Этап 2
Срок реализации: 01.01.2020 – 31.12.2020О проекте
- Молодежь и студенты
"Днепро-двинский регион - регион возможностей" - исследовательско-образовательный проект направленный на повышение осведомлённости и лояльности молодёжи Смоленской, Витебской и Могилёвской области по вопросу интеграции России и Беларуси .Проект направлен на повышение привлекательности интеграционного взаимодействия в приграничье в глазах белорусской и российской молодёжи. "Днепро-двинский регион - регион возможностей" является логичным продолжением практики развития общественной дипломатии, начатой в рамках реализации проекта, поддержанного в 2017 году Фондом президентских грантов (#17-1-004683) . На сегодняшний момент в результате проведённых в 2017-18 году исследований была выявлена низкая экономическая и медийная связанность Смоленской (РФ), Витебской, Могилевской областей (РБ). Также была выявлена низкая осведомлённость молодёжи о Евразийском экономическом союзе и о Союзном государстве, доказана угроза дальнейшего снижения экономического и медийного взаимодействия, установлена значительная аудитория молодых граждан, ни разу не посещавшая сопредельный регион соседнего государства. В связи с этим, осуществляя софинансирование проекта, Ассоциация "Агентство интеграционных инициатив" инициировала создание "Клуба молодых экспертов по приграничью". Необходимость в такой дискуссионной площадке продиктована важностью укрепления связей российской и белорусской талантливой молодёжи, способной инициировать интеллектуальный, научный и межкультурный диалог нового поколения братских народов. Выявленные проблемы дают понимание целевой аудитории для продолжения реализации проекта под новым названием "Днепро-двинский регион - регион возможностей" в 2019-2020 годах , которой является - молодые совершеннолетние граждане до 30 лет, проживающие в российско-белорусском приграничье. Новые целевые ориентиры проекта состоят в просвещении, содействии появлению и развитию связей молодёжи России и Беларуси. Сама по себе организация общения и просвещения молодёжи приграничья в едином ключе, на общей площадке повышает настоящую и будущую связанность и создаёт "абстрактный замок", защищающий Союзное государство от деструктивных процессов.
Для реализации целей и задач проекта предполагается: организовать и провести студенческую олимпиаду "Союзное государство вчера, сегодня, завтра", направленную на стимулирование интереса молодёжи к вопросам межрегионального и межгосударственного взаимодействия, построения общего государства, создания условий для межнационального культурного обмена и научно-исследовательского диалога; продолжить поддержку и развитие созданного "Клуба молодых экспертов по приграничью"; продолжить исследование социально-экономических процессов в российско-белорусском приграничье. Результаты предполагается публиковать в информационно-аналитическом бюллетене "Вестник приграничья", на портале "Агентства интеграционных инициатив", в социальных сетях, серии статей в научно-популярных изданиях. Проект поддержан Министерством иностранных дел РФ!
В рамках реализации проекта были проведены все запланированные мероприятия несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку. Начался 2020 год с проведения заочного этапа олимпиады "Союзное государство - вчера, сегодня, завтра". Задание предполагало написание эссе на тему «Великие имена российско-белорусской глубинки». Участникам было необходимо изучить биографию знаменитых земляков, которые родились, жили и работали в российско-белорусском приграничье (Витебской, Могилёвской, Гомельской, Смоленской, Брянской или Псковской области). Всего было получено 52 эссе. К сожалению, победителей заочного этапа олимпиады не удалось пригласить в Смоленск на проведение очного этапа из-за ограничений, введённых органами исполнительной власти, и закрытой российско-белорусской границы. Вместо очного этапа 8 декабря 2020 года был проведен дистанционный этап олимпиады. Пройти тест и проверить свои знания смогли все желающие, но оценивались только работы студентов профессиональных образовательных учреждений и организаций высшего образования. Задания для олимпиады готовились командой экспертов из России и Беларуси. Для проведения тестирования был доработан сайт Ассоциации "Агентства интеграционных инициатив", создана отдельная страница олимпиады для повышения простоты и открытости интеллектуального состязания. Время на выполнение теста было ограничено и составило один час. Студентам предложили ответить на 30 вопросов об исторических личностях России и Беларуси, языке и говорах, истории создания, органах власти, структуре бюджетно-налоговой системы Союзного государства… Одними из самых сложных вопросов оказались: В каком фильме о войне киностудии «Беларусьфильм» звучат песни Владимира Высоцкого в его исполнении? Пришедшие в конце XII века в устье Западной Двины немецкие крестоносцы столкнулись в долине реки не только с племенами ливов и леттов, но и с двумя княжествами, вассальными Полоцку. Как назывались эти княжества? Какие регионы России занимают ведущие места в экспорте Беларуси? Победителем стал Кирилл Шкурко – студент 4 курса Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова. По итогам Олимпиады вручены и/или отправлены почтой дипломы, ценные призы победителю и призёрам от Агентства интеграционных инициатив и Фонда президентских грантов. Все зарегистрированные участники, прошедшие тестирование, смогли получить именной сертификат участника Олимпиады с указанием количества правильных ответов.
Также по результатам проведённых в 2019 году социологических исследований был издан отчет с мнениями экспертов и аналитикой. Исследование позволило выявить и описать в отчёте ментальные черты современного молодого человека, проживающего на территории Днепро-Двинского региона. Одной из главных задач исследования стало выявление отношения российско-белорусской молодежи к процессам интеграции России и Республики Беларусь. Несмотря на положительное отношение к россиянам, белорусская молодежь настроена скорее против объединения двух стран, в то время как смоленские респонденты – скорее за. К процессу интеграции в противовес лояльности россиян белорусы относятся отчасти настороженно. Выявлены в определенной мере разнонаправленные тенденции в менталитете молодёжи российско-белорусского приграничья. С одной стороны, достаточно высокую готовность к сотрудничеству на лично-бытовом уровне, с другой – дефицит доверия в межгосударственных отношениях. Фактором близости является как этническая принадлежность, так и готовность к взаимодействию на лично-бытовом и межгосударственном уровне. В то же время все ярче проявляются точки разлома: снижение доверия, взаимопонимания, а также наличие отрицательных оттенков в русско-белорусской палитре взаимоотношений, связанных с внешнеэкономическими разногласиями и информационными кампаниями. Для дальнейшего развития, по мнению представителей Днепро-Двинского региона, двум странам не хватает главным образом доверия и взаимопонимания. Результаты исследования также опубликованы в двух научных журналах Экономические науки 2020 год № 12 (193) и Наука Красноярья 2020 год ТОМ 9 №5.
4 июня состоялось заседание Клуба молодых экспертов по приграничью, посвященное Дню славянской письменности (Онлайн-конференция «Наши истоки – славянская вязь…»). Формат онлайн-конференции позволил встретиться опытным ученым и молодым исследователям из России и Беларуси. Студенты и преподаватели из вузов Бреста, Витебска, Могилева, Минска и Смоленска поделились своими находками в области исследования языковых особенностей смоленско-белорусского приграничья, поразмышляли о современных проблемах славянских языков и наметили перспективы дальнейшего взаимодействия.
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>12 марта в Смоленском государственном университете в присутствии Заместителя начальника Департамента по образованию и науке Смоленской области Дины Сергеевны Хнычевой и директора АгнИ Антона Сергеевича Кузавко экспертная комиссия олимпиады представила результаты оценки работ участников заочного этапа. Победителями были определены 27 участников. Всего было получено 52 эссе. </p><p>География участников получилась обширной. Помимо студентов из Смоленской области, работы прислали студенты из Могилёвской, Гомельской, Брестской, Минской, Витебской, Московской и Брянской областей. Полученные работы прошли экспертизу российских и белорусских экспертов.</p><p>Структура эссе, которые присылали участники, состояла из нескольких блоков:</p><p>- описание биографии известного деятеля культуры, искусства, экономики, литературы или любой другой сферы, который, не уезжая со своей малой родины смог реализовать себя и внёс значительный вклад в развитие своего отечества в целом;</p><p>- отношение участников олимпиады к миграции с целью самореализации в столичные регионы и/или за рубеж с указанием причин, которые лежат в основе данной тенденции в российско-белорусском приграничье в настоящее время;</p><p>- предложения участников олимпиады, которые помогли бы снизить отток молодёжи из российско-белорусского приграничья в будущем.</p><p>Таким образом, тематика и структура эссе соответствовала заявленнным целям и задачам проекта.</p><p>http://np-aaii.ru/item.php?id=2669</p><p>Работы участников (в том числе, не прошедшие антиплагиат) можно посмотреть здесь: https://drive.google.com/file/d/1YaM5KuS6CBKWieDpPxZ48v3SlE2QgtIa/view?usp=sharing</p><p></p>
Итог мероприятия
<p>Для успешной подготовки к дистанционному этапу олимпиады участникам необходимо было изучить информацию по следующим темам: </p><p>1. Исторические личности России и Беларуси: генерал-губернаторы, чьи имена связаны с руководством российскими и белорусскими территориями в XIX веке; династические связи смоленских князей и князей Великого княжества Литовского; знаменитые личности, родившиеся в российско-белорусском приграничье в XIX – XX веках.</p><p>2. Историческая память, культура и родные языки народов России и Беларуси: места установки памятников героям Отечественной войны 1812 года в России и Беларуси; русская и белорусская орфография; фразеологизмы, используемые в говорах смоленско-белорусского пограничья.</p><p>3. Социально-экономический процесс построения Союзного государства: основные индикаторы развития сотрудничества России и Беларуси; основные товары и услуги, поставляемые Россией и Беларусью друг другу; правила движения товаров и людей через границу России и Беларуси; правила трудоустройства граждан Союзного государства на его территории.</p><p>4. История создания Союзного государства: хронология этапов союзного строительства; даты принятия и основные положения нормативно-правовых актов создания Союзного государства России и Беларуси.</p><p>5. Административное устройство Союзного государства: органы власти Союзного государства; структура бюджетно-налоговой системы России и Беларуси; таможенные органы.</p><p>В интеллектуальном состязании «Союзное государство – вчера, сегодня, завтра», организованном Агентством интеграционных инициатив, приняли участие 280 студентов России и Беларуси.</p><p>Победителем стал Кирилл Шкурко – студент 4 курса Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова.</p><p>Также определено 7 дипломантов. Студенты СмолГУ: Ксения Козырева, Артем Трубаев и Михаил Голаев, студентка Смоленского филиала РЭУ им. Плеханова Виолетта Векша, студентка Витебского государственного медицинского университета Екатерина Матюх и две студент</p><p>Подробнее здесь: http://np-aaii.ru/item.php?id=2888</p>
Итог мероприятия
<p>Студенты и преподаватели из вузов Бреста, Витебска, Могилева, Минска и Смоленска поделились своими находками в области исследования языковых особенностей смоленско-белорусского приграничья, поразмышляли о современных проблемах славянских языков и наметили перспективы дальнейшего взаимодействия.</p><p>Одна из секций конференции «А как это по-вашему?» была посвящена диалектам пограничья. Благодаря современным технологиям в прямом эфире встретились авторы-составители словарей пограничных могилёвско-смоленских говоров Лариса Захарова, руководитель Центра смоленских говоров Смоленского государственного университета, и коллеги из Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова: Людмила Шаповалова и Татьяна Воробьёва.</p><p></p><p>На других секциях обсуждались проблемы народной и современной культуры, её отражения в языке и фольклоре, языковые контакты славянского пограничья (в частности, параллели с польским и украинским языками), а также топонимика пограничья: сходство и различия, происхождение названий и переименования.</p><p></p><p>Неподдельный интерес у аудитории вызвал доклад Ольги Переход, завкафедрой общего и русского языкознания Брестского госуниверситета им. А.С. Пушкина, о специфике современной языковой ситуации в Беларуси и соотношении белорусского и русского языков. Участники встречи затронули вопрос о ставшем модным в молодежной среде направлении: разговаривать исключительно на белорусском языке. Что это: дань моде, государственная политика или одно из проявлений субкультуры?</p><p></p><p>Запись конференции доступна по ссылке https://vk.com/video-54075958_456239087</p>
Итог мероприятия
<p>Номер 1 2020 http://np-aaii.ru/img/2636.pdf</p><p>Номер 2 2020 http://np-aaii.ru/img/2702.pdf</p><p>Номер 3 2020 http://np-aaii.ru/img/2752.pdf</p><p>Номер 4 2020 http://np-aaii.ru/img/2793.pdf</p><p>Номер 5 2020 http://np-aaii.ru/img/2852.pdf</p><p>Номер 6 2020 http://np-aaii.ru/img/2932.pdf</p><p>Информационно-аналитический контент бюллетеней включает экспертные публикации по значимым проблемам российско-белорусского сотрудничества и интеграции, а также новости о событиях в Днепро-Двинском регионе. Цель издания "Вестника приграничья" - расширить медийное присутствие проблематики приграничья в информационной сфере.</p>
Итог мероприятия
<p>По результатам проведенных исследований получены выводы:</p><p>1) Основными ценностными ориентациями молодежи являются: здоровье свое и близких, интересная работа и занятие любимым делом, материальное благополучие, комфортные жилищные условия, свобода и независимость. </p><p>2) медиапространство, окружающее современного молодого человека приграничья, претерпело значительные изменения. Основные инфомейкеры переместились в плоскость интернет-ресурсов: социальные сети и информационные новостные порталы. </p><p>Обнаружена тенденция влияния медийного информационного поля, в котором фигурируют истории успешных и трудолюбивых людей, создавших свой бизнес, на формирование мотивационной сферы личности. Среди авторитетных персон в экономической деятельности выявлены американские предприниматели Билл Гейтс, Стив Джобс и Илон Маск, в научной – Стивен Хокинг, в политической – В. Путин, А. Лукашенко, В. Зеленский. </p><p>3) при оценке удовлетворенности жизнью, которую молодежь ведет в настоящий момент, прослеживается ряд социальных проблем: трудоустройство, препятствие самореализации ввиду отрыва желаемого от реальных потребностей государства, дискриминация молодых людей со стороны старшего поколения</p><p>и другие выводы. Более подробно с результатами можно познакомиться по ссылке: </p><p>http://np-aaii.ru/item.php?id=2776</p>
Итог мероприятия
<p>1) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ</p><p>ПОРТРЕТОВ МОЛОДЁЖИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ (DOI: 10.14451/1.193.88). /Экономические науки. 2020. № 12 (193), с. 88-97. (Журнал входящий в перечень ВАК)</p><p>В статье представлен анализ социально-психологических особенностей</p><p>жителей Днепро-Двинского региона (Смоленской, Витебской, Могилевской областей) методом анкетирования с закрытыми и открытыми уточняющими вопросами. Исследование проводилось для выявления специфики социально-психологических</p><p>мотивов жителей, определяющих возможности и основные угрозы в становлении бизнес единицы в приграничном регионе. Результаты исследования будут полезны научным работникам и специалистам, занимающимся вопросами развития приграничных регионов, а также демографическими изменениями с учетом региональной специфики.</p><p>2) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. / Наука Красноярья. 2020. ТОМ 9. №5. (Журнал входящий в перечень ВАК). В статье представлен анализ социально-психологических особенностей жителей Днепро-Двинского региона (Смоленской, Витебской, Могилевской областей) методом анкетирования с закрытыми и открытыми уточняющими вопросами. Одной из главных задач исследования стало выявление отношения российско-белорусской молодежи к процессам интеграции России и Республики Беларусь. Наиболее оптимальным форматом взаимодействия двух приграничных государств, по мнению респондентов, является «независимое существование двух стран с теплыми и дружескими взаимоотношениями».</p>