http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Этап 3

Срок реализации: 01.04.2018 – 30.06.2018

Этап 3

Срок реализации: 01.04.2018 – 30.06.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Деятельность по проекту в отчётный период в целом соответствовала рабочему календарному плану.

Продолжено консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально-бытовой среде образовательных учреждений. Эта работа базируется на многолетнем партнёрском опыте центра «Камерата» и тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по поддержке образовательного процесса незрячих и слабовидящих студентов. Вопросы принимаются по телефону, электронной почте и skype, затем специалисты проекта отвечают на них, используя наиболее удобные для консультируемых каналы связи. Как и прежде большое количество поступающих вопросов связано с использованием компьютерных тифлотехнологий (подготовкой брайлевских материалов, невизуальной работой с документами и т.п.). Однако в отчётном периоде значительно выросло число вопросов, связанных с порядком поступления в вузы (сдача экзаменов, льготное поступление и т.д.). За отчетный период оказано более 40 консультаций.

С целью развития у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации, 15 июня был проведён вебинар «Создание презентаций при помощи TeX», где слушатели познакомились с технологией, позволяющей создавать хорошие презентации без помощи зрения. Своим опытом поделился Михаил пожидаев – незрячий инженер-программист, кандидат технических наук, доцент кафедры теоретических основ информатики Томского государственного университета, один из авторов проекта LUWRAIN. Предложенная им технология позволяет также вставлять в слайды формулы, графики и диаграммы. Подготовка презентаций для инвалидов по зрению сопряжена с целым рядом объективных трудностей, поэтому вебинар вызвал большой интерес и оживлённую дискуссию участников.

С целью формирования адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению и расширение инклюзивных социальных связей в студенческой среде в рамка проекта проходил дистанционный инклюзивный игровой турнир, направленный на установление взаимопонимания и развитие навыков эффективного взаимодействия в команде (между студентами с нормальным и нарушенным зрением). В турнире приняли участие 18 команд. Каждая команда включала от 4 до 6 игроков, в том числе, студентов и общественных активистов с инвалидностью по зрению и без инвалидности. Благодаря возможности дистанционного участия более 100 человек со всей России смогли попробовать свои силы в различных испытаниях. В отчётный период игры проходили в формате «Квиз» (12 – 17 апреля), «Что? Где? Когда?» (11 – 21 мая) и «С компьютером на «ты» (задания, направленные на эффективное использование возможностей компьютера и программ экранного доступа, 27 - 28 июня). Участники турнира отметили, что задания были разнообразными и интересными, а также, что для успеха важно было организовать командное взаимодействие. По итогам всех игр турнира были определены наиболее активные команды, показавшие лучший результат. Пятерка сильнейших выглядит следующим образом:

1. команда «Убойная сила» из г. Саранска;

2. команда «Челябинск» из Челябинска;

3. команда «6 кадров» из Перми;

4. сборная команда «Белая трость», представляющая Екатеринбург, Чебоксары и Нижний Новгород;

5. команда «СГУ Саратов» Саратовского госуниверситета.

В начале июня завершился приём заявок на конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии». На конкурс представлено 16 проектов, описывающих меры, реализация которых должна способствовать улучшению условий инклюзивного образования инвалидов по зрению. Участниками конкурса стали команды как из столичных вузов, так и из отдалённых регионов России, так два проекта представлено командами Забайкальского государственного университета (Чита). Наиболее распространённой темой проектов стало формирование понимания у преподавателей и студентов с нормальным зрением понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению. Сейчас на сайте центра «Камерата» организовано открытое интернет-голосование за представленные проекты с целью привлечения внимания к проблематике инклюзии инвалидов по зрению и выявления победителей конкурса «Шаги инклюзии». Итоги конкурса будут подведены на инклюзивном студенческом фестивале, подготовка которого идёт полным ходом.

24 - 25 июня группа из 5 специалистов проекта посетила Новосибирский государственный университет, где познакомилась с организацией поддержки студентов с инвалидностью в процессе обучения и социальной жизнедеятельности. НГУ – один из первых вузов в России, который начал формировать систему инклюзивного обучения студентов с различными нарушениями здоровья. Здесь уже более 15 лет работает один из немногих в России ресурсный центр для студентов с глубокими нарушениями зрения. Центр располагает современной тифлотехнической базой и квалифицированными специалистами, что позволяет эффективно решать задачи информационного обеспечения образовательного процесса инвалидов по зрению. Коллеги из Новосибирска и Нижнего Новгорода единодушно отметили, что наряду с технической оснащённостью и наличием квалифицированных специалистов в сфере тифлотехнологий важнейшим условием эффективного использования технических возможностей является тесное взаимодействие с преподавателями, обучающими инвалидов по зрению и административная поддержка такого взаимодействия на уровне руководства учебных подразделений. Очень интересным элементом механизма сопровождения студентов с инвалидностью НГУ является механизм добровольных помощников. Студенту с инвалидностью на добровольной основе подбирается помощник (чаще всего одногруппник), который оказывает ему необходимую поддержку (помогает в передвижении, получении необходимой информации и т.п.) и получает за это от университета небольшое денежное вознаграждение. Пообщавшись с двумя незрячими студентами и их помощниками, сотрудники проекта поняли, что за годы совместного обучения ребята по-настоящему сдружились. Хорошей традицией в НГУ также стала ежегодная инклюзивная оздоровительная и культурно-массовая программа «Крымские каникулы», активными участниками которой являются Студенты с инвалидностью и их помощники. Решение социально-бытовых проблем студентов с инвалидностью в НГУ облегчается дополнительной материальной поддержкой и комфортными условиями проживания в общежитии. Важно, , что активная забота о студентах с инвалидностью в НГУ не ведёт к снижению требований к ним в учебном процессе. Коллеги из Новосибирска и Нижнего Новгорода активно поддержали эту позицию, а также выразили готовность и дальше развивать сотрудничество.

Руководство проекта и Центра «Камерата» считают работу команды проекта в отчётный период успешной, поставленные на этот период задачи решены.

140

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

54

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

0

процент опрошенных участников проекта, отметивших позитивные изменения

1

количество вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов

0

количество тренингов для студентов с нормальным зрением

8

количество инклюзивных мероприятий

16

количество разработанных инклюзивными командами проектов

42

количество консультаций студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам

16

количество регионов РФ, представители которых примут участие в мероприятиях проекта

Описание мероприятий

Консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально- бытовой среде c 01.09.2017 по 30.11.2018 c 01.01.2018 по 31.03.2018 Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты дистанционно получили квалифицированную помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе.
Запланированные сроки 01.04.2018 – 30.06.2018
Фактические сроки 01.04.2018 – 30.06.2018

Итог мероприятия

<p>Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты дистанционно получили квалифицированную</p><p>помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе.</p>

Интернет-голосование за проекты, представленные на конкурс «Шаги инклюзии»
Запланированные сроки 01.06.2018 – 30.06.2018
Фактические сроки 01.06.2018 – 30.06.2018

Итог мероприятия

<p>Проекты представлены на сайте Центра "Камерата"</p>

Командировка специалистов проекта в Новосибирский государственный университет.
Запланированные сроки 01.06.2018 – 30.06.2018
Фактические сроки 23.06.2018 – 26.06.2018

Итог мероприятия

<p>Специалисты проекта познакомились с общей организацией поддержки студентов с инвалидностью в Новосибирском государственном университете, а также с опытом работы одного из немногих в России</p><p>специализированных центров поддержки студентов с инвалидностью</p><p>по зрению.</p>

Дистанционный инклюзивный игровой турнир студенческих команд.
Запланированные сроки 01.04.2018 – 31.05.2018
Фактические сроки 01.04.2018 – 28.06.2018

Итог мероприятия

<p>Студенты с нормальным и нарушенным зрением учатся лучше понимать друг друга и</p><p>взаимодействовать между собой, что улучшит инклюзивный климат в студенческой среде.</p>

Конкурс проектов «Шаги инклюзии», разрабатываемых инклюзивными студенческими командами и описывающих конкретные шаги по улучшению условий инклюзивного образования инвалидов по зрению.
Запланированные сроки 01.04.2018 – 31.05.2018
Фактические сроки 01.04.2018 – 31.05.2018

Итог мероприятия

<p>Студенты включились в осмысление проблем инклюзии инвалидов по зрению, получили опыт разработки социальных проектов.</p>

Вебинар "Создание презентаций при помощи TeX"
Запланированные сроки 15.06.2018 – 15.06.2018
Фактические сроки 15.06.2018 – 15.06.2018

Итог мероприятия

<p>Студенты познакомились с технологией, позволяющей создавать презентации без помощи зрения.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии