http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться и учить: образовательный сервис для обеспечения дистанционной персональной педагогической поддержки учащихся начальной школы на основе использования технологии “больших данных”
Второй конкурс 2019

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2020 – 31.12.2020

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2020 – 31.12.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
19-2-008717
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Школьные психологи

Заявляемый проект является продолжением и развитием проекта “Учим учиться”, реализованного Заявителем при поддержке Фонда президентских грантов в 2018-2019 учебном году (см. сайт: http://learntolearn.ru/ ). В его рамках более 1500 школьников прошли диагностические процедуры, нацеленные на выявление дефицитов функциональной грамотности, и около 1000 из них выполнили тренинговые задания по компенсации выявленных дефицитов. Широкая апробация инновационной учебной практики подтвердила индивидуальный прогресс у значительной части участников (от 40 до 80% по различным индикаторам).

В ходе проекта были собраны уникальные данные о процессе выполнения различных учебных действий, что позволило создать компьютерную модель, устанавливающую с высокой вероятностью причины возникновения индивидуальных и групповых учебных проблем, проявляющихся в начальной школе.

Для того, чтобы необходимые умения были сформированы в процессе обучения, необходимы усилия не только самого обучающегося, но и содействие окружающих его взрослых. А чтобы педагогическая поддержка была наиболее продуктивной, необходимо правильно «поставить диагноз», точно определить природу проблемы, которая, в конечном счете, влияет на результативность учебной деятельности конкретного ученика. Сегодня зачастую для такого анализа не хватает объективных данных, подтвержденных практическими исследованиями.

Цифровая платформа предоставляет более широкие возможности, на реализацию которых и направлен заявляемый проект. Использование технологии «больших данных» даст педагогам и психологам, работающим в начальной школе, основу для корректировки учебного процесса с учетом уровня общеучебных умений и личностных характеристик обучаемых. Объективные данные о каждом школьнике, прошедшем диагностику, благодаря on-line сервису станут доступными не только его учителю, но и родителям, что будет способствовать диалогу между семьей и школой. «Прозрачность» учебного процесса и его результатов для родителей стимулирует их участие в образовательных действиях. Это, в свою очередь, положительно скажется на учебе детей, их мотивации, психологической устойчивости.

На сайте проекта персональные диагностические карты и рекомендации по компенсации дефицитов для каждого обучающегося будут доступны группе, состоящей из его родителей, учителя и психолога-консультанта. Их взаимодействие будет направлено на подбор образовательной траектории, обеспечивающей комфортное для ребенка и при этом результативное обучение как в начальной школе, так и на следующих ступенях.

Пополнение “больших данных” будет продолжено в ходе тренинга весной (в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и осенью 2020 года (с привлечением школ из других регионов). После проведения апробационных процедур сервис будет доступен на всей территории России. Особую значимость проект будет иметь для образовательных организаций, работающих со сложным социальным контингентом, а также обучающих детей с ОВЗ по инклюзивным программам.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

На 3 этапе проекта была проведена доработка программных механизмов модели дистанционного педагогического сопровождения по итогам апробации, проведенной на 2 этапе проекта. Был уточнен функционал личных кабинетов учителей, школьных координаторов и родителей, обеспечены прямые коммуникации между ними. Таким образом, на цифровой платформе были созданы микро-группы взрослых, имеющих доступ к данным конкретного ребенка, что должно стать организационной основой педагогического сопровождения учебных действий. Финальная версия программной реализации модели дистанционного педагогического сопровождения стала доступна участникам проекта ( педагогам и родителям) к началу 2020-21 учебного года.

Также была проведена доработка методологии обработки цифрового следа учебных действий и интерпретации собранных данных. Соответствующие алгоритмы были реализованы и включены в функционал экспертной системы, обеспечивающей обработку цифрового следа конкретного ученика на фоне больших данных, собранных на цифровой платформе. Эти алгоритмы составляют информационную основу дистанционного педагогического сопровождения учебных действий и позволяют проводить текущий мониторинг выполнения по заданным блокам заданий. По итогам доработки функционала личных кабинетов были отработаны механизмы взаимодействия в рамках педагогического сопровождения для различных пользовательских ролей.

Возможности педагогического сопровождения учебных действий на платформе были описаны в статьях, опубликованных в сборниках трудов международных образовательных конференций в Москве и Казани.

В августе 2020 г. были проведены два ознакомительных семинара для представителей администрации и педагогических коллективов школ Санкт-Петербурга (аналогичные вебинары в других регионах были проведены на 2 этапе проекта).

Для проведения диагностических процедур на образовательных площадках были сформированы образовательные кластеры в нескольких регионах Северо-Запада РФ. С образовательными учреждениями были заключены нефинансовые договоры, которые регламентировали взаимные обязательства школ и команды проекта в рамках организации диагностических процедур.. В каждой школе были определены координаторы, ответственные за дистанционное педагогическое сопровождение. На цифровой платформе были созданы личные кабинеты для всех участников диагностических процедур и педагогического сопровождения. Доступ к заданиям диагностического модуля был открыт с 14 сентября 2020 г. К этому моменту на участие в диагностических процедурах было заявлено 1428 учащихся третьих классов из 30 школ (50 классов) в пяти регионах России. В октябре к ним присоединились еще почти 500 школьников из школ Санкт-Петербурга. В итоге в первом полугодии 2020-2021 учебного года к выполнению заданий диагностического модуля приступили 1909 школьников из 43 школ.

Перед началом диагностических процедур были проведены 2 вебинара по обучению волонтеров из различных регионов.. Определен окончательный состав исполнителей, отвечающих за мониторинг процесса прохождения диагностических процедур (через личные кабинеты), первичную аналитику и интерпретацию результатов мониторинга, полученных при использовании программных алгоритмов обработки (включая членов команды проекта и волонтеров).

Диагностические процедуры на платформе “Учим учиться” начались в сентябре 2020 г. В течение первого полугодия в них в общей сложности приняли участие 43 школы (82 класса, 1909 учеников) из 6 регионов России. Каждая школа самостоятельно принимала решение о формах регулярной учебной деятельности учащихся на цифровой платформе. В частности, в ряде школ было разрешено с согласия родителей учащихся проводить учебные действия вне рамок формального обучения, в домашних условиях. В связи с особыми условиями 2020 года (карантинные ограничения, особые правила посещения компьютерных классов, болезни педагогов и учащихся) прохождение диагностических процедур существенно замедлилось по сравнению с намеченными сроками. На момент составления настоящего отчета полностью завершили прохождение диагностики 1085 учащихся. Достигнута договоренность со школами о продолжении учебных действий во время зимних каникул. Данные об учебных действиях и действиях по педагогическому сопровождению автоматически сохраняются на цифровой платформе.

Дистанционное педагогическое сопровождение осуществлялось на протяжении всего периода проведения диагностических процедур с помощью сервисов цифровой платформы. Всем учителям, представителям школьной администрации (школьным координаторам) и родителям учащихся были предоставлены собственные личные кабинеты, в которых они получали доступ к подробным сведениям о действиях учащихся, ходе и результатах выполнения заданий, особенностях учебного поведения. Были проведены встречи с родителями учащихся (вебинар и родительские собрания).

Активность всех участников регистрировалась в специальных электронных журналах. На момент составления отчета зафиксировано использование сервиса для родителей – более 800 пользователей, при среднем количестве обращений одного пользователя более 3 раз. Аналогичные показатели для представителей школ: 132 пользователя, при среднем количестве обращений свыше 20.

Команда проекта с помощью волонтеров вела постоянный мониторинг прохождения диагностики. В случае выявления проблем учебного или организационного характера, экспертная система цифровой платформы автоматически рассылала уведомления педагогам и родителям, обращая их внимание на необходимость внести коррективы в действия отдельных учеников или организацию работы учебного коллектива. В затруднительных случаях члены команды и волонтеры участвовали в коммуникациях с учителями и родителями, организованных непосредственно в личных кабинетах, а также поддерживали диалог по электронной почте.

На завершающей стадии проекта были проведены 3 итоговых вебинара для школ проекта (по регионам). После завершения программы диагностики каждая школа получила индивидуальные и групповые диагностические карты на всех участников занятий, а также рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся при проектированию образовательных маршрутов.

На образовательных конференциях были представлены 5 докладов о ходе и результатах проекта. В изданиях системы образования опубликованы информационные и методические материалы (5 публикаций, включая одну на английском языке, индексированную в Scopus https://en.eandsdjournal.org/journal-article/transformation-of-relationships-between-primary-school-stakeholders-in-the-context-of-digitization).

Материалы о проекте регулярно публиковались на сайте проекта, на youtube и в социальных сетях. Всего за время проекта было опубликовано 5 научных статьи и 3 материала в популярных изданиях, члены команды проекта выступили на различных конференциях и других публичных мероприятиях.

Описание мероприятий

Родительское собрание, посвященное проекту "Учим учиться"
Запланированные сроки 02.12.2020 – 02.12.2020
Фактические сроки 02.12.2020 – 02.12.2020

Итог мероприятия

<p>Дистанционные образовательные сервисы на платформе и тренинговые программы для разных параллелей начальной школы представлены родителям учащихся. Со-руководители проекта ответили на вопросы преподавателей школы и родителей. Собрание проводилось в школе №6 Василеостровского района СПб (из-за карантина присутствие родителей было ограничено, запись опубликована на сайте школы).</p>

Вебинар для представителей образовательных учреждений (волонтеров)
Запланированные сроки 08.09.2020 – 08.09.2020
Фактические сроки 08.09.2020 – 08.09.2020

Итог мероприятия

<p>Проведено обучение представителей образовательных учреждений Псковской области, Калининграда и Петрозаводска в части использования дистанционных сервисов платформы "Учим учиться". Учащиеся этих школ в дальнейшем приняли участие в диагностических процедурах, а преподаватели - в педагогическом сопровождении учебных действий.</p>

Вебинар для родителей младших школьников
Запланированные сроки 13.10.2020 – 13.10.2020
Фактические сроки 14.10.2020 – 14.10.2020

Итог мероприятия

<p>Родители младших школьников, работавших на платформе "Учим учиться", получили подробную информацию об организации учебных действий и инструментах педагогического сопровождения.</p>

Вебинар для представителей образовательных учреждений (волонтеров)
Запланированные сроки 28.08.2020 – 28.08.2020
Фактические сроки 28.08.2020 – 28.08.2020

Итог мероприятия

<p>Проведено обучение представителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части использования дистанционных сервисов платформы "Учим учиться". Учащиеся этих школ в дальнейшем приняли участие в диагностических процедурах, а преподаватели - в педагогическом сопровождении учебных действий.</p>

Родительское собрание в Петровской школе Петрозаводска
Запланированные сроки 23.12.2020 – 23.12.2020
Фактические сроки 23.12.2020 – 23.12.2020

Итог мероприятия

<p>Согласована с родителями учащихся и представителями школьной администрации программа тренинга на платформе "Учим учиться" на второе полугодие 2020-21 учебного года.</p>

Итоговый вебинар для школ Санкт-Петербурга, выполнявших задания диагностического модуля
Запланированные сроки 11.12.2020 – 11.12.2020
Фактические сроки 11.12.2020 – 11.12.2020

Итог мероприятия

<p>Подведены итоги выполнения заданий диагностического модуля в условиях дистанционного педагогического сопровождения</p>

Итоговый вебинар для школы №56 Калининграда, выполнявшей задания диагностического модуля
Запланированные сроки 15.12.2020 – 15.12.2020
Фактические сроки 15.12.2020 – 15.12.2020

Итог мероприятия

<p>Подведены итоги выполнения школьниками заданий диагностического модуля в условиях дистанционного педагогического сопровождения.</p>

Итоговый вебинар для школ Псковской области, выполнявших задания диагностического модуля
Запланированные сроки 18.12.2020 – 18.12.2020
Фактические сроки 18.12.2020 – 18.12.2020

Итог мероприятия

<p>Подведены итоги выполнения школьниками задания диагностического модуля в условиях дистанционного педагогического сопровождения.</p>

Ознакомительный (установочный) вебинар для представителей администрации школ Санкт-Петербурга
Запланированные сроки 20.08.2020 – 20.08.2020
Фактические сроки 20.08.2020 – 20.08.2020

Итог мероприятия

<p>Определен список образовательных организаций - участников диагностических процедур на цифровой платформе "Учим учиться"</p>

Ознакомительный (установочный) вебинар для представителей администрации школ Санкт-Петербурга
Запланированные сроки 01.09.2020 – 01.09.2020
Фактические сроки 01.09.2020 – 01.09.2020

Итог мероприятия

<p>Представители администрации школ Санкт-Петербурга получили приглашение участвовать в проектной деятельности на цифровой платформе "Учим учиться".</p>

Организационные родительские собрания в школе № 56 (г. Калининград)
Запланированные сроки 26.08.2020 – 17.09.2020
Фактические сроки 26.08.2020 – 17.09.2020

Итог мероприятия

<p>Во всех классах, принявших участие в диагностических процедурах, были проведены организационные родительские собрания, проходившие в очно/заочной форме. Разъяснены формы участия детей и родителей в проекте. Получено согласие на работу детей на платформе.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии