Этап 2
Срок реализации: 01.05.2019 – 30.11.2019О проекте
- Дети и подростки
В современной России историческая память о Великой Отечественной войне является мощным ресурсом патриотического и гражданского развития. Основная содержание проекта заключается в информационно-просветительской деятельности об одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны - противостоянии криптографических служб СССР, союзников и фашистской Германии. Методической базой является проведенное с участием представителей команды проекта историческое исследование, результаты которого представлены в монографии "Криптографический фронт Великой Отечественной" (первое издание вышло в 2013 году, второе - в 2017). В том числе это интереснейшие данные о деятельности советской шифровальной и дешифровальной служб, использовании криптографических средств в работе советской разведки и партизанском движении.
Отличительной особенностью проекта является выбор ядра целевой аудитории - школьники средних и старших классов, проявляющие интерес и способности к развитию в областях математики, физики и информационно-телекоммуникационных технологий. Привлечение целевой аудитории к очным мероприятиям будет проведено при участии организаторов олимпиад по направлению "Информационная безопасность" в соответствующих регионах.
В рамках проекта предусмотрены лекции для школьников из целевой аудитории (г. Воронеж, Тамбов, Калининград, Москва, С.-Петербург), тематические публикации в печатных и электронных СМИ, их продвижение в целевой аудитории через сайты олимпиад и другие интернет-ресурсы, подготовка и распространение наглядных и методических материалов для школ. При этом исторический контекст будет взаимоувязываться с технологическими аспектами деятельности криптографических служб первой половины ХХ века: ручные шифры, роторные шифрмашины, методы и средства шифрования речевых сообщений.
Наиболее значимым ожидаемым результатом проекта являются сохранение исторической памяти о выдающихся соотечественниках и значимых событиях прошлого, а также содействие патриотическому воспитанию граждан в целом и молодежи ИТ-направленности в частности.
На втором этапе проекта обеспечено проведение 9 лекций для школьников о вкладе подразделений радиоразведки и дешифровальных служб в период битвы по Москвой и битвы на Курской дуге, способах организации скрытого управления войсками, напряженной работе научных лабораторий и предприятий по созданию оборудования для надежного шифрования телеграфных и телефонных переговоров, а также некоторых физических и математических принципах его функционирования. При этом военно-исторический контекст увязывается с технологическим аспектами криптографический деятельности периода Великой Отечественной войны: ручные шифры, роторные шифрмашины, частотно-временные преобразования речевого сигнала, кодированные карты и переговорные таблицы. Аудитория очного участия в проекте - около 700 школьников из 16 школ и физико-математических лицеев Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Полная запись двух лекций размещена в открытом доступе.
Продолжена работа по публикации тематических статей в печатном СМИ и электронных издании: об деятельности связистов, радиоразведчиков на Северном Флоте, изготовлении оборудования засекречивания связи с блокадном Ленинграде, деятельности радиодивизионов ОСНАЗ в Кенигсбергской операции. На втором этапе проекта размещены 3 статьи.
Подготовлены оригинал-макеты трех тематических стендов, предназначенных размещения в образовательных организациях, и взаимоувязанная со стендами видеолекция, в которых освещены основные события на Криптографическом фронте (лекция размещена в открытом доступе).
В целях расширения вовлеченности целевой аудитории на интернет-ресурсах олимпиад по информационной безопасности для школьников размещаются ссылки на опубликованные в сети материалы проекта. Кроме того, по предложению представителя Фонда в варианты заданий очного тура прошедшей в ноябре т.г. Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко по криптографии (более 1100 участников на 50 площадках в 43 городах; входит в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России) включена задача, отражающая принцип работы одного из узлов аппаратуры шифрования телефонных переговоров, выпускавшегося на заводе № 209 в блокадном Ленинграде. В локальные оргкомитеты в составе комплекта для проведения награждения призеров будут направлены методические материалы по разъяснению этой связи при разборе решений в разборе решений задач (мероприятия проводятся в конце февраля-мае).
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах времен Великой Отечественной войны. </p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>
Итог мероприятия
<p>Повышение осведомленности школьников о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге.</p><p>Сохранение исторической памяти о выдающихся отечественных ученых-криптографах и инженерах времен Великой Отечественной войны.</p>