http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Создание услуги "Передышка" (услуги по кратковременному размещению слепоглухих детей в профессиональных принимающих семьях) в регионах РФ: Нижегородской области, Алтайском крае, Республике Удмуртия, Кировской и Калининградской областях
Первый конкурс 2017

Этап 4

Срок реализации: 01.10.2018 – 30.11.2018

Этап 4

Срок реализации: 01.10.2018 – 30.11.2018

О проекте

Срок реализации проекта
01.12.2017 – 30.11.2018
Регион
Москва
Номер проекта
17-1-010520
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Проект предусматривает предоставление услуги «Передышка» семьям целевых групп (семьям, имеющим слепоглухих детей). Каждая семья, воспитывающая ребенка с сочетанным нарушением слуха и зрения, располагает 360 часами «Передышки» в год (в течение 360 дней). Предоставленный объем услуг может быть использован в любом формате по желанию родителей: восемь часов в неделю, сутки или двое в месяц, 15 суток единовременно. Место оказания услуги согласовывается сторонами в интересах ребенка: профессиональные родители может осуществлять работу как на территории проживания ребенка, так и в жилом помещении принимающей семьи в случае его соответствия необходимым санитарным нормам. Работа профессиональных родителей в регионах РФ оплачивается в объеме 170 рублей в час с учетом НДФЛ. Программа «Передышка» функционирует за счет использования ресурсов профессиональных принимающих родителей, которые берут заботу о ребенке с особыми потребностями на себя, давая возможность мамам / папам (опекунам) слепоглухих детей решить неотложные дела, поправить свое здоровье или просто отдохнуть. Профессиональные родители подбираются из числа работников социальных и медицинских учреждений, студентов профильных вузов и просто неравнодушных к проблемам окружающих людей. Каждый потенциальный профессиональный родитель должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте от 18 лет, иметь медицинские документы об отсутствии психических и особо опасных заболеваний (справки из туберкулезного, наркологического и психоневрологического диспансеров), а также справку об отсутствии судимости. Все изъявившие желание стать профессиональными родителями граждане проходят собеседование и психологическое обследование у сотрудников Программы «Передышка» на предмет определения мотивации участия в Программе и диагностики риска применения жестокости по отношению к детям с инвалидностью. Успешно прошедшие первичный отбор потенциальные профессиональные родители допускаются к специальному шестинедельному обучающему курсу, в рамках которого учатся взаимодействовать и общаться с детьми с сочетанным нарушением слуха и зрения. На основе полученных данных о состоянии ребенка, а также с учетом его территориальной принадлежности для ребенка подбираются профессиональные родители. Для заочно готовой заботиться о конкретном слепоглухом ребенке принимающей семьи организуется знакомство с ребенком и его родными в присутствии сотрудников Программы. После получения согласия сторон заключается трехсторонний договор.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

За время реализации программы «Передышка» на территории 5 регионов Российской Федерации: в Нижегородской области, Алтайском крае, Республике Удмуртия, Кировской и Калининградской областях были сформированы списки семей, имеющих право на получение услуги по кратковременному размещению детей целевой группы у профессиональных родителей (всего 40 семей). При отборе бенефициаров было учтено финансовое, социальное и психологическое состояние семей, в том числе были изучены медицинские заключения, справки о доходах, иные документы из органов социальной защиты населения. Все благополучатели на этапе включения в проект проходили анкетирование на предмет оценки состояния ребенка и его уровня самостоятельности, а также готовности законных представителей ребенка оставлять его с профессиональным родителем. По результатам анкетирования была разработана индивидуальная программа развития для каждого ребенка. В индивидуальную программу развития вошли: первичный визит семьи и знакомство с ребенком; портфолио с анализом обследования социально-бытовых условий семей и характеристикой их психологического состояния; подбор профессионального родителя; знакомство сторон на территории проживания ребенка; мониторинг качества реализации индивидуальной программы развития.

По итогам проведения первичных визитов в семьи и личного знакомства с подопечными были подобраны профессиональные родители, наиболее подходящее в качестве помощника семье (по территориальному признаку и психологическим характеристикам). Впоследствии были организованы знакомства профессиональных семей с детьми и их родными в присутствии сотрудников Программы «Передышка». Во процессе знакомства родители рассказывали о физическом состоянии ребенка, особенностях его эмоционально-волевой сферы, режиме дня, диете, любимых занятиях, необходимых гигиенических процедурах и иных аспектах жизни ребенка, которые необходимо знать человеку, близко с ним взаимодействующему. Затем всем заинтересованным сторонам (родителям / опекунам ребенка и профессиональной семье) было дано время подумать над готовностью к сотрудничеству, и только после получения согласия сторон заключался трехсторонний договор. Как «Заказчик» в договоре обозначены родители или опекуны ребенка-подопечного, «Исполнителем» выступает профессиональный родитель, «Координатором» - МБОО «Сообщество семей слепоглухих». Координатор в рамках Договора выполняет контролирующие, организационные и методические функции, а также оплачивает услуги Исполнителя. Перед началом работы каждому профессиональному родителю был выдан Справочник и Дневник принимающей семьи. Дневник необходим для фиксирования времени и содержания работы профессиональной семьи: в нем детально описывается каждое посещение ребенка. Факт приема-передачи ребенка подтверждается личными подписями сторон. Координатором и психологом проекта осуществлялся мониторинг качества оказания услуг принимающими родителями раз в 2-2,5 месяца через запланированные и неожиданные проверки (без предупреждения) работы профессиональных родителей на территории оказания услуг, а также мониторинг качества реализации индивидуальной программы развития. В случаях каких-либо возникших сложностей во время оказания услуги, координаторы выезжали в семью в ближайшее время после поступления запроса.

Профессиональными родителями выступают специально подготовленные в рамках Школы профессиональных родителей люди, являющиеся гражданами РФ старше 18 лет. Перед началом работы каждый потенциальный помощник семьи предоставляет медицинские документы, подтверждающие отсутствие социально значимых заболеваний и судимости.

Психологами с целью оказания активной поддержки семьям целевой группы, в том числе путем повышения родительских компетенций, регулярно проводятся консультации по методам взаимодействия с особенным ребенком и принципам эрготерапии, а также осуществляется информирование о существующих центрах развития и реабилитации детей и подростков с сенсорными и множественными нарушениями.

За 12 месяцев реализации проекта услугой удалось охватить 40 семей из пяти пилотных регионов РФ. Благодаря помощи профессиональных родителей, мамы и папы слепоглухих детей смогли съездить в отпуск, найти подработку, сходить в поликлинику и просто заняться домашним хозяйством. О влиянии проекта на свою жизнь получатели услуги рассказывали в отзывах, на основе анализа которых был сделан вывод о значимости проекта и его позитивном воздействии на качество жизни бенефициаров. Наибольший спрос на услугу был отмечен в Республике Удмуртия и Кировской области, регионах с наибольшим количеством подопечных, а значит, семей, нуждающихся в помощи. Однако свою социальную значимость проект доказал во всех 5 регионах; в настоящее время родители детей-подопечных совместно с руководителями региональных отделений Сообщества семей слепоглухих занимаются вопросом включения услуги "Передышка" в число субсидируемых государственными органами социальных услуг. Практически решен данный вопрос в Нижегородской области.

Описание мероприятий

Подготовить портфолио семей, нуждающихся в услуге «Передышка», с диагностикой качества жизни родителей и указанием социально- бытовых, психологических и ценностных особенностей семей.
Запланированные сроки 01.10.2018 – 31.10.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 31.10.2018

Итог мероприятия

<p>Большинство семей, получающих услуги, представлено семьями с детьми, имеющими диагностированные множественные нарушения. При отборе бенефициаров было учтено финансовое, социальное и психологическое состояние семей, в том числе были изучены медицинские заключения, справки о доходах, иные документы из органов социальной защиты населения. Все благополучатели на этапе включения в проект проходили анкетирование на предмет оценки состояния ребенка и его уровня самостоятельности, а также готовности законных представителей ребенка оставлять его с профессиональным родителем. По результатам анкетирования была разработана индивидуальная программа развития для каждого ребенка. В индивидуальную программу развития вошли: - первичный визит семьи и знакомство с ребенком; - подбор профессионального родителя; - знакомство сторон на территории проживания ребенка; - мониторинг качества реализации индивидуальной программы развития. Анкеты, согласия на обработку персональных данных и иная личная информация о детях-подопечных и членах их семей включается в закодированное портфолио, хранящиеся в сейфе.</p>

Предоставить услугу по кратковременному размещению детей с сочетанным нарушением слуха и зрения у профессиональных родителей (услуга «Передышка») не менее 40 семьям, проживающим в целевых регионах Российской Федерации;
Запланированные сроки 01.10.2018 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>слуга по кратковременному размещению детей с сочетанным нарушением слуха и зрения у профессиональных родителей (услуга «Передышка») была оказана семьям, воспитывающим детей с сенсорными и иными множественными нарушениями развития, проживающим в регионах Российской Федерации: Нижегородской области, Алтайском крае, Республике Удмуртия, Кировской и Калининградской областях. Полученные отзывы от родителей свидетельствуют о том, что для ряда семей «Передышка» – единственный шанс наладить личную жизнь, сохранить отношения в семье и воссоздать утраченные социальные связи. Это связано, с тем что проект «Передышка» предоставляет возможность родителям детей целевой группы получить право на свободное время, которое возможно использовать в соответствии со своими потребностями и интересами. Родители же могут заняться неотложными делами, сходить к врачу или просто отдохнуть, а ребенок учится общаться с новыми людьми, получает новые впечатления.</p><p>Кроме того, был проведен анонимный опрос с целью получения оценки качества полученной услуги. 100 % родителей ответили положительно на вопрос: «Готовы ли Вы были рекомендовать услугу «Передышка» другим семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями?», что свидетельствует о востребованности услуги и об удовлетворенности бенефициаров ее содержанием.</p>

Провести серию выездных психологических и информационно- разъяснительных консультаций с семьями, воспитывающими детей с сочетанным нарушением слуха и зрения и иными множественными нарушениями развития
Запланированные сроки 01.10.2018 – 30.11.2018
Фактические сроки 01.10.2018 – 30.11.2018

Итог мероприятия

<p>Психологами проекта "Передышка"проведена серия консультаций для родителей по методам взаимодействия с особенным ребенком. Родители благодаря консультациям овладели техниками формирования самостоятельности ребенка с учетом его физических возможностей, повысили свои умения в работе с детьми (в случаях затрудненной коммуникации), имеющими нарушениями слуха и зрения и иные множественные нарушения развития. Такая форма работы позволила охватить все семьи получающие услугу "Передышка", которых в силу их занятости детьми невозможно собрать коллективно. Кроме того, был обеспечен индивидуальный подход в вопросах консультирования родителей. Было проведено информирование о существующих центрах развития и реабилитации детей и подростков с сенсорными и множественными нарушениями. Специалисты вместе с родителями обсуждали, на какие поведенческие проявления обращать внимание, чтобы понимать, что ребёнку комфортно/некомфортно в данный момент, нравится ли ему взаимодействие с новым человеком; как помогать ребёнку засыпать самостоятельно; как формировать бытовые навыки (убирать за собой посуду и другие домашние дела). Консультирование про дошкольные образовательные учреждения, которые в состоянии не только принять слепоглухого ребёнка, но и обучать и развивать его адекватно его возможностям и ограничениям. Родители отмечают нужность и важность программы, снижение уровня тревоги за детей, появление новых планов, связанные с повышением самостоятельности у детей, улучшение коммуникации с педагогами, которые занимаются с подопечными. В ряде случаев родители отмечают улучшение бытовых навыков у детей, повышение коммуникативных навыков при взаимодействии с новыми взрослыми.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии