http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться и учить: образовательный сервис для обеспечения дистанционной персональной педагогической поддержки учащихся начальной школы на основе использования технологии “больших данных”
Второй конкурс 2019

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2020 – 31.07.2020

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2020 – 31.07.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
19-2-008717
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Школьные психологи

Заявляемый проект является продолжением и развитием проекта “Учим учиться”, реализованного Заявителем при поддержке Фонда президентских грантов в 2018-2019 учебном году (см. сайт: http://learntolearn.ru/ ). В его рамках более 1500 школьников прошли диагностические процедуры, нацеленные на выявление дефицитов функциональной грамотности, и около 1000 из них выполнили тренинговые задания по компенсации выявленных дефицитов. Широкая апробация инновационной учебной практики подтвердила индивидуальный прогресс у значительной части участников (от 40 до 80% по различным индикаторам).

В ходе проекта были собраны уникальные данные о процессе выполнения различных учебных действий, что позволило создать компьютерную модель, устанавливающую с высокой вероятностью причины возникновения индивидуальных и групповых учебных проблем, проявляющихся в начальной школе.

Для того, чтобы необходимые умения были сформированы в процессе обучения, необходимы усилия не только самого обучающегося, но и содействие окружающих его взрослых. А чтобы педагогическая поддержка была наиболее продуктивной, необходимо правильно «поставить диагноз», точно определить природу проблемы, которая, в конечном счете, влияет на результативность учебной деятельности конкретного ученика. Сегодня зачастую для такого анализа не хватает объективных данных, подтвержденных практическими исследованиями.

Цифровая платформа предоставляет более широкие возможности, на реализацию которых и направлен заявляемый проект. Использование технологии «больших данных» даст педагогам и психологам, работающим в начальной школе, основу для корректировки учебного процесса с учетом уровня общеучебных умений и личностных характеристик обучаемых. Объективные данные о каждом школьнике, прошедшем диагностику, благодаря on-line сервису станут доступными не только его учителю, но и родителям, что будет способствовать диалогу между семьей и школой. «Прозрачность» учебного процесса и его результатов для родителей стимулирует их участие в образовательных действиях. Это, в свою очередь, положительно скажется на учебе детей, их мотивации, психологической устойчивости.

На сайте проекта персональные диагностические карты и рекомендации по компенсации дефицитов для каждого обучающегося будут доступны группе, состоящей из его родителей, учителя и психолога-консультанта. Их взаимодействие будет направлено на подбор образовательной траектории, обеспечивающей комфортное для ребенка и при этом результативное обучение как в начальной школе, так и на следующих ступенях.

Пополнение “больших данных” будет продолжено в ходе тренинга весной (в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и осенью 2020 года (с привлечением школ из других регионов). После проведения апробационных процедур сервис будет доступен на всей территории России. Особую значимость проект будет иметь для образовательных организаций, работающих со сложным социальным контингентом, а также обучающих детей с ОВЗ по инклюзивным программам.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Основным содержанием деятельности по проекту на этапе 2 была экспериментальная работа на образовательных площадках. В педагогическом эксперименте параллельно решались 2 задачи: (1) проведение диагностических процедур для обучающихся начальной школы; (2) организационное взаимодействие с участниками образовательного процесса с целью апробации прототипа модели дистанционного педагогического сопровождения в условиях массовой школы.

В качестве образовательных площадок в 2019-20 учебном году работали школы Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Нижегородской и Новосибирской областей. В диагностических процедурах участвовали 797 школьников, которым на образовательном сервисе были предоставлены личные кабинеты для выполнения заданий. Из них почти две трети полностью выполнили программу диагностического модуля - 499 учащихся (63%). Доля учащихся, полностью выполнивших задания, оказалась ниже, чем в 2018-19 учебном году, по следующим причинам.

– в текущем проекте не ставилась задача непосредственного управления ходом компьютерного тренинга со стороны команды проекта. Напротив, была поставлена задача делегировать ответственность за регулярность и успешность тренинга учителям конкретных классов, а роль команды проекта заключалась в отработке методов и инструментов дистанционного сопровождения. Диагностические процедуры шли параллельно с ходом апробации новых программных механизмов. В ходе взаимодействия с учителями и родителями происходила отработка режимов управления тренингом, что несколько замедляло учебную работу с детьми. Вместе с тем, задача апробации была решена, и программные механизмы подготовлены к рабочей эксплуатации на этапе 3 проекта.

– негативное влияние оказал вынужденный переход школ на дистанционное обучение. В результате работа учащихся на компьютерной платформе была перенесена из образовательных организаций в домашние условия, что негативно сказалось на регулярности занятий. Замедление хода учебных действий в марте-мае 2020 г. было зафиксировано в ходе мониторинга, результаты которого публиковались на сайте проекта. Часть детей досрочно были отпущены на каникулы, некоторые из них продолжают заниматься летом, так как команда проекта продлила действие ученических лицензий до начала следующего учебного года. Можно заключить, что несмотря на неблагоприятные условия обе задачи экспериментальной работы были выполнены. Результаты диагностических процедур, сведения об уровне общеучебных умений, индивидуальном и групповом прогрессе детей, рекомендации команды проекта были представлены в форме подробных отчетов для всех школ, участвовавшим в проекте.

Организационное взаимодействие команды проекта с педагогами и родителями было основано на использовании расширенного функционала личных кабинетов взрослых участников образовательного процесса. Родителям всех школьников, проходивших диагностические процедуры, были созданы личные кабинеты (свыше 800 оригинальных аккаунтов), в которые они могли входить как с помощью компьютера, так и на электронных гаджетах. Также были созданы личные кабинеты учителям, которые проводили диагностику в своих классах (50 классов), и школьным координаторам (20 школ). Через эти личные кабинеты отрабатывалась модель дистанционного педагогического сопровождения. Экспертная система, развернутая на платформе “Учим учиться”, осуществляла мониторинг результатов школьников, проходивших диагностику. На основании анализа данных мониторинга педагогам и родителям рассылались регулярные отчеты о работе учащихся. В случае, если у кого-то из них выявлялись негативные тенденции, экспертная система оперативно рассылала соответствующие уведомления. Например, в электронном журнале учителя автоматически формировался список учеников, на работу которых следует обратить внимание, не дожидаясь окончания диагностики. Аналогичные предупреждения направлялись родителям этих детей с рекомендацией обратить внимание на отношение ребенка к выполняемым заданиям. Если у родителей возникали вопросы, они могли задать их учителю, школьному координатору или консультанту из команды проекта, чтобы обсудить проблемную ситуацию и получить конкретные рекомендации. Действия учителей и родителей в личных кабинетах фиксировались в ходе мониторинга диагностических процедур.

За период учебных действий родители школьников осуществили 306 заходов в систему, чтобы отреагировать на результаты мониторинга. В тех случаях, когда родители не реагировали на оповещения экспертной системы, команда проекта направляла информацию о проблемных ситуациях учителю и школьному координатору для принятия решений о корректировке процедуры тренинга применительно к конкретным школьникам. За этот же период учителя, проводившие тренинг, осуществили 839 входов в свои личные кабинеты, школьные координаторы - 295.

Пик родительской активности пришелся на апрель 2020 г., когда школы были переведены на дистанционное обучение. По итогам апробации с учетом отзывов педагогов и родителей составлено задание на доработку функционала личных кабинетов, которая должна быть завершена к началу следующего учебного года. С мая начальные классы были распущены на каникулы, и действия по сопровождению тренинга практически прекратились.

В ходе 2 этапа началась подготовка команды волонтеров для участия в мероприятиях этапа 3. Поиск и отбор волонтеров проходил по следующим направлениям: работники образовательных учреждений, имеющие опыт методической и просветительской работы с учителями и родителями учащихся, преподаватели и студенты высших учебных заведений, специалисты школьных психологических служб. К волонтерской работе также приглашались специалисты (в том числе, третьего возраста), имеющие опыт исследовательской и аналитической работы с большими данными. Обучение группы волонтеров и распределение их зон ответственности будет проходить в рамках третьего этапа проекта. По состоянию на июль 2020 г. в число кандидатов включены свыше 20 человек из различных регионов России и других стран. Список этот не закрыт и продолжает пополняться в процессе взаимодействия с образовательными учреждениями.

В ходе 2 этапа представители команды проекта продолжали информирование образовательного сообщества о работе сервисов на платформе “Учим учиться” в очном и заочном форматах. Представители команды проекта приняли участие в мероприятиях Московского международного салона образования (ММСО), VI Международном форуме по педагогическому образованию IFTE в Казани, провели вебинары для школ Петербурга, Петрозаводска и Пскова.

Опубликована статья: Рубашкин Д.Д. Мониторинг текущих образовательных результатов: от контроля качества к мерам по его обеспечению // Качество образования в Евразии, №7, 2020, C. 49-59.

Принята к публикации в сборнике IFTE-2020 статья И.Н. Кондратьевой и Д,Д. Рубашкина “Начальная школа в условиях цифровизации: активные учебные практики как педагогический инструмент достижения метапредметных результатов”.

1744

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

3277

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

6

Количество очных консультаций и рабочих встреч в партнерских образовательных учреждениях

3

Количество видеоконференций по итогам учебного года

2

Количество опубликованных и принятых к публикации статей

26

Количество школ, участвовавших в проекте

91

Количество работников школ, получивших сертификаты за участие в проекте

Описание мероприятий

Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2020
Запланированные сроки 04.06.2020 – 04.06.2020
Фактические сроки 04.06.2020 – 04.06.2020

Итог мероприятия

<p>Проект "Учим учиться" представлен на секции "Дошкольное и начальное образование" в рамках конференции «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании»</p>

Вебинар для виртуальных филиалов Русского музея
Запланированные сроки 28.07.2020 – 28.07.2020
Фактические сроки 28.07.2020 – 28.07.2020

Итог мероприятия

<p>Проект "Учим учиться" представлен на заочном семинаре для сотрудников образовательных центров из различных городов России - участников проекта "Русский музей: виртуальный филиал"</p>

Информационно-методическое совещание
Запланированные сроки 02.03.2020 – 02.03.2020
Фактические сроки 02.03.2020 – 02.03.2020

Итог мероприятия

<p>Проект и цифровая платформа "Учим учиться" представлена на методическом семинаре для школ Приморского района</p>

Конференция "Информационные технологии для новой школы" ИТНШ-2020
Запланированные сроки 26.03.2020 – 26.03.2020
Фактические сроки 26.03.2020 – 26.03.2020

Итог мероприятия

<p>В рамках конференции проведен круглый стол, посвященный опыту проекта "Учим учиться", с участием представителей различных школ, принимавших участие в проекте.</p>

Совещание по вопросам образовательных инноваций в "Точке кипения"
Запланированные сроки 12.03.2020 – 12.03.2020
Фактические сроки 12.03.2020 – 12.03.2020

Итог мероприятия

<p>Была сделана устная презентация образовательного сервиса для представителей образовательных учреждений и инновационного бизнеса Санкт-Петербурга, участников проекта создания образовательного парка Edupark SPb.</p>

Серия вебинаров для педагогического коллектива Петровской школы, г. Петрозаводск
Запланированные сроки 03.06.2020 – 09.06.2020
Фактические сроки 03.06.2020 – 09.06.2020

Итог мероприятия

<p>В режиме видеоконференций были подведены итоги работы третьих и четвертых классов на платформе "Учим учиться", намечены планы развития проекта в 2020-21 учебном году.</p>

Вебинар для школ Псковской области
Запланированные сроки 16.06.2020 – 16.06.2020
Фактические сроки 16.06.2020 – 16.06.2020

Итог мероприятия

<p>Цифровая платформа и образовательный сервис "Учим учиться" представлены школам Псковской области, планирующим принять участие в учебных действиях в 2020-21 учебном году</p>

Московский международный салон образования ММСО-2020
Запланированные сроки 21.04.2020 – 29.04.2020
Фактические сроки 21.04.2020 – 29.04.2020

Итог мероприятия

<p>Информация о проекте "Учим учиться" представлена на мероприятиях ММСО</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии