http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"РеСтарт". Программа по созданию межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
Первый конкурс 2019

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2019 – 31.10.2019

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2019 – 31.10.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-1-003469
Целевые группы:
  1. Дети-сироты, находящиеся в конфликте с законом;
  2. дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. дети, совершившие административные и статусные нарушения;
  4. воспитанники школы-интерната для детей с девиантным поведением;
  5. студенты организаций среднего профессионального образования, совершившие правонарушения или находящиеся в группе риска;
  6. дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
  7. безнадзорные дети и дети с риском безнадзорности

Среди задач, порожденных детским неблагополучием, особенно значима профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация, адаптация и интеграция детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами.

Системный проект «Наставники: не рядом, а вместе!», инициированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», с 2017 позволил выявить эффективные социально-педагогические механизмы решения указанных задач:

- появление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;

- развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;

- помощь наставника в организации регулярной образовательной деятельности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;

- расширение опыта социально-одобряемого поведения и социальных связей в месте проживания.

На данном этапе на основе имеющегося опыта актуальны:

- разработка педагогически обоснованных методических рекомендаций по реализации групповых и индивидуальных программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом;

- системное вовлечение детей, находящихся в группах риска и в конфликте с законом, в программы наставничества;

- разработка тиражируемых материалов тематической «Школы тьютора и наставника».

В связи с этим, Фонду президентских грантов предложен к поддержке данный проект «РеСтарт», направленный на создание межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.

Будет организована деятельность 8 ресурсных межрегиональных центров, решающих задачи:

1. Адаптация и разработка методик наставничества: суммарно не менее трех методик по избранной тематике ресурсного центра.

2. Адаптация материалов и проведение на своей территории не менее двух сессий тематической «Школы тьютора и наставника».

3. Реализация и оценка программ наставничества, 40-60 детей в каждом центре охвачены индивидуальным и/или групповым наставничеством в период деятельности проекта.

4. Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. цикл открытых вебинаров осенью 2020 года.

АНО «Мое будущее» осуществляются: общее руководство, методическая помощь и консультирование; предоставление методических материалов для изучения, использования и адаптации; организация экспертизы адаптированных и разработанных методических материалов до начала их внедрения; поддержание общей информационно-методической базы проекта и др.

Проект совмещает решение методических и просветительских задач и создание действующих пар «наставник-наставляемый», впервые столь масштабно для российских детей, находящихся в группе риска и в конфликте с законом

Описание содержания деятельности по проекту за этап

За отчетный период осуществлены все запланированные мероприятия.

Высокий темп и качество исполнения были обеспечены регулярным проведением консультаций проектных групп – центров добровольческого наставничества в форматах:

1) Групповые онлайн-консультации (13.06, 11.07, 18.07, 25.07, 1.08, 8.08, 15.08, 22.08, 5.09, 19.09, 3.10, 17.10, 31.10).

2) Индивидуальные онлайн-консультации (по графику, со 100% охватом исполнителей гранта, работающих на договорной основе).

3) Групповые очные консультации по регионам (командировки с грантовым финансированием).

4) Индивидуальные очные консультации при приезде региональных участников в Москву (софинансирование).

Консультации отражены в журнале:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1TmC26dP2ftTc0SiSg9WnpOrShoitw5twMvw68YUiyuk/edit?usp=sharing

По запросу региональных центров приезды руководителя и методиста проекта были совмещены с занятиями региональных Школ наставника и тьютора, что обеспечило высокий методический уровень занятий, а также быстрое накопление аналитического материала, распространение полученных данных в сообществе, обобщение опыта.

О технологии подготовки и провeдения полипозиционной рeгиональной Школы нaставничества: https://www.youtube.com/watch?v=CBDqJQBnsNM&feature=emb_logo

Результаты работы школы наставника и тьютора в Ярославле: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=mzTu9bHTbcw&feature=emb_logo

В качестве сверхрезультата на материале полипозиционных региональных школ наставничества достигнуто углубленное понимание методологии наставнических программ для детей целевой группы, а именно:

1) Закреплен полипозиционный подход в реализации программ, а также подготовке участников. Многие мероприятия Школы наставника и тьютора реализованы с привлечением представителей всех 6 позиций программы (наставляемые, наставники, тьюторы, координаторы, кураторы, общественность). К примеру, в семинаре на базе Ангарской воспитательной колонии в конце августа 2019 года, помимо взрослых разных категорий, приняли участие сразу 19 воспитанников – выпускников и потенциальных участников программ наставничества.

2) Выделены 4 модели наставничества «Взрослый - Ребенку», «Взрослый – Группа детей», «Ребенок – Ребенку», «Ребенок – Взрослый», доступных участникам проекта. Для наставляемых предусмотрены возможности эстафетного наставничества, одновременного участия в нескольких программах.

3) Признана возможной вариативность входных диагностических методик и ожидаемых результатов наставляемых в зависимости от категории участников, моделей и программ наставничества, иных аспектов. Задана открытость и исследовательская честность организаторов, для получения более достоверных результатов по итогам проекта.

Большое внимание уделено разработке форм документации проекта, от примерного положения и плана работы ресурсного центра до конструктора развития компетенций для координаторов и тьюторов.

Примеры задач, с которыми мы столкнулись в правовом контексте:

1) Открытие ресурсных центров без образования юридического лица с постановкой задачи по дальнейшему расширению их полномочий и вариантов правового оформления. К примеру, на первом этапе проекта через три месяца после начала функционирования ресурсного центра, созданного на базе Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа (г.Ардон), получено долгожданное письмо поддержки от Министерства образования РСО-Алания.

2) Учет законодательства по обработке персональных данных лиц 14-18 лет. Лица указанного возраста являются субъектами персональных данных, однако также принято брать соответствующие согласия от их законных представителей, что вызывает сложности в случае нахождения несовершеннолетних в местах лишения свободы.

Основные методические продукты проекта по итогам первого этапа:

1. Таблицы самодиагностики координаторов и тьюторов, конструкторы планов развития компетенций.

2. Навигаторы тематических сессий Школы наставника и тьютора и материалы для участников (презентации, видео, задания, памятки и т.д.).

3. Форма паспорта программы наставничества, включающая разнообразные пункты от актуальности и целей до профиля участников и требований к их подготовке.

4. Пакеты методик наставничества (8 штук) в составе: паспорт, методические материалы для наставника, материалы для подростка (бланки, дневник, рабочая тетрадь – на выбор разработчика).

При посещении регионов проведено знакомство с самими детьми группы риска и конфликте с законом, они участвовали в мероприятиях, могли заявить свою позицию и пожелания к программам наставничества.

Мы посещали: школы, организации содействия семейному устройству детей, колледж, специальное училище, детские колонии.

Важно, что Школы наставничества проводились не только и не столько в столицах регионах, но и отдаленных территориях, в т.ч. сельских, с привлечение местных властей, активных граждан, потенциальных наставляемых (РСО-Алания - г.Ардон, с.Михайловское, станица Николаевская; Амурская область - с.Поярково; Иркутская область - г.Ангарск, ст.Тулюшка; Калининградская область - г.Зеленоградск; Калужская обл. - г.Кондрово; Московская область - пос.Дзержинский Можайского района; Новгородская область - раб.пос. Демянск).

Проект встретил широкую поддержку и интерес властей, СМИ, общественности в регионах. Создан задел для последующего тиражирования с учетом результатов 1 и 2 этапа.

Основная информация о проекте размещена на страницах каждой базовой организации проекта (8 страниц) и на сайте грантополучателя (https://моебудущее.рф/restart).

Также новости размещаются в социальных сетях на площадках ресурсных центров и общей площадке: https://www.facebook.com/ReStart.NastavnikiDetyam/

Выпущено 118 оригинальных публикаций.

8

количество функционирующих региональных центров – участников межрегиональной сети добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом

8

количество адаптированных и разработанных (суммарно) методик индивидуального и группового наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом, не менее

25

количество региональных сессий «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», не менее

872

количество участников «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом», не менее

472

В. т.ч. количество тьюторов и наставников - участников «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом»

214

В. т.ч. количество несовершенолетних участников «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом»

118

Число оригинальных публикаций о проекте, не менее

Описание мероприятий

Подготовка методик индивидуального добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
Запланированные сроки 16.08.2019 – 15.09.2019
Фактические сроки 16.08.2019 – 15.09.2019

Итог мероприятия

<p>Подготовлены 8 методических пакетов в составе: паспорт, методические материалы для наставника, материалы для подростка (бланки, дневник, рабочая тетрадь – на выбор разработчика) как основа для использования в работе центров и пример для последующих разработок.</p>

Организация деятельности межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом
Запланированные сроки 01.07.2019 – 15.08.2019
Фактические сроки 01.07.2019 – 15.08.2019

Итог мероприятия

<p>Организована деятельность 8 ресурсных центров без образования юридического лица. Начато совместное наполнение структурированной закрытой базы материалов проекта.</p>

Подготовка и проведение первых региональных сессий «Школы тьютора и наставника для программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом» по избранному контингенту детей (теме работы ресурсного центра).
Запланированные сроки 16.09.2019 – 25.10.2019
Фактические сроки 06.08.2019 – 29.10.2019

Итог мероприятия

<p>Разработана и реализована модель тиражируемой полипозиционнной региональной Школы наставничества, подготовлено необходимо число наставников и тьюторов, наставляемые и общественность проинформированы о предстоящих программах, собраны вопросы и пожелания к дальнейшей организации деятельности центров, привлечены новые партнеры</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии