Этап 4
Срок реализации: 01.09.2020 – 31.12.2020О проекте
- Дети-сироты, находящиеся в конфликте с законом;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- дети, совершившие административные и статусные нарушения;
- воспитанники школы-интерната для детей с девиантным поведением;
- студенты организаций среднего профессионального образования, совершившие правонарушения или находящиеся в группе риска;
- дети, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
- безнадзорные дети и дети с риском безнадзорности
Среди задач, порожденных детским неблагополучием, особенно значима профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация, адаптация и интеграция детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами.
Системный проект «Наставники: не рядом, а вместе!», инициированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», с 2017 позволил выявить эффективные социально-педагогические механизмы решения указанных задач:
- появление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;
- развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;
- помощь наставника в организации регулярной образовательной деятельности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;
- расширение опыта социально-одобряемого поведения и социальных связей в месте проживания.
На данном этапе на основе имеющегося опыта актуальны:
- разработка педагогически обоснованных методических рекомендаций по реализации групповых и индивидуальных программ наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом;
- системное вовлечение детей, находящихся в группах риска и в конфликте с законом, в программы наставничества;
- разработка тиражируемых материалов тематической «Школы тьютора и наставника».
В связи с этим, Фонду президентских грантов предложен к поддержке данный проект «РеСтарт», направленный на создание межрегиональной сети ресурсных центров добровольческого наставничества в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальной интеграции детей, находящихся в конфликте с законом.
Будет организована деятельность 8 ресурсных межрегиональных центров, решающих задачи:
1. Адаптация и разработка методик наставничества: суммарно не менее трех методик по избранной тематике ресурсного центра.
2. Адаптация материалов и проведение на своей территории не менее двух сессий тематической «Школы тьютора и наставника».
3. Реализация и оценка программ наставничества, 40-60 детей в каждом центре охвачены индивидуальным и/или групповым наставничеством в период деятельности проекта.
4. Популяризация и распространение результатов проекта, в т.ч. цикл открытых вебинаров осенью 2020 года.
АНО «Мое будущее» осуществляются: общее руководство, методическая помощь и консультирование; предоставление методических материалов для изучения, использования и адаптации; организация экспертизы адаптированных и разработанных методических материалов до начала их внедрения; поддержание общей информационно-методической базы проекта и др.
Проект совмещает решение методических и просветительских задач и создание действующих пар «наставник-наставляемый», впервые столь масштабно для российских детей, находящихся в группе риска и в конфликте с законом
Заключительный этап проекта был сфокусирован на анализе, обобщении и популяризации полученного опыта.
В начале осени все ресурсные центры «РеСтарт» провели рабочие встречи, где оценили динамику роста компетенций своих специалистов, спланировали публичные мероприятия, внесли предложения в совершенствование модели тиражируемой нормативно- организационной модели для запуска и поддержания деятельности тематических ресурсных центров добровольческого наставничества.
В самооценке компетенций приняли участие 50 человек, заполнив 53 карты самооценки. Все отметили положительное влияние проекта на приобретение новых знаний, умений и практического опыта по избранному направлению деятельности – организационное, документальное, тьюторское сопровождение программ наставничества.
Планы публичных мероприятий включили участие в конференциях, совещаниях, семинарах.
Приведем в качестве примера часть списка мероприятий ресурсного центра «РеСтарт» в Республике Северная Осетия – Алания:
• 12.11.2020 организовали региональный онлайн-вебинар по теме «Особенности организации программ наставничества для студентов СПО». На данном вебинаре рассматривались виды и типы программ наставничества, этапы подготовки программы, цели и задачи программ наставничества. Подведены итоги реализации программ. Представлены методические материалы.
• 26.11.2020 Онлайн-марафон "Наставничество детей в конфликте с законом и группы риска". Организация авторской программы наставничества "Дети учат детей" для студентов СПО. В выступлении рассмотрены вопросы подготовки и реализации программы. Показано, что наставничество в среднем профессиональном образовании открывает возможности наставляемому не только окончательно определиться с выбором профессии, продолжить обучение по выбранной профессии, но и через участие в чемпионатах WorldSkills трудоустроиться.
• 10.12.2020 провели открытый онлайн-семинар «Программа группового наставничества "Здоровый образ жизни" для детей с ограниченными возможностями здоровья» в рамках онлайн-марафона "Наставничество детей в конфликте с законом и группы риска"
• 17.12.2020 провели межрегиональный семинар по теме «Воспитание лидерских качеств у подростков с помощью программ наставничества».
• 22.12.2020 приняли участие во всероссийском семинаре «Наставничество молодежи: объединяя усилия предприятий, власти и общества».
• 22.12.2020 провели межрегиональный семинар по теме «Обзор форм наставничества и их особенности».
Упомянутый выше онлайн-марафон "Наставничество детей в конфликте с законом и группы риска" объединил выступления всех наших центров.
Состоялись 16 занятий. Зарегистрировались к участию 6062 электронных адреса. Согласно данным вебинарного зала, на занятиях было 4402 подключения онлайн, в том числе групповых.
Однозначно удалось установить региональную принадлежность участников, которые заполнили расширенную анкету, что составляет 1201 человек. Согласно данным этой анкеты, охвачено 66 регионов.
Марафон получил высокие оценки слушателей.
Участникам марафона предоставлен доступ к структурированной итоговой базе методических материалов проекта.
На странице проекта опубликована тиражируемая нормативно-организационной модели для запуска и поддержания деятельности тематических ресурсных центров добровольческого наставничества.
На сайтах базовых организаций и на странице проекта размещены публичные отчеты всех центров.
Приглашаем к изучению:
Общая страница https://моебудущее.рф/restart
Публичные отчеты ресурсных центров центров РеСтарт:
1. Республика Северная Осетия - Алания https://drive.google.com/file/d/1JcYSA44vqd7TazeldqVB5ROX43VxXKu5/view?usp=sharing
2. Республика Хакасия https://drive.google.com/file/d/1tlGCt5E6nXLewRzNO_kIjAu_T9S2Tsd3/view?usp=sharing
3. Амурская область https://drive.google.com/file/d/124QsmW3NlMZv5IYrq-efaTzyI7sF_0vu/view?usp=sharing
4. Иркутская область https://drive.google.com/file/d/1ZN5-dGuoosl0WaFO4ekd3G7q6huf8IL4/view?usp=sharing
5. Калининградская область https://drive.google.com/file/d/1ZN5-dGuoosl0WaFO4ekd3G7q6huf8IL4/view?usp=sharing
6. Калужская область https://drive.google.com/file/d/1_TqDSFe4RZp5gAfwX4QjSeO2mCJAwEhi/view?usp=sharing
7. Москва и Московская область https://drive.google.com/file/d/1I3pPW4wTX6W4zZIr0V0GZUEatwzIxVCJ/view?usp=sharing
8. Новгородская область https://drive.google.com/file/d/1Xs1sr7pUjc1OPt_7nPaxbYnJH3yy7vuO/view?usp=sharing
9. Ярославская область https://drive.google.com/file/d/1CXH6YCybxcygAiSsrfagw-6wvBiKIZJH/view?usp=sharing
Опыт показал, что ресурсный центр должен иметь возможность обеспечить вариативность и разнообразие программ наставничества для выбора подростками согласно их интересам и потребностям, за счет собственных или партнерских предложений. Наставляемый, в случае заинтересованности, может проходить различные наставнические программы поочередно или одновременно.
События ресурсного центра соответствуют его функциям и должны максимально освещаться в публичном пространстве, чтобы повышать привлекательность наставничества в глазах наставников, наставляемых, законных представителей наставляемых, общественности.
Избранная нами модель ресурсного центра оправдала себя для решения задач организации и тиражирования наставничества детей группы риска и в конфликте с законом.
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Зафиксированы качественные результаты проекта: </p><p>- Организация на качественно новом методическом и организационном уровне более широкой практики наставничества детей групп риска и находящихся в конфликте с законом </p><p>- Позитивное восприятие идей подобного наставничества различными категориями участников и партнеров (родители, образовательные организации, потенциальные наставники)</p><p> - Принятие ответственности за подобную деятельность различными субъектами социального пространства (институтами гражданского общества)</p><p> – Cнижение числа правонарушений несовершеннолетних участников программ наставничества из групп риска; предупреждение безнадзорности, низкой учебной успеваемости и иных факторов риска; более успешная социальная интеграция детей, уже переступивших черту закона (наличие жизненных целей, отсутствие повторных правонарушений, трудоустройство и др.).</p><p></p>
Итог мероприятия
<p>Развивается качественный результат «Позитивное восприятие идей подобного наставничества различными категориями участников и партнеров (родители, образовательные организации, потенциальные наставники)» </p><p></p><p>Публикации проекта доступны в систематизированном виде о ходе проекта, включая текстовый, графический и видеоформат, не менее.</p><p></p><p>В 100% РОИВ РФ направлены информационные письма.</p><p></p><p>Участникам предоставлен доступ к структурированной итоговой базе методических материалов проекта, включая проведенный цикл вебинаров и итоговые аналитические материалы.</p><p></p><p>Проведена итоговая внутренняя оценка (самооценка) компетенций каждого старшего тьютора- методиста (8 чел.) и анализ</p><p>динамики. </p><p></p><p>Создана тиражируемая нормативно-организационная модель для запуска и поддержания деятельности тематических ресурсных центров добровольческого наставничества»</p><p></p>