http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Технологии дистанционного обучения для детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Второй конкурс 2018

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2019 – 31.07.2019

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2019 – 31.07.2019

О проекте

Срок реализации проекта
02.11.2018 – 30.11.2019
Регион
Удмуртская Республика
Номер проекта
18-2-007059
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
  3. дети школьного возраста с отставанием в интеллектуальном развитии
  4. родители детей с органиченными возможностями здоровья
  5. педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими органичения по здоровью

Основная идея проекта заключается в развитии технологий дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, которые не имеют противопоказаний работы с компьютером. Географически проект охватывает территорию города Глазова, а также семи сельских районов Удмуртии. На этой территории проживает и обучается 1327 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждаются в специальных условиях получения образовательных услуг. При этом дети с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении (181 человек, или 14%) лишь в 4% случаев (восемь человек) пользуются технологиями дистанционного образования. Большинство «домашников» по-прежнему закреплены за определенными школами и обучаются при выезде учителя на дом. Второй группой детей с ОВЗ, которая нуждается в особом внимании, являются дети с отставанием в умственном развитии. Только в городе Глазове в специализированной школе обучается 230 таких учащихся. Для этой категории детей большое значение имеет формирование адаптивного игрового образовательного материала для домашнего и самостоятельного изучения. Мы убеждены, что современные мультимедийные и дистанционные технологии способны качественно улучшить процесс обучения детей с ОВЗ. Однако есть ряд факторов, которые препятствуют распространению этих технологий в отношении детей с ОВЗ. Вот некоторые из них: 1) многие педагоги и родители не знакомы с возможностями электронных технологий в образовании, а также не имеют правовых и методических знаний по использованию дистанционного обучения в отношении детей с ограниченными возможностями; 2) педагоги специализированных (коррекционных) школ не имеют профильного образовательного контента, адаптированного под требования соответствующего образовательного стандарта; 3) среди детей, находящихся на домашнем обучении, не все имеют технические возможности реализации дистанционного образования. В рамках настоящего проекта мы планируем реализовать комплекс мероприятий, направленных на решение этих проблем: 1) проведение практического семинара и консультаций для школ по организационно-правовым вопросам реализации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) проведение серии выездных обучающих семинаров для педагогов, работающих с особыми детьми, по теме " Методические особенности разработки дистанционного образовательного контента для детей с ОВЗ"; 3) совместно с педагогами базовой коррекционной школы подготовить электронный дистанционный учебно-методический комплекс по предметам начальной школы для детей с умственной отсталостью. Этот комплекс будет сертифицирован и доступен для некоммерческого использования в любой российской школе, работающей по программам ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями; 4) организация и проведение регионального конкурса «Я-отличник» для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, с целью стимулирования их образовательной активности.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

В отчетном периоде работа велась по тем направлениям: 1) выездные семинары по проблематике дистанционного обучения детей с ОВЗ, 2) проведение регионального конкурса среди учащихся с ОВЗ "Я - отличник", 3) работа над электронным учебно-методическим комплексом дисциплин начальных классов для школ, работающих по ФГОС для детей с интеллектуальным отставанием в развитии.

Во-первых, было проведено шесть семинаров (два семинара в г. Глазов для городских и сельских учителей и преподавателей СПО, семинары в поселках Кез, Балезино, Красногорское, Ува Удмуртской Республики). Каждый семинар был рассчитаны на 8 часов работы. В целом мы можем констатировать высокую заинтересованность педагогов, представителей администрации школ и Управлений образования в реализации дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ. В то же время, в результате общения с педагогами-участниками семинаров мы выяснили одну из ключевых проблем, тормозящих внедрение новых методов дистанционного обучения в школе. Это проблема общей цифровой некомпетентности педагогов: отсутствие у большинства учителей практических навыков работы с цифровым контентом в образовании.

Во-вторых, в отчетный период был проведен конкурс "Я - отличник", который был призван стимулировать учебную активность детей с ОВЗ к достижению высоких учебных результатов. На конкурс было представлено 32 заявки из разных районов Республики. Отборочный этап конкурса прошли 20 работ. Каждая работа это огромный труд - труд детей, родителей и учителей. Участники представили эссе, портфолио учебных достижений и, конечно, демонстрировали свою учебную успеваемость за год. К сожалению, в конкурсе не приняли ученики 10-11 классов. В то же время, экспертной комиссии было трудно выбирать лучших из лучших среди возрастных групп 1-4 классов и 5 - 9 классов. В результате, мы приняли решение, что победителей в обейх номинациях будет по-четыре. В итоге восемь ребят приняли участие в торжественной церемонии чествования отличников учебы 2019 года. Каждый из победителей получил ценные призы. Но самое важное, конкурс укрепил стремление ребят к высоким достижениям в образовании и показал, что их ограничения - не помеха в стремлении к успеху.

В-третьих, наша команда подготовила «Электронный учебно-методический комплекс дисциплин начального общего образования для школ, реализующих ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Учебные разделы по предметам "Математика", " Русский язык", "Чтение" и "Мир природы и человека" для 1 - 4 классов укомплектованы электронным образовательным контентом, состоящим из проверочных заданий, тренажеров и познавательных игр. Учебный комплекс осталось дополнить учебными видео-уроками по избранным темам. Мы успели отснять 27 видео-уроков. Оставшиеся 13 уроков были перенесены на август 2019 года.

Также на данном этапе выполнения проекта был разработан и подготовлен к печати буклет "Дистанционное образование детей с ОВЗ: методические рекомендации для школ" (тираж 150 экземпляров). Мы планируем организовать рассылку данного буклета по образовательным организациям Удмуртской Республики к началу нового учебного года в августе-сентябре 2019 г.

330

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

199

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

8

количество человек, получивших благотворительную помощь в натуральной форме

150

количество печатных брошюр, подготовленных по тематике проекта

Описание мероприятий

Подведение итогов регионального конкурса "Я - отличник" для детей с ОВЗ
Запланированные сроки 06.05.2019 – 27.05.2019
Фактические сроки 06.05.2019 – 07.06.2019

Итог мероприятия

<p>Собраны конкурсные материалы, проведена работа экспертной оценки присланных на конкурс материалов, проведена церемония торжественного чествования и награждения детей-победителей конкурса с вручением дипломов и ценных призов.</p>

Разработан и подготовлен к печати буклет "Дистанционное образование детей с ОВЗ: методические рекомендации для школ"
Запланированные сроки 01.01.2019 – 30.04.2019
Фактические сроки 01.01.2019 – 31.05.2019

Итог мероприятия

<p>Подготовленный буклет поможет школьной администрации сориентироваться в мероприятиях и документах, необходимых для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ. Буклет содержит информацию по алгоритму внедрения дистанционного обучения в школе, реестр обязательной нормативно-правовой базы, рекомендуемые локальные акты школы, а также требования к электронному учебному контенту для детей с ОВЗ.</p>

Работа над Электронным учебно-методическим комплексом дисциплин начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Запланированные сроки 02.11.2018 – 30.06.2019
Фактические сроки 02.11.2018 – 15.08.2019

Итог мероприятия

<p> В учебно-методический комплекс входят тематические интерактивные задания и тренажеры по дисциплинам «Математика», «Русский язык», «Чтение» и «Мир природы и человека» с 1-го по 4-й класс. Также упомянутые дисциплины содержат видео уроки по некоторым темам. Всего подготовлено 27 учебных роликов.</p>

Семинар для учителей, администрации школ и Управлений образования районов "Организационно-методические вопросы реализации дистанционного образования для детей с ОВЗ"
Запланированные сроки 01.01.2019 – 17.05.2019
Фактические сроки 01.01.2019 – 31.05.2019

Итог мероприятия

<p>Педагогические работники и администраторы образовательных организаций в шести муниципалитетах Удмуртии приняли участие в практическом семинаре-тренинге по использованию технологии дистанционного образования на программной платформе Moodle для детей с ОВЗ.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии