http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Этап 4

Срок реализации: 01.07.2018 – 30.09.2018

Этап 4

Срок реализации: 01.07.2018 – 30.09.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Деятельность по проекту в отчётный период в целом соответствовала рабочему календарному плану.

Продолжено консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально-бытовой среде. Вопросы принимаются по телефону, электронной почте и skype, затем специалисты проекта отвечают на них, используя наиболее удобные для консультируемых каналы связи. В июле основной темой вопросов стал порядок поступления инвалидов в высшие учебные заведения. Было решено в дополнение к консультированию провести вебинар на эту тему. С началом учебного года возросло число вопросов студентов по использованию компьютерных тифлотехнологий. За отчетный период оказано более 30 консультаций.

С целью развития у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации, а также для поддержки абитуриентов с инвалидностью по зрению было проведено два вебинара.

5 июля вебинар «Особенности приемной кампании 2018 для абитуриентов с инвалидностью» провёл ответственный секретарь приёмной комиссии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Павел Дмитриевич Агрба. Слушатели получили разъяснения опытного специалиста-практика по вопросам, связанным с поступлением, подачей документов, вступительными экзаменами, зачислением на обучение и т.п.

5 сентября вебинар «Владеющий словом владеет миром» провела кандидат филологических наук, тифлопедагог Владимирского государственного университета Анна Владимировна Мещерякова (инвалид I группы по зрению). Обучаясь в вузе студентам нередко приходится делать публичные выступления: защита курсовых и дипломных работ, доклады и т.д. Особую ценность вебинару придаёт то, что на нём были разобраны специфические трудности, с которыми сталкиваются при публичных выступлениях люди с глубокими нарушениями зрения и предложены пути их преодоления.

С целью формирования адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению в вузовской среде 27 сентября руководитель проекта М.А. Рощина провела семинар «Особенности образования и социальной адаптации студентов с инвалидностью по зрению» для представителей различных вузов, участвовавших в конференции «Инвалиды – инвалидность –инвалидизация». Живой интерес слушателей вызвала демонстрация специального компьютерного оборудования для инвалидов по зрению и обсуждение вопросов обеспечения доступности среды образовательных учреждений.

В начале июня завершился приём заявок на конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии». С целью привлечения внимания к проблематике инклюзии инвалидов по зрению и выявления победителей конкурса на сайте центра «Камерата» и в социальных сетях до 13 августа проходило открытое интернет-голосование за представленные проекты.

Например, общее количество просмотров проектов в группе «Друзья Камераты» более 10 тысяч.

Центральным мероприятием отчётного этапа стал Всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, который прошёл 13 – 17 августа на загородной базе «Ранчо 636» близ Нижнего Новгорода. В фестивале приняли участие 59 человек: студенты, специалисты в сфере инклюзивного образования, активисты НКО, оказывающие поддержку незрячим и слабовидящим студентам, из 19 регионов России.

На фестивале состоялась презентация проектов, представленных на конкурс «Шаги инклюзии», и подведение его итогов. Жюри конкурса приняло решение наградить дипломами и ценными подарками три проекта, набравшие наибольшее число голосов в интернет-голосовании, очном голосовании участников фестиваля и экспертного жюри. Ещё 4 проекта были отмечены поощрительными призами (подробнее об итогах конкурса http://www.kamerata.org/podvedeny-itogi-konkursa-studencheskix-proektov-shagi-inklyuzii/ ).

Также на фестивале специальные подарки (адаптированные для незрячих настольные игры «Тангос») получили 6 команд – победители и активные участники инклюзивного дистанционного игрового турнира. Все участники фестиваля получили памятные сувениры.

Наши партнёры из компании «Элита групп» организовали выставку современных тифлосредств, ориентированную на потребности студентов. Программа фестиваля также включала разноплановые мероприятия, направленные на развитие коммуникативных и других личностных навыков, повышение самостоятельности и уверенности в своих силах. Ведущими тренингов и мастер-классов выступили Профессиональные спикеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска, большинство из которых сами являются инвалидами по зрению. Почему незрячие и слабовидящие люди часто сталкиваются с коммуникативными трудностями и что помогает их преодолевать? Что надо знать преподавателям и студентам о специфике инвалидов по зрению? Как оценить свой лидерский потенциал и научиться соотносить личные и командные цели? Что помогает незрячим самостоятельно ориентироваться и передвигаться в пространстве? Как вести себя в процессе трудоустройства? Вот далеко неполный перечень вопросов, которым были посвящены дискуссии и практические занятия фестиваля. Ярким событием фестиваля стала встреча с инклюзивной командой веломарафона Blind race Astana – Paris, организованного инвалидами по зрению из Казахстана.

Судя по многочисленным отзывам участников, фестиваль был полезным, интересным и запоминающимся. Многие участники, познакомившись на фестивале, продолжают активно общаться и сотрудничать.

Для оценки результативности проекта и выявления его влияния на целевую аудиторию было проведено анкетирование участников мероприятий проекта. Анкета была размещена на сайте нашей организации, респонденты присылали ответы по e-mail, skype и т.д.

В опросе приняли участие 76 человек. На вопрос «Получили ли Вы пользу от мероприятий проекта?» все респонденты дали положительный ответ, при этом 52 человека (более 70%) дали более уверенный ответ «Да» и 24 (менее 30%) – «Скорее да». На вопрос «Замечаете ли лично Вы положительные изменения в инклюзивной образовательной среде?» только 9 (около 12%) респондентов ответили отрицательно, все они выбрали ответ «Скорее нет». Положительный ответ дали 67 (около 88%) респондентов. Однако степень их уверенности была ниже, чем в предыдущем вопросе: уверенное «Да» ответили 24 (около 30%) респондентов, 43 человека (около 58% от общего числа ответивших) дали менее уверенный (но всё же положительный ответ) «Скорее да». Таким образом, в положительном воздействии проекта лично на себя участники проекта уверены больше, чем в его позитивном влиянии на инклюзивную среду в целом. Тем не менее 88% такое влияние отмечают.

В анкету также были включены вопросы о трудностях незрячих и слабовидящих студентов и возможных путях их преодоления. Полученные ответы учитываются специалистами проекта при разработке методических рекомендаций для студентов и работающих с ними специалистов.

Руководство проекта и Центра «Камерата» считают работу команды проекта в отчётный период успешной, поставленные на этот период задачи решены.

151

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

120

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

88

процент опрошенных участников проекта, отметивших позитивные изменения

2

количество вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов

2

количество тренингов для студентов с нормальным зрением

1

количество инклюзивных мероприятий

0

количество разработанных инклюзивными командами проектов

30

количество консультаций студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам

19

количество регионов РФ, представители которых примут участие в мероприятиях проекта

Описание мероприятий

Анкетирование участников проекта
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.09.2018
Фактические сроки 17.08.2018 – 30.09.2018

Итог мероприятия

<p>Анализ результатов опроса показал пользу мероприятий проекта для его участников и положительное изменение в инклюзивной студенческой среде.</p>

Вебинар «Владеющий словом владеет миром»
Запланированные сроки 05.09.2018 – 05.09.2018
Фактические сроки 05.09.2018 – 05.09.2018

Итог мероприятия

<p>Слушатели получили рекомендации по преодолению трудностей в публичных выступлениях (в том числе специфичных для инвалидов по зрению).</p>

Всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль
Запланированные сроки 01.08.2018 – 31.08.2018
Фактические сроки 13.08.2018 – 17.08.2018

Итог мероприятия

<p>Участники из регионов России обменялись опытом, получили полезные навыки, установили контакты для дальнейшего взаимодействия.</p>

Интернет-голосование за проекты, представленные на конкурс "Шаги инклюзии"
Запланированные сроки 01.06.2018 – 31.07.2018
Фактические сроки 13.07.2018 – 13.08.2018

Итог мероприятия

<p>Привлечено внимание общественности к проблематике инклюзии незрячих и слабовидящих студентов</p>

"Экскурсия с закрытыми глазами" в рамках фестиваля путешествий "Ночи над Волгой"
Запланированные сроки 29.09.2018 – 29.09.2018
Фактические сроки 29.09.2018 – 29.09.2018

Итог мероприятия

<p>Участники экскурсии познакомились с особенностями восприятия городского пространства незрячими людьми, обсудили вопросы доступности городской среды.</p>

Подведение итогов конкурса проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии»
Запланированные сроки 01.08.2018 – 31.08.2018
Фактические сроки 16.08.2018 – 16.08.2018

Итог мероприятия

<p>Подведены итоги конкурса, проекты-победители награждены ценными призами.</p>

Вебинар «Особенности приемной кампании 2018 для абитуриентов с инвалидностью»
Запланированные сроки 05.07.2018 – 05.07.2018
Фактические сроки 05.07.2018 – 05.07.2018

Итог мероприятия

<p>Слушатели познакомились с особенностями приемной кампании 2018.</p>

Консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально- бытовой среде. Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты дистанционно получили квалифицированную помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе.
Запланированные сроки 01.09.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.07.2018 – 30.09.2018

Итог мероприятия

<p>Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты получили квалифицированную помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе.</p>

Семинар «Особенности образования и социальной адаптации студентов с инвалидностью по зрению»
Запланированные сроки 27.09.2018 – 27.09.2018
Фактические сроки 27.09.2018 – 27.09.2018

Итог мероприятия

<p>Слушатели познакомились с тифлотехническими средствами, особенностями обучения и социальной адаптации инвалидов по зрению, обсудили вопросы обеспечения доступной среды.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии