Этап 1
Срок реализации: 01.11.2019 – 29.02.2020О проекте
- Дети и подростки
- Родители учащихся
- Школьные преподаватели и администраторы образования
- Школьные психологи
Заявляемый проект является продолжением и развитием проекта “Учим учиться”, реализованного Заявителем при поддержке Фонда президентских грантов в 2018-2019 учебном году (см. сайт: http://learntolearn.ru/ ). В его рамках более 1500 школьников прошли диагностические процедуры, нацеленные на выявление дефицитов функциональной грамотности, и около 1000 из них выполнили тренинговые задания по компенсации выявленных дефицитов. Широкая апробация инновационной учебной практики подтвердила индивидуальный прогресс у значительной части участников (от 40 до 80% по различным индикаторам).
В ходе проекта были собраны уникальные данные о процессе выполнения различных учебных действий, что позволило создать компьютерную модель, устанавливающую с высокой вероятностью причины возникновения индивидуальных и групповых учебных проблем, проявляющихся в начальной школе.
Для того, чтобы необходимые умения были сформированы в процессе обучения, необходимы усилия не только самого обучающегося, но и содействие окружающих его взрослых. А чтобы педагогическая поддержка была наиболее продуктивной, необходимо правильно «поставить диагноз», точно определить природу проблемы, которая, в конечном счете, влияет на результативность учебной деятельности конкретного ученика. Сегодня зачастую для такого анализа не хватает объективных данных, подтвержденных практическими исследованиями.
Цифровая платформа предоставляет более широкие возможности, на реализацию которых и направлен заявляемый проект. Использование технологии «больших данных» даст педагогам и психологам, работающим в начальной школе, основу для корректировки учебного процесса с учетом уровня общеучебных умений и личностных характеристик обучаемых. Объективные данные о каждом школьнике, прошедшем диагностику, благодаря on-line сервису станут доступными не только его учителю, но и родителям, что будет способствовать диалогу между семьей и школой. «Прозрачность» учебного процесса и его результатов для родителей стимулирует их участие в образовательных действиях. Это, в свою очередь, положительно скажется на учебе детей, их мотивации, психологической устойчивости.
На сайте проекта персональные диагностические карты и рекомендации по компенсации дефицитов для каждого обучающегося будут доступны группе, состоящей из его родителей, учителя и психолога-консультанта. Их взаимодействие будет направлено на подбор образовательной траектории, обеспечивающей комфортное для ребенка и при этом результативное обучение как в начальной школе, так и на следующих ступенях.
Пополнение “больших данных” будет продолжено в ходе тренинга весной (в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и осенью 2020 года (с привлечением школ из других регионов). После проведения апробационных процедур сервис будет доступен на всей территории России. Особую значимость проект будет иметь для образовательных организаций, работающих со сложным социальным контингентом, а также обучающих детей с ОВЗ по инклюзивным программам.
В соответствии с календарным планом основным содержанием работ этапа 1 являлась первая стадия разработки модели дистанционного педагогического сопровождения персонализированного учебного процесса (в дальнейшем – Модель). На этапе 1 осуществлялась разработка прототипа Модели. Эта задача решалась в рамках следующих мероприятий.
Технологической основой проекта “Учим учиться” является цифровая платформа, на которой развернут образовательный online сервис для участников образовательного процесса в начальной школе. Личные кабинеты на платформе предоставляются как школьникам, обучающимся в младших классах, так и взрослым, причастным к процессу обучения: родителям, учителям, психологам,школьным администраторам.
Методология анализа данных о когнитивных и личностных характеристиках обучающихся основана на фиксации хода и результатов учебных действий, выполняемых с помощью online сервиса. Школьникам предоставляются специально подобранные комплекты тренинговых заданий, призванные выявить дефициты, препятствующие результативному обучению. Подробный отчет об учебных действиях (цифровой след) сохраняется на платформе и становится основой для накопления “больших данных”. За время работы сервиса им воспользовались более 2000 учащихся. Данные об их результатах были положены в основу типологии проблем учебного и личностного характера, которая позволяет формировать персональные характеристики и осуществлять педагогическое сопровождение каждого обучающегося.
В результате анализа кейсов были выделены следующие ключевые проблемы обучающихся:
– отсутствие базовых навыков работы с исходной информацией, представленной в разных форматах (тексты, таблицы, карты, схемы, графики, диаграммы и т.п.);
– несформированность базовых учебных навыков (экранное чтение, операции вычисления, клавиатурное письмо, логические умозаключения и т.п);
– отсутствие навыков самопроверки;
– отсутствие навыков работы над собственными ошибками;
– излишняя торопливость, импульсивность реакций;
– быстрая утомляемость и потеря концентрации;
– низкая мотивация и стремление “обмануть систему”.
Модель строится на учете типовых дефицитов и их различных сочетаний у конкретного обучающегося. Экспертная система, являющаяся частью цифровой платформы, автоматически обрабатывает собранные массивы данных таким образом, чтобы выявлять индивидуальные и групповые особенности обучающихся и давать рекомендации по компенсации выявленных дефицитов. Результаты работы экспертной системы должны быть доступны родителям (в части информации об их ребенке), а также педагогам в пределах их ответственности за работу учебных коллективов. В их личных кабинетах появляются различные отчеты, позволяющие получить расшифрованную диагностическую картину и рекомендации по дальнейшему педагогическому сопровождению.
Отдельной проблемой является вмешательство родителей в работу детей, попытки выполнить за них те диагностические задания, в которых обучающийся продемонстрировал низкие результаты. Этот фактор должен быть учтен при построении системы педагогического сопровождения. Сомнительные в этом контексте результаты должны выявляться и отфильтровываться экспертной системой.
На цифровой платформе проекта обеспечиваются следующие основные функции, связанные с педагогическим сопровождением.
В процессе выполнения диагностических процедур:
– автоматическая генерация предупреждений о наличии неудовлетворительных результатов обучающегося,
– автоматическая генерация предупреждений о наличии признаков низкой мотивации обучающегося,
– автоматическая генерация предупреждений о длительных перерывах в прохождении тренинга.
По результатам прохождения диагностических процедур
– автоматическая генерация персональной диагностической карты,
– автоматическая генерация рекомендаций по дальнейшему прохождению тренинга,
В процессе компенсирующего и развивающего тренинга
– автоматическая генерация предупреждений о наличии неудовлетворительных результатов обучающегося,
– автоматическая генерация предупреждений о снижении средних показателей,
– автоматическая генерация предупреждений о наличии признаков низкой мотивации обучающегося,
– автоматическая генерация предупреждений о длительных перерывах в прохождении тренинга.
Перечисленные сообщения отображаются в личных кабинетах (с учетом прав доступа) и становятся основой для коммуникаций между педагогами и родителями с участием консультантов проекта “Учим учиться и учить”, обладающих доступом к “большим данным” по всей генеральной совокупности участников проекта.
На данном этапе проекта были разработаны и реализованы на уровне прототипа технические решения, позволяющие реализовать описанный выше функционал экспертной системы для последующего представления в личных кабинетах.
Для апробации прототипа модели и методических материалов были использованы данные о прохождении диагностики в двух третьих классах, собранные в первом полугодии 2019-20 учебного года. В качестве апробационной площадки выступила школа №21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогам апробационной площадки были предложены вновь разработанные инструменты педагогического сопровождения тренинга, реализованные в различных форматах визуализации.
Индивидуальные значения индикаторов основ функциональной грамотности (на каждого обучающегося) на фоне “больших данных”.
Журнал регистрации выполнения заданий учебным коллективом.
Текущее распределение учебного коллектива по количеству выполненных заданий
Списки обучающихся, демонстрирующих неудовлетворительные результаты.
Списки обучающихся, имеющих длительные перерывы в выполнении заданий.
Типовые рекомендации для учителей и школьных администраторов по корректировке хода тренинга.
Соответствующие инструменты и их описания были предложены для использования в рамках апробации. По итогам апробации были внесены коррективы в различные форматы представления информации школам и родителям.
В рамках первого этапа проводились рабочие совещания и семинары с участием педагогов и родителей:
Школа №21 Василеостровского района СПб – 18.12.2019,
ЧОУ “Унисон” Центрального района СПб – 20.12.19
Школа №31 Василеостровского района СПб – 23.12.19
Петровская школа Петрозаводска, Республика Карелия – 16-17.01.20
Школа №77 Петроградского района СПб – 26.02.20
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
количество выступлений на публичных мероприятиях на темы проекта
количество выступлений в образовательных учреждениях
количество статей, подготовленных к публикации
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Проведено обсуждение разрабатываемых сервисов дистанционного педагогического сопровождения. Достигнута договоренность о первичной апробации в школ №21. Составлен протокол совещания.</p>
Итог мероприятия
<p>Состоялось обсуждение возможных механизмов взаимодействия между педагогами школы и родителями учащихся с учетом технологических возможностей цифровизации</p>
Итог мероприятия
<p>Образовательный сервис "Учим учиться" представлен представителям школ Центрального района</p>
Итог мероприятия
<p>Учащиеся лицея присоединились к проекту и начали работу на платформе "Учим учиться"</p>
Итог мероприятия
<p>Представление практического опыта инновационной работы гимназии №196 на платформе "Учим учиться" руководителям школ Красногвардейского района</p>
Итог мероприятия
<p>Проведена апробация разработанных в проекте образовательных сервисов в условиях регулярных учебных практик школы №21 Василеостровского района СПб. </p>
Итог мероприятия
<p>Образовательный сервис "Учим учиться" был представлен на круглом столе "Вопросы и практики цифровой трансформации образования" </p>
Итог мероприятия
<p>Проект "Учим учиться и учить" представлен как пример инновационного управленческого решения, обеспечивающего эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Собраны отзывы слушателей</p>
Итог мероприятия
<p>Школой было принято решение об участии в проекте "Учим учиться" и, в частности, в апробации новых сервисов педагогического сопровождения во втором полугодии 2019-20 учебного года.</p>