Этап 3
Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019О проекте
- Дети и подростки
- дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
- дети школьного возраста с отставанием в интеллектуальном развитии
- родители детей с органиченными возможностями здоровья
- педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими органичения по здоровью
Основная идея проекта заключается в развитии технологий дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, которые не имеют противопоказаний работы с компьютером. Географически проект охватывает территорию города Глазова, а также семи сельских районов Удмуртии. На этой территории проживает и обучается 1327 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждаются в специальных условиях получения образовательных услуг. При этом дети с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении (181 человек, или 14%) лишь в 4% случаев (восемь человек) пользуются технологиями дистанционного образования. Большинство «домашников» по-прежнему закреплены за определенными школами и обучаются при выезде учителя на дом. Второй группой детей с ОВЗ, которая нуждается в особом внимании, являются дети с отставанием в умственном развитии. Только в городе Глазове в специализированной школе обучается 230 таких учащихся. Для этой категории детей большое значение имеет формирование адаптивного игрового образовательного материала для домашнего и самостоятельного изучения. Мы убеждены, что современные мультимедийные и дистанционные технологии способны качественно улучшить процесс обучения детей с ОВЗ. Однако есть ряд факторов, которые препятствуют распространению этих технологий в отношении детей с ОВЗ. Вот некоторые из них: 1) многие педагоги и родители не знакомы с возможностями электронных технологий в образовании, а также не имеют правовых и методических знаний по использованию дистанционного обучения в отношении детей с ограниченными возможностями; 2) педагоги специализированных (коррекционных) школ не имеют профильного образовательного контента, адаптированного под требования соответствующего образовательного стандарта; 3) среди детей, находящихся на домашнем обучении, не все имеют технические возможности реализации дистанционного образования. В рамках настоящего проекта мы планируем реализовать комплекс мероприятий, направленных на решение этих проблем: 1) проведение практического семинара и консультаций для школ по организационно-правовым вопросам реализации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) проведение серии выездных обучающих семинаров для педагогов, работающих с особыми детьми, по теме " Методические особенности разработки дистанционного образовательного контента для детей с ОВЗ"; 3) совместно с педагогами базовой коррекционной школы подготовить электронный дистанционный учебно-методический комплекс по предметам начальной школы для детей с умственной отсталостью. Этот комплекс будет сертифицирован и доступен для некоммерческого использования в любой российской школе, работающей по программам ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями; 4) организация и проведение регионального конкурса «Я-отличник» для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, с целью стимулирования их образовательной активности.
На заключительном этапе проекта работа велась по трем направлениям:
1) проведение заключительных выездных семинаров по проблематике дистанционного обучения детей с ОВЗ;
2) завершение работы над электронным учебно-методическим комплексом дисциплин начальных классов для школ, работающих по ФГОС для детей с интеллектуальным отставанием в развитии;
3) подведение итогов экспериментального внедрения технологии дистанционного обучения детей начальных классов, имеющих интеллектуальные нарушения в развитии, в средней школе № 5 г. Глазова.
Во-первых, в августе - октябре было запланировано проведение двух выездных семинаров "Организационно-методические вопросы реализации дистанционного образования для детей с ОВЗ" в Ярском и Юкаменском районах Удмуртской Республики. Однако, по организационным причинам Управления образования данных районов так и не смогли организовать проведение мероприятия. В качестве альтернативы мы договорились и провели 29 октября семинар для работников сферы образования Якшурбодьинского района Удмуртии, который ранее не входил в план нашей программы. Семинар собрал 70 педагогов района. Кроме того, 5 - 7 августа 2019 г. наш сотрудник Ренат Камалов был приглашен в качестве спикера для проведения педагогического мастер-класса "Информационные технологии в инклюзивном образовании как средство социализации детей с ОВЗ" на 10-м Международном фестивале школьных учителей в Елабуге (Республика Татарстан). В мастер-классе приняло участие 30 человек педагогов со всей страны.
В целом мы можем констатировать высокую заинтересованность педагогов и представителей администрации школ в реализации дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ. Однако, проблема общей цифровой некомпетентности педагогов сильно тормозит внедрение передовых технологий в учебный процесс.
Во-вторых, была завершена работа над «Электронным учебно-методическим комплексом дисциплин начального общего образования для школ, реализующих ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Электронный УМК получил название "Грамотеи" и был размещен в гостевом доступе на портале "Дистанционная школа Удмуртии" по адресу: https://school.ano-universum.ru/course/index.php?categoryid=73 Кодовое слово для открытия гостевого доступа к ресурсу: gramotei. 28 октября 2019 г. на заседании методического объединения учителей коррекционного обучения и учителей-логопедов г. Глазова прошла публичная презентация учебного комплекса. Электронный УМК прошел процедуру экспертной оценки в ФГБУН "Институт программных систем им. А.К. Айламазяна Российской Академии наук" на соответствие требованиям оригинального и инновационного цифрового образовательного ресурса. По результатам проверки ЭУМК "Грамотеи" внесен в реестр Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование", о чем получено Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 24345. Использование электронного образовательного контента УМК "Грамотеи" доступно для некоммерческого применения в образовательной практике коррекционных школ Российской Федерации. Предоставление заинтересованным образовательным учреждениям безвозмездной копии электронного УМК осуществляется по письменному обращению-заявке на имя директора АНО Центр НИОКР "Универсум".
В-третьих, портал "Дистанционная школа Удмуртии" стал экспериментальной площадкой по разработке и апробации цифрового образовательного контента для детей с интеллектуальными нарушениями начальных классов (1 - 4 классы). Экспериментальной площадкой стала школа № 5 города Глазова. Численность детей, вовлеченных в эксперимент и зарегистрированных на портале составила 47 человек. Подведены итоги эксперимента методом сравнения результатов по контрольным замерам в течение 2018/2019 учебного года и итоговым контрольным замером в начале 2019/2020 учебного года. Педагоги не смогли зафиксировать рост учебной успеваемости школьников в результате использования дистанционного обучения. Во-первых, это объясняется краткостью периода экспериментального использования заданий в дистанционном формате (ученики имели возможность использования дополнительных учебных материалов и тренажеров в дистанционном формате в течение четырех месяцев учебного 2018/2019 года). Во-вторых, организация учебного процесса детей с интеллектуальными нарушениями связана с необходимостью постоянного повторения пройденного на уроке материала из-за специфики работы долговременной памяти таких детей. Мониторинг остаточного знания в случае с учащимися коррекционных школ не дает валидной оценки эффективности обучения. Важнее оказывается оценка сформированности универсальных учебных действий: счета, чтения, письма, различения понятий и т.д. Именно на закрепление таких универсальных учебных действий был направлен дистанционный образовательный контент (задания, упражнения, тесты), который был подготовлен и запущен в рамках проекта. По итогам обучения с использованием дистанционных заданий мы провели анкету обратной связи с родителями учеников. Из 47 респондентов (родителей детей) был получен отклик на 13 анкетах. Родители отмечают, что детям было очень интересно заниматься в дистанционном формате (85 % ответивших). Родители подчеркивают, что такая форма занятий позволяет ребенку закрепить материал, пройденный на уроке. 77 % родителей высказали желание, чтобы в дальнейшем их дети имели возможность заниматься в дистанционном режиме на портале "Дистанционная школа Удмуртии".
Также на данном этапе был подготовлен к печати и опубликован буклет-инструкция "Дистанционное образование в Moodle: советы и рекомендации для родителей" (тираж 1000 экземпляров). Буклет адресован родителям детей, которые уже приступили к обучению в дистанционном формате, или собираются это сделать. Буклет дает советы, как правильно организовать обучение ребенка с использованием дистанционной образовательной платформы Moodle, как отслеживать успеваемость ученика, куда обратиться за возникшей технической помощью. Буклет помогает родителям учащихся лучше понять технологию дистанционного обучения и помочь детям в ее реализации.
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>12 сентября 2019 г. приняли участие в работе научно-практической конференции "Новые методы профессионального образования, трудового воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ" и III-м чемпионате Удмуртской Республики "Абилимпикс"-2019. На конференции были представлен опыт организации и реализации дистанционного образования для детей с ОВЗ.</p>
Итог мероприятия
<p>28 октября 2019 г. на заседании методического объединения учителей коррекционного обучения и учителей-логопедов г. Глазова прошла публичная презентация ЭУМК "Грамотеи". Это - электронный учебно-методический комплекс дисциплин начального общего образования для школ, реализующих ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Электронный УМК был размещен в гостевом доступе на портале "Дистанционная школа Удмуртии" по адресу: https://school.ano-universum.ru/course/index.php?categoryid=73 Кодовое слово для открытия гостевого доступа к ресурсу: gramotei.</p><p>Комплекс представлен 15 курсами, которые содержат интерактивные задания, упражнения и мультимедийные материалы по дисциплинам "Мир природы и человека", "Математика", "Русский язык", "Чтение".</p><p>Курс целиком или по отдельным дисциплинам может быть безвозмездно установлен в аккаунте дистанционного обучения на платформе Moodle любой школы Удмуртии или РФ.</p><p></p>
Итог мероприятия
<p>Педагогические работники и администраторы образовательных организаций Якшурбодьинского района Удмуртии приняли участие в практическом семинаре-тренинге по использованию технологии дистанционного образования на программной платформе Moodle для детей с ОВЗ.</p>
Итог мероприятия
<p>Ренат Камалов провел семинар (мастер-класс) на тему "Информационные технологии в инклюзивном образовании как средство социализации детей с ОВЗ" на 10-м Международном фестивале школьных учителей в Елабуге (Республика Татарстан). В мастер-классе приняло участие 90 человек педагогов со всей страны.</p>
Итог мероприятия
<p>Опубликованный буклет-инструкция распространяется по образовательным организациям, которые внедрили систему дистанционного обучения в своей учебной деятельности. Буклет поможет родителям учеников лучше понять процесс дистанционного обучения на платформе Moodle и позволит эффективнее контролировать дистанционную учебную деятельность ребенка. </p>
Итог мероприятия
<p>Электронный УМК "Грамотеи" прошел процедуру экспертной оценки в ФГБУН "Институт программных систем им. А.К. Айламазяна Российской Академии наук" на соответствие требованиям оригинального и инновационного цифрового образовательного ресурса. По результатам проверки ЭУМК "Грамотеи" внесен в реестр Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование", о чем получено Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 24345. </p>