http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Центр комплексной помощи детям, подросткам и молодым взрослым с ментальными нарушениями в Калужской области
Второй конкурс 2018

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.01.2019 – 30.11.2019
Регион
Калужская область
Номер проекта
18-2-010005
Целевые группы:
  1. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья
  2. Родители и (или) законные представители детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Люди с ограниченными возможностями здоровья
Проект реализуется на базе Центра абилитации и социальной реабилитации «Попутный ветер», открытого благотворительным фондом «Волонтеры-детям» в 2014 году.

Являясь победителем конкурса Президентских грантов в 2017 году, мы завершаем реализацию данного проекта в ноябре 2018 года, в результате которого накоплен определенный опыт индивидуального и группового сопровождения детей с ментальными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья.

Факторами, определяющими продуктивность работы Проекта, является выбор нескольких мишеней для коррекции, индивидуальный подбор коррекционных методов и гибкая форма ведения занятий у детей и подростков. В результате чего по итогам анонимного анкетирования родителей на вопрос «Считаете ли вы работу Центра (Проекта) нужной?» 93% родителей детей, посещающих занятия, ответили «Да», 7% «Не знаю», отрицательных ответов не зафиксировано.

Кроме того, наряду с занятиями на базе студий телесной терапии, логопедии, дефектологии и арт-терапии, кулинарной и швейной студий, в настоящем проекте заложен новый формат занятий – практикоориентированные походы и новые целевые группы – молодые взрослые 18-24 лет. Практика показывает, что ребятам с аутизмом, РАС и другими ментальными нарушениями с трудом дается элементарное бытовое общение с окружающими людьми, в транспорте, магазине, банке и т.д. А ввиду того, что у аутиста отсутствует «модель психического», проживанием таких реальных ситуаций в естественной среде и будет отвечать новый формат.

Вся проектная команда в полном составе в дополнение была обучена на факультете повышения квалификации Московского государственного психолого-педагогического университета в Федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с РАС по направлению «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

Именно аутизм и РАС, диагноз, который невозможно вылечить – только корректировать, а социализация таких детей представляет наибольшую сложность по сравнению с другими видами ментальных нарушений, составляет более 50% в линейке ментальных нарушений детей и подростков из нашей целевой группы.

В рамках «Клуба для родителей» реализуется программа помощи родителям-участникам Проекта, которая построена не на дистантном отношении, а в непосредственной коммуникации. Это тренинги по управлению эмоциональным состоянием, лекции нейропсихологов, дефектологов, мастер-классы с релаксационной составляющей, индивидуальные занятия с кинезиологом в студии телесной терапии, знакомства-презентации по изучению профессиональной литературы. Аналогов подобной работы нет.

Поддержка семьи является одной из целей нашего проекта. Ведь именно на семью, воспитывающую ребенка с ментальными нарушениями и ограниченными возможностями здоровья ложится значительный груз проблем и ряд задач, которые невозможно решить без профессиональной помощи.



В летний период проводятся инклюзивные экскурсии.

Осенью организуется II инклюзивный детско-родительский фестиваль «Мы есть!»

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Проект 2018 – Стартап.

Проект 2019 – Level Up – лэвэл ап, другой уровень.

В течение заключительного отчетного периода Проекта было проведено 2359 индивидуальных и групповых занятий для детей, подростков и молодых взрослых с количественным показателем 94 человека. Из них: количество занятий, проведенных в студии телесной терапии (сенсомоторной коррекции) 600, студии арт (игровой) терапии 876, студии логопедии-дефектологии 259, кулинарной студии 350, студии нейрокоррекции 247, целевой группы молодых взрослых в студии «МенталNEW» 27 занятий.

Таком образом, целевые группы были обеспечены качественной коррекционной и нейропсихологической помощью в соответствии с их возрастными и психофизическим возможностями, что является одной из основных задач Проекта.

С целью приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования в повседневной жизни для группы молодых взрослых было организовано и проведено 16 мероприятий в формате практикоориентированного похода

Это в полной мере способствовало обеспечению задачи расширения возможностей для самоопределения, самореализации и социализации целевых групп.

Ребята из старшей возрастной группы научились самостоятельно перемещаться по городу, изучив предварительно необходимый маршрут, появились закрепленные профессионально-бытовые навыки, у большинства стал уверенно появляться навык общения и взаимодействия, что дало возможность вовлекать их в новые виды деятельности.

Необходимо отметить, что значительная часть ресурсных мощностей проекта направлена на обеспечение задачи по осуществлению социально-психологической, консультационной и методической поддержки родителей-участников Проекта. С этой целью в отчетном периоде было проведено 22 мероприятия для родителей, что значительно превышает запланированные показатели. Данные мероприятия были представлены разными форматами, включая индивидуальные консультации по запросу с психологом-кинезиологом, раздачей всем родителям буклета «Игры со смыслом» (авторская разработка специалистов Центра), семинарами ведущих специалистов-практиков в области коррекции детей с ментальными нарушениями, а также выездными мероприятиями.

Задача проведения инклюзивных мероприятий отражена в организации и проведении 7 инклюзивных экскурсий для участников Проекта.

Основным масштабным инклюзивным этапа стал II Инклюзивный детско-родительский фестиваль «Мы есть!», который посетили не менее 600 человек. Администрация Проекта считает своим долгом формировать правильный эмоциональный отзыв общества по отношению к людям с особенностями развития, способствовать их сближению и коммуникации.

Сетка мероприятий была выстроена с учетом интересов как ребят с ментальными нарушениями, запросами их родителей, так и интересами их здоровых сверстников.

Проектная деятельность за отчетный период освещена в 19 материалах СМИ как на региональных, так и на федеральных порталах.

Описание мероприятий

Инклюзивные экскурсии для участников Проекта.
Запланированные сроки 01.07.2019 – 31.08.2019
Фактические сроки 17.08.2019 – 27.08.2019

Итог мероприятия

В целях обогащения знаний и представлений об окружающем мире, обучения самостоятельной покупке продуктов питания, влияния на развитие эмоционально-волевой сферы личности детей и снятия психологической напряженности участников Проекта при поддержке 3 сопровождающих было проведено 7 экскурсий, в которых приняли участие 22 ребенка-участника проекта, 4 нормотипичных ребенка, 10 родителей-участников проекта, 3 членов семьи детей-участников и 5 сотрудников проекта. Списки участников приведены в прикрепленных файлах.

Итоговая диагностика детей, подростков и молодых взрослых с ментальными нарушениями
Запланированные сроки 01.11.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 01.11.2019 – 30.11.2019

Итог мероприятия

Продиагностировано 92 участника Проекта, из них детей и подростков 82 и молодых взрослых 10. По каждому проектному номеру составлены сравнительные индивидуальные диагностические таблицы и рекомендации для родителей.

II Инклюзивный детско-родительский фестиваль
Запланированные сроки 01.09.2019 – 31.10.2019
Фактические сроки 23.10.2019 – 23.10.2019

Итог мероприятия

Организован и проведен II Инклюзивный детско-родительский фестиваль. Творческое пространство, оборудованное в том числе для маломобильных участников, объединило детей с ОВЗ и без особенностей развития, их родителей и всех заинтересованных. На фестивале работали интерактивная, творческая, лекционная, музыкальная зоны, проходили концерты, спектакли и консультации. Образовательная зона для родителей и специалистов включила в себя семинар "Реализация комплексного подхода традиционными и инновационными методами коррекции аутизма", сенсомоторные мастер-классы по активации и интеграция работы всех отделов мозга и открытый лекторий "Инклюзия: социализация детей и взрослых с ОВЗ. Приглашение к диалогу", ориентированный на родителей, специалистов, представителей государственных, частных, общественных организаций, духовенства.

Материалы в СМИ, информирующие о ходе Проекта.
Запланированные сроки 01.09.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 10.10.2019 – 19.11.2019

Итог мероприятия

Федеральные ресурсы и крупные СМИ Калуги и Калужской области в печатных и видео-материалах осветили ход Проекта и проблематику сферы помощи людям с ментальными нарушениями

Занятия для детей, подростков и молодых взрослых с ментальными нарушениями
Запланированные сроки 03.09.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 03.09.2019 – 30.11.2019

Итог мероприятия

На III этапе реализации Проекта для детей и подростков было проведено 2332 занятия, из них групповых занятий 362. Для молодых взрослых было проведено 27 занятий, все в групповой форме работы. Таким образом, общее количество всех проведенных занятий для детей, подростков и молодых взрослых с ментальными нарушениями составляет 2359

Практикоориентированные походы для молодых взрослых с ментальными нарушениями.
Запланированные сроки 01.09.2019 – 31.10.2019
Фактические сроки 04.09.2019 – 19.11.2019

Итог мероприятия

Молодые и люди и девушки сформировали и укрепили важнейшие навыки жизненных компетенций. Всего в этих мероприятиях приняли участие 12 человек, из них молодых взрослых с ментальными нарушениями 10, сотрудников Проекта 2.

Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством»
Запланированные сроки 09.01.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 20.11.2019 – 21.12.2019

Итог мероприятия

С целью повышения профессиональной компетенции и внедрения в практическую деятельность лучших технологий с доказанной эффективностью, сотрудники проекта приняли участие в Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством», организованной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, рабочей группой «Ребенок и его право на семью» при Координационном совете при Правительстве РФ и рядом других влиятельных организаций. Решение социальных задач зависит от благополучия отдельных людей, а оно, в свою очередь, напрямую связано с конкретными практиками, имеющими психологический аспект. Четверо сотрудников проекта обсудили инклюзивные практики в общем образовании детей с РАС на симпозиуме, объединившим опыт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Института инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», проекта ранней помощи семьям Министерства образования Омской области и других. В качестве резюме директор Института проблем инклюзивного образования С.В. Алехина отметила, что для проверки эффективности инклюзивных практик необходимы лонгитюдные исследования и предложила региональным специалистам помощь в их реализации на базе ИПИО и ФРЦ МГППУ.

Мероприятия по социально-психологической, консультационной и методической поддержке для родителей-участников Проекта
Запланированные сроки 01.08.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 02.08.2019 – 22.11.2019

Итог мероприятия

В рамках "Клуба для родителей" были проведены групповые мероприятия - лекции, тренинги, семинары, экскурсии, лектории, мастер-классы, а также психологические консультации по запросам родителей-участников Проекта. Всего проведено 22 мероприятия, из них групповых 10, индивидуальных психологических консультаций 12. Общее количество участников мероприятий составляет 105 человек, из них родителей 89, членов семьи 4, волонтеров и сопровождающих 3, сотрудников и привлеченных специалистов 9

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии