http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Этап 5

Срок реализации: 01.10.2018 – 30.11.2018

Этап 5

Срок реализации: 01.10.2018 – 30.11.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

В отчётный период было продолжено консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально-бытовой среде образовательных учреждений. Вопросы принимались по телефону, электронной почте и skype, затем специалисты проекта отвечали на них, используя наиболее удобные для консультируемых каналы связи. Как и прежде, большое количество поступающих вопросов было связано с использованием компьютерных тифлотехнологий (подготовкой брайлевских материалов, невизуальной работой с различными приложениями и т.п.). В последнее время увеличилось число обращений от специалистов образовательных организаций. Наряду с компьютерной тематикой часто задаются вопросы по обеспечению доступности физической среды для незрячих и слабовидящих и помощи студентам с инвалидностью по зрению в ориентировании в пространстве. За отчетный период оказано 25 консультаций.

С целью развития у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации, в отчетный период было проведено 4 вебинара.

8 октября вебинар «Что такое «РУМЦ» и как он помогает студентам с ОВЗ?» провела директор РУМЦ Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина Татьяна Федоровна Краснопевцева. Сеть ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) инклюзивного образования – новая структура в российском высшем образовании, и большинство студентов с инвалидностью по зрению до сих пор о ней не знали и не пользовались услугами РУМЦ. Участники вебинара познакомились с основными задачами и направлениями работы РУМЦ и узнали о том, как и какую помощь могут получить там студенты-инвалиды.

10 октября вебинар «Открытый диалог как фактор успеха в личной жизни и профессиональной деятельности незрячих людей» провел Роман Бурцев - тренер личностного роста, психолог-консультант, бизнес-тренер международной школы ICBT (инвалид I группы по зрению). Основной темой обсуждения стало преодоление коммуникативных трудностей, с которыми нередко приходится сталкиваться незрячим и слабовидящим людям, и выстраивание эффективной коммуникации с окружающими.

20 ноября вебинар «Трудно ли трудоустроиться: опыт и наблюдения» провела Юлия Васильева - психолог-консультант, незрячий специалист, имеющий богатый собственный опыт по трудоустройству. Участники обсудили волнующие инвалидов по зрению вопросы трудоустройства: «Каковы опасения работодателя по поводу незрячих сотрудников и как мы их сами формируем?», «Что стоит и чего не стоит делать на собеседовании?», «Как и когда правильно говорить о своём нарушении зрения?», «Какие инструменты поиска работы наиболее эффективны для незрячих людей?».

24 ноября вебинар «Полезные для школьников и студентов функции программы экранного доступа JAWS» провела Светлана Геннадьевна Васильева, преподаватель, специалист по адаптивным технологиям для незрячих и слабовидящих, руководитель образовательно-консультационного проекта ElSchool (инвалид I группы по зрению). Слушатели познакомились с полезными, но до сих пор не очень широко применяемыми на практике функциями JAWS, которые могут существенно повысить качество работы незрячего или слабовидящего пользователя с компьютером и эффективность применения этого инструмента в учебном процессе.

С целью формирования адекватного понимания проблем и возможностей инвалидов по зрению и расширение инклюзивных социальных связей в студенческой среде в отчётном периоде было проведено 3 мероприятия для нижегородских студентов с нормальным зрением.

1 октября для студентов факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского проведён тренинг «Незрячие и слабовидящие: стереотипы и реальность», где были проанализированы стереотипные представления об инвалидах по зрению, раскрыты причины их происхождения и рассмотрены возможности компенсации зрительной недостаточности в различных сферах социальной жизни.

15 октября - тренинг для студентов факультета социальных наук ННГУ «Незрячий в городе», где будущие специалисты социальной сферы познакомились с особенностями ориентирования инвалидов по зрению в городском пространстве, обсудили вопросы обеспечения доступности городской среды для незрячих и слабовидящих, на практике отработали приёмы сопровождения незрячих, а желающие, надев повязки, смогли попробовать себя в роли незрячих пешеходов. Мероприятие было приурочено к Международному дню белой трости, который традиционно используется для привлечения внимания общества к проблемам незрячих людей (в частности, к вопросам доступности среды).

22 ноября в тифлоинформационном центре ННГУ для магистрантов Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по специальности «Информационные технологии в образовании», был проведён тренинг «Тифлотехнологии в действии». Гости на практике познакомились с особенностями получения информации незрячими и слабовидящими людьми, современными компьютерными тифлотехнологиями и проблемами невизуальной доступности современной информационной среды.

Специалистами проекта и приглашенными экспертами подготовлены рекомендации для студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними специалистов, направленные на облегчение и повышение эффективности процессов инклюзивного обучения и социальной адаптации. Эта работа опиралась на анализ хода выполнения проекта, тематика рекомендаций отражает основные трудности, обозначенные участниками проекта при анкетировании и часто задаваемые на консультациях вопросы. Разработанные материалы размещены на сайте центра «Камерата» для свободного доступа. Информация об этом также размещена на наших страницах в социальных сетях.

Для модернизации материально-технической базы и программного обеспечения поддержки студентов с инвалидностью по зрению Нижнего Новгорода в рамках проекта обновлена программа для подготовки текстов к печати по брайлю Duxbury BrailleTranslator, приобретены быстродействующий книжный сканер, который используется для преобразования печатных учебных материалов в электронный вид (для обеспечения невизуального доступа), и два ноутбука для использования в учебном процессе незрячих и слабовидящих студентов.

Руководство проекта и Центра «Камерата» считают работу команды проекта в отчётный период успешной, поставленные на этот период задачи решены.

Описание мероприятий

Тренинг «Тифлотехнологии в действии» для магистрантов Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, обучающихся по специальности «Информационные технологии в образовании»
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 22.11.2018 – 22.11.2018

Итог мероприятия

<p>Участники на практике познакомились с особенностями получения информации незрячими и слабовидящими людьми, современными компьютерными тифлотехнологиями и проблемами невизуальной доступности современной информационной среды.</p>

консультирование незрячих и слабовидящих студентов и заинтересованных специалистов по вопросам инклюзивного обучения и адаптации в социально-бытовой среде образовательных учреждений
Запланированные сроки 01.09.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>Заинтересованные инвалиды по зрению и специалисты дистанционно получили квалифицированную помощь в преодолении проблемных ситуаций в инклюзивном образовательном процессе и повышению его эффективности</p>

Разработка и распространение рекомендаций для специалистов образовательных организаций по обеспечению благоприятных условий инклюзивного обучения и социализации студентов с инвалидностью по зрению
Запланированные сроки 01.06.2018 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>Разработаны и размещены для свободного доступа на сайте центра «Камерата» рекомендации для специалистов образовательных организаций, помогающие повысить эффективность поддержки незрячих и слабовидящих студентов и улучшить инклюзивный климат.</p>

Вебинар "Что такое «РУМЦ» и как он помогает студентам с ОВЗ?"
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 08.10.2018 – 08.10.2018

Итог мероприятия

<p>Участники вебинара познакомились с основными задачами и направлениями работы РУМЦ и узнали о том, как какую помощь могут получить там студенты-инвалиды.</p>

Вебинар "Открытый диалог как фактор успеха в личной жизни и профессиональной деятельности незрячих людей"
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 10.10.2018 – 10.10.2018

Итог мероприятия

<p>Участники вебинара получили возможность развить навыки преодоления коммуникативных трудностей и выстраивание эффективной коммуникации с окружающими.</p>

Тренинг для студентов факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Незрячие и слабовидящие: стереотипы и реальность»
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 01.10.2018

Итог мероприятия

<p>Участники проанализировали существующие в обществе стереотипы восприятия инвалидов по зрению и познакомились с механизмами преодоления зрительной недостаточности, в результате стали более адекватно оценивать реальные проблемы и возможности незрячих и слабовидящих людей.</p>

Вебинар «Трудно ли трудоустроиться: опыт и наблюдения»
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 20.11.2018 – 20.11.2018

Итог мероприятия

<p>Участники обсудили специфичные вопросы трудоустройства инвалидов по зрению.</p>

Модернизация материально-технической базы и программного обеспечения поддержки студентов с инвалидностью по зрению Нижнего Новгорода (за счет экономии средств по статье "Проведение мероприятий")
Запланированные сроки 01.10.2017 – 31.01.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>Обновлена программа для подготовки текстов к печати по брайлю Duxbury BrailleTranslator, приобретены и введены в эксплуатацию быстродействующий книжный сканер и два ноутбука для использования в учебном процессе незрячих и слабовидящих студентов.</p>

Тренинг для студентов факультета социальных наук ННГУ «Незрячий в городе»
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 15.10.2018 – 15.10.2018

Итог мероприятия

<p>Участники познакомились с особенностями ориентирования инвалидов по зрению в городском пространстве, и стали лучше понимать проблемы доступности среды для незрячих и слабовидящих.</p>

Вебинар "Полезные для школьников и студентов функции программы экранного доступа JAWS"
Запланированные сроки 01.10.2017 – 30.11.2018
Фактические сроки 24.11.2018 – 24.11.2018

Итог мероприятия

<p>Слушатели познакомились с полезными, но до сих пор не очень широко применяемыми на практике функциями JAWS, которые могут существенно повысить качество работы незрячего или слабовидящего пользователя с компьютером и эффективность применения этого инструмента в учебном процессе.</p>

Разработка и распространение рекомендаций «В помощь незрячим и слабовидящим студентам» (советы по использованию компьютерных тифлотехнологий, развитию коммуникативных навыков и т.д.).
Запланированные сроки 01.06.2018 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>Разработаны и размещены для свободного доступа на сайте центра «Камерата» рекомендации, помогающие студентам с нарушениями зрения адаптироваться в инклюзивной образовательной среде.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии