http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Этап 1

Срок реализации: 01.09.2017 – 31.12.2017

Этап 1

Срок реализации: 01.09.2017 – 31.12.2017

О проекте

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Одним из важнейших направлений деятельности по проекту в начале его реализации стало информирование целевой аудитории и привлечение заинтересованных участников. С этой целью активно использовались партнёрские отношения нашей организации с НКО и образовательными учреждениями, работающими с инвалидами по зрению в разных регионах РФ. Информация также размещалась на сайте нашей организации (www.kamerata.org/) и распространялась через специализированные Интернет-рассылки и группы в социальных сетях, ориентированные на инвалидов по зрению. Кроме того, сотрудники нашей организации рассказали о проекте на I международном конгрессе людей с инвалидностью (7 - 10 сентября, Екатеринбург) и на всероссийском реабилитационном образовательном форуме «Крымская осень» для активистов Всероссийского общества слепых (11 – 17 сентября, Евпатория). Проект также был представлен на III всероссийском форуме «Тифло-IT», который проводила наша организация в Нижнем Новгороде 15-18 ноября. В работе форума принимали участие представители 4 университетов (из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы и Саратова), активно занимающихся развитием инклюзивного образования, поэтому, кроме презентации проекта, состоялось активное обсуждение проблем высшего образования инвалидов по зрению. Судя по количеству полученных откликов и активному включению целевой аудитории в мероприятия проекта, работа по информированию и привлечению заинтересованных участников в проект прошла успешно. Сформирована база адресов, по которым распространяется информация обо всех мероприятиях проекта.

В рамках проекта начато консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально-бытовой среде образовательных учреждений. Эта работа базируется на многолетнем партнёрском опыте центра «Камерата» и тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по поддержке образовательного процесса незрячих и слабовидящих студентов. Вопросы принимаются по телефону, электронной почте и skype, затем специалисты проекта отвечают на них, используя наиболее удобные для консультируемых каналы связи. Наибольшее количество поступающих вопросов связано с использованием компьютерных тифлотехнологий. Кроме того, специалисты проекта провели очную консультацию для учеников выпускного класса Нижегородской областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и их педагогов, где они получили ответы на волнующие их вопросы, связанные с поступлением в вузы, обучением в инклюзивных условиях и т.п. За отчетный период оказано 45 консультаций.

С целью развития у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации, в рамках проекта начата серия вебинаров. Для обеспечения удобства незрячих и слабовидящих участников вебинары проводятся с использованием технологии голосовых чатов, уже получившей широкое распространение среди инвалидов по зрению. За отчетный период проведено 3 вебинара:

«Наш успех в наших руках! Технология эффективного взаимодействия с зрячим миром» (25.10.2017) – ведущая Ксения Вадимовна Осокина, специалист по социальной работе Центра «Камерата» и тифлоцентра ННГУ им. Н.И. Лобачевского, успешная бизнес леди, выпускница факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского (инвалид II группы по зрению), основываясь на собственном богатом опыте социальной адаптации в различных условиях, провела со слушателями активный разговор о проблемах, с которыми приходится сталкиваться незрячим и слабовидящим при взаимодействии с окружающими людьми, о распространённых страхах в этой сфере, а главное, о возможностях и способах преодоления этих трудностей и реальных примерах из жизни. Вебинар вызвал живой отклик слушателей.

Вебинары «Эффективные способы саморегуляции» (13.12.2017) и «Как себя организовать?» (20.12.2017), посвящённые активизации и развитию навыков саморегуляции поведения и работоспособности в период экзаменационной сессии, провела практический психолог Елена Петровна Костина, сотрудничающая с нашей организацией более 10 лет и имеющая богатый опыт психологической работы с инвалидами по зрению. Участники вебинара познакомились с техниками снятия мышечного напряжения, способами саморегуляции, основанными на дыхании, а также на практике попробовали метод психофизиологической саморегуляции «Ключ».

Для модернизации материально-технической базы и программного обеспечения поддержки студентов с инвалидностью по зрению Нижнего Новгорода, запланированной в рамках проекта, приобретены и установлены в тифлоцентре ННГУ 2 компьютера, увеличитель для аудиторной работы слабовидящих студентов ONYX, программа распознавания текстов FineReader, специальная программа для слабовидящих пользователей ПК ZoomText Magnifier/Reader, а также обновлена программа для невизуальной работы на ПК JAWS. Сотрудники проекта познакомились с приобретённым оборудованием и программным обеспечением и помогают осваивать их незрячим и слабовидящим студентам.

С целью формирования адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению и расширение инклюзивных социальных связей в студенческой среде в рамка проекта было проведено 2 тренинга для студентов с нормальным зрением факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского (12.10.2017) и Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (09.11.2017). На тренингах ребята с помощью практических упражнений познакомились с возможностями получения информации с помощью осязания и слуха, попробовали понять, как это помогает преодолевать недостаток зрения, проанализировали существующие в общественном сознании стереотипы в отношении инвалидов по зрению, а также познакомились с современными тифлотехническими средствами и их компенсаторными возможностями.

С этой же целью в рамках проекта стартовал дистанционный инклюзивный игровой турнир, направленный на установление взаимопонимания и развитие навыков эффективного взаимодействия в команде (между студентами с нормальным и нарушенным зрением). На сегодняшний день получены заявки от семи команд. 21 декабря состоялась первая игра турнира, которая была проведена с помощью skype. межрегиональная команда «Белая трость» (участники из Екатеринбурга, Сыктывкара и Чебоксар) стала победителем в игре «Что? Где? Когда?».

Руководство проекта и Центра «Камерата» считают работу команды проекта в отчётный период успешной, поставленные на этот период задачи решены.

205

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

110

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

0

процент опрошенных участников проекта, отметивших позитивные изменения

3

количество вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов

2

количество тренингов для студентов с нормальным зрением

1

количество инклюзивных мероприятий

0

количество разработанных инклюзивными командами проектов

45

количество консультаций студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам

18

количество регионов РФ, представители которых примут участие в мероприятиях проекта

Описание мероприятий

Модернизация материально-технической базы и программного обеспечения поддержки студентов с инвалидностью по зрению Нижнего Новгорода
Запланированные сроки 01.10.2017 – 31.01.2018
Фактические сроки 01.10.2017 – 31.12.2017

Итог мероприятия

<p>Приобретено запланированное в рамках проекта оборудование и программное обеспечение.</p>

Презентация проекта на III Всероссийском форуме "Тифло-IT"
Запланированные сроки 01.11.2017 – 30.11.2017
Фактические сроки 17.11.2017 – 17.11.2017

Итог мероприятия

<p>К проблематике инклюзивного образования привлечено внимание</p><p>НКО из регионов России, активно занимающихся информационным</p><p>обеспечением инвалидов по зрению</p>

Дистанционный инклюзивный игровой турнир студенческих команд
Запланированные сроки 01.11.2017 – 31.05.2018
Фактические сроки 01.11.2017 – 31.12.2017

Итог мероприятия

<p>Студенты с нормальным и нарушенным зрением учатся лучше</p><p>понимать друг друга и взаимодействовать между собой, что улучшит</p><p>инклюзивный климат в студенческой среде.</p>

Консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально- бытовой среде
Запланированные сроки 01.09.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.09.2017 – 31.12.2017

Итог мероприятия

<p>Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты дистанционно получили квалифицированную помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе.</p>

Информирование целевой аудитории и привлечение заинтересованных участников
Запланированные сроки 01.09.2017 – 30.11.2017
Фактические сроки 01.09.2017 – 30.11.2017

Итог мероприятия

<p>Незрячие и слабовидящие студенты из всех регионов России и работающие с ними специалисты получили информацию о</p><p>запланированных в рамках проекта мероприятиях. </p>

Тренинги для студентов с нормальным зрением ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГПУ им. К. Минина, направленные на формирование адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2017 – 31.12.2018

Итог мероприятия

<p>Студенты познакомились с проблематикой адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе, проанализировали и сложившиеся негативные стереотипы.</p>

Вебинары для студентов с инвалидностью по зрению
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2017 – 31.12.2017

Итог мероприятия

<p>Студенты получили возможность освоить знания, умения и навыки, которые облегчают инклюзивное обучение и социальную адаптацию и получение которых осложняется зрительной недостаточностью.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии