспертов и преподавателей-практиков, учащиеся 4-5 классов плохо подготовлены к работе со сложными текстами, таблицами, различными графическими представлениями: картами, схемами, диаграммами и т.д. Измерения, проведенные организацией-заявителем в 2017-18 учебном году, подтверждают, что у учащихся 4 классов имеются серьезные дефициты функциональной грамотности. Если они не будут компенсированы, это скажется на результативности дальнейшего обучения.

Диагностические процедуры проводились в компьютерной форме на основе оригинальной методики проверки развитости умений, связанных с восприятием учебной информации, представленной в различных форматах. Были использованы программные инструменты, предоставленные разработчиком – «Студией «Март», партнером организации-заявителя. Методика персонализированного тренинга предполагает выполнение заданий на понимание учебной информации, представленной в различных форматах. Каждый учащийся действует в комфортном для себя ритме и может выполнять задания многократно, устраняя собственные ошибки. В процессе выполнения фиксируются правильные и ошибочные действия пользователей. Подробный отчет о ходе выполнения задания позволил провести детальный анализ ошибок и выявить конкретные дефициты умений и объективно оценить уровень функциональной грамотности школьников 4 классов. Эти результаты дали основания для корректировки учебного процесса в конкретных школах.

Для получения репрезентативных результатов, которые бы позволили создать тиражируемую методику компенсации дефицитов и повысить качество обучения, необходимо расширить эксперимент до одного или нескольких школьных кластеров: обеспечить сбор статистики и создание экспертной системы, устанавливающей корреляции между уровнем функциональной грамотности и предметными результатами.

В рамках проекта аналогичные измерения (в форме компьютерных тренингов) будут проведены в нескольких десятках школ для учащихся 3-6 классов. Программа мероприятий предполагает, что школьникам, прошедшим первичную диагностику, будут предложены индивидуальные и групповые тренинговые программы компенсирующего характера. После завершения тренингов будут проведены повторные измерения. На основе собранной информации будут выявлены наиболее значимые проблемы с функциональной грамотностью в начальной школе, что позволит ввести соответствующие коррективы в учебный процесс.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Мероприятия проекта были рассчитаны на учебный год и требовали активного взаимодействия с участниками учебного процесса: учащимися и их родителями, учителями начальных классов, завучами по УВР, руководителей школ. На третьем этапе по плану завершались все учебные действия, проводились заключительные семинары и другие мероприятия на образовательных площадках, подводились итоги работы учащихся, публиковались материалы о проекте.

Работа со школьниками. Всего в мероприятиях проекта приняли участие свыше 1500 школьников – учащихся четвертых и третьих классов. Первоначально было заявлено 1200 участников из 30 школ, однако в ходе проекта на инициативной основе в работу включились еще 7 школ из 4 регионов страны. В частности, в мероприятиях третьего этапа приняли участие почти 200 третьеклассников, включившихся в работу весной 2019 г.

К выполнению диагностических заданий приступил 1541 учащийся. Полностью выполнили диагностические процедуры – 1449 учащихся (94%). Из них приступили к выполнению тренинговых программ – 1289 четвероклассников из 1321 получивших задания (третьеклассники, включившиеся в проект весной, будут выполнять тренинговые задания в следующем учебном году), полностью завершили их – 990 (77%). Школы получили сертификаты проекта “Учим учиться” для вручения учащимся, успешно выполнившим задания проекта.

Работа с учителями. На этапе 3 команда проекта продолжала проводить консультации, по заявкам учителей корректировать учебные траектории, назначать дополнительные задания. В мае-июне 2019 состоялись 4 заключительных семинара для педагогов. На них подводились итоги учебной работы, обсуждались аналитические данные по учебным коллективам и отдельным учащимся, а также перспективы продолжения проекта. Все выступавшие положительно оценивали проект “Учим учиться” и подчеркивали инновационный потенциал новой образовательной технологии. Особенно высоко преподаватели оценили индивидуальный прогресс, который был достигнут слабыми, проблемными учащимися, что подтвердили и результаты ВПР. Многие выражали мнение о том, что подобные практики необходимы школам, работающим в сложной социальной среде. По итогам работы учителям и школьным координаторам были вручены 70 именных сертификатов проекта “Учим учиться”.

Работа с администрацией школ. После завершения учебных действий проведено 14 встреч с директорами школ и педагогами, ряд школ попросили провести аналогичные мероприятия в августе-сентябре 2019 (список встреч представлен на сайте проекта – http://learntolearn.ru/node/86/). Каждая школа получила аналитический отчет с персональными и групповыми характеристиками учащихся, а также оценкой их прогресса за период проекта. Отчеты для школ носят служебный характер и не публикуются в открытом доступе. На сайте проекта опубликованы общие (статистические) показатели по проекту (http://learntolearn.ru/sites/default/files/2019-07/Статистический отчет о проекте.pdf), а также отзывы участников и экспертов (http://learntolearn.ru/node/72).

Встречи с родителями. Представители команды проекта встречались с родителями учащихся, выступали на родительских собраниях. В частности, в трех школах были проведены собрания для родителей третьеклассников, на которых им было предложено включиться в проект “Учим учиться” на инициативной основе. В результате добавились еще 6 классов.

В мае 2019 г. были проведены родительские собрания, на которых обсуждались итоги проекта. Представители команды проекта совместно с педагогами выступили в пяти школах. Особое внимание уделялось появлению объективных данных для контроля и корректировки учебных действий школьников, а также новым возможностям для взаимодействия родителей и учителей. Родители высказывались в поддержку проекта “Учим учиться”, выражали заинтересованность в его продолжении и развитии. Примеры отзывов можно посмотреть на странице (http://learntolearn.ru/node/72). Большинство родителей положительно отвечало на вопрос о возможности продолжения работы на платной основе.

Апробация модульной программы повышения квалификации. В ходе проекта разрабатывались и апробировались различные модули программы повышения квалификации. Проводились учебные действия для следующих категорий: учителя начальных классов, директора школ и заместители по УВР, специалисты центров оценки качества, магистранты программы “Государственное и муниципальное управление образованием” ВШЭ (Санкт-Петербургский филиал). Общее количество слушателей превысило 100 человек. Информация представлена в файле Апробация.pdf. Модули программы размещены на сайте проекта (http://learntolearn.ru/sites/default/files/2019-07/Модульная программа повышения квалификации_Учебные программы (проект).pdf). Перечень мероприятий по апробации отдельных тем программы приложен к отчету в разделе "Дополнительные документы".

Публикации в профессиональных изданиях. По тематике проекта были подготовлены публикации, рассчитанные на профессиональную аудиторию.

Рубашкин Д.Д. Приоритеты образовательной политики. Поиск платформы для общественного согласия // Публичная политика, т. 2, №2, 2018 (издано на 2 этапе проекта)

Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе. Опыт проекта “Учим учиться” // Сборник

научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4.

г. Краснодар, 2019.

Еще 2 статьи приняты к публикации и выйдут в свет до конца 2019 года. Задержка с публикацией связана с тем, что статьи содержат анализ данных, сбор которых закончился лишь в в конце мая 2019 г.

Кондратьева И.Н.. Рогозина Т.В., Рубашкин Д.Д. Проект “Учим учиться в школах Ленинградской области” // Образование. Ресурсы развития, №3, 2019 – принята к публикации, выйдет в III кв. 2019 г.

Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Выявление дефицитов общеучебных умений и формирование основ функциональной грамотности у обучающихся в начальной школе: возможности информационного тренинга // Непрерывное образование, №4, 2019 – принята к публикации, выйдет в IV кв. 2019 г.

Статья Кондратьевой И.Н., Рубашкина Д.Д. Как организовать внутришкольный мониторинг текущих образовательных результатов: опыт проекта “Учим учиться” – передана в редакцию журнала “Управление качеством образования”, находится в стадии рецензирования.

Выступления на публичных мероприятиях. Большая часть публичных мероприятий пришлась на второй этап проекта,

так как главной региональной площадкой явилсяПетербургский международный образовательный форум, проходивший в дни весенних каникул. Информация о выступлениях на мероприятиях форума вошла в отчет по второму этапу проекта.

На третьем этапе представители команды проекта выступали на следующих публичных мероприятиях в Санкт-Петербурге и Москве: панельная дискуссия на Московском международном салоне образования, семинар в Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга, семинар в Институте новых технологий (Москва),

мастер-класс в гимназии “Альма Матер”, Всероссийский педагогический семинар “Современная школа. Цифровая образовательная среда. Учитель будущего”.

Описание мероприятий

Встречи с администрацией школ и педагогами
Запланированные сроки 13.05.2019 – 30.06.2019
Фактические сроки 21.05.2019 – 21.06.2019

Итог мероприятия

<p>Команда проекта представила школам итоговые аналитические отчеты о результатах школьников. Обсуждены результаты проекта и возможность продолжения совместной работы в следующем учебном году.</p>

Встречи с родителями
Запланированные сроки 01.05.2019 – 30.06.2019
Фактические сроки 13.05.2019 – 22.05.2019

Итог мероприятия

<p>Проведены встречи с родителями учащихся, принимавших участие в проекте. Представлены результаты, даны рекомендации по взаимодействию школы и родителей по результатам тренинга.</p>

Панельная дискуссия "Практика реализации региональных проектов: Цифровая образовательная среда. Электронные образовательные платформы: основные тенденции и перспективы"
Запланированные сроки 10.04.2019 – 10.04.2019
Фактические сроки 10.04.2019 – 10.04.2019

Итог мероприятия

<p>И.Н. Кондратьева приняла участие в панельной дискуссии, проходившей на Московском международном салоне образования ММСО-2019 в рамках деловой программы на стенде Комитета по образованию Санкт-Петербурга</p>

Выступление на XII Международной научно-практической конференции "Искусство – среда становления личности"
Запланированные сроки 18.05.2019 – 18.05.2019
Фактические сроки 18.05.2019 – 18.05.2019

Итог мероприятия

<p>И.Н. Кондратьева выступила в секции "Цифровая образовательная среда как условие становления креативности педагога", где в том числе рассказала о возможностях использования проекта "Учим учиться" на уроках истории и МХК</p>

Выступление на Всероссийском педагогическом семинаре "Современная школа. Цифровая образовательная среда. Учитель будущего"
Запланированные сроки 28.06.2019 – 28.06.2019
Фактические сроки 28.06.2019 – 28.06.2019

Итог мероприятия

<p>Д.Д. Рубашкин представил доклад о проекте "Учим учиться" для руководителей и педагогов ОУ из различных регионов РФ.</p>

Заключительные семинары для учителей начальных классов и школьных администраторов
Запланированные сроки 15.05.2019 – 31.05.2019
Фактические сроки 20.05.2019 – 11.06.2019

Итог мероприятия

<p>Подведены и обсуждены итоги работы учащихся в течение учебного года. Представлены данные об индивидуальном прогрессе учащихся, выполнявших различные тренинговые модули. Представлены тренинговые программы и планы мероприятий на следующий учебный год.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии