Этап 1
Срок реализации: 01.12.2018 – 28.02.2019О проекте
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- педагоги учреждений для детей в трудной жизненной ситуации
Программа направлена на профилактику социальных рисков и ресоциализацию подростков в возрасте от 13 до 17 лет с проявлениями социально-психологической дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством инновационных интерактивных образовательных методов.
В ходе проекта будет охвачено 20 детских учреждений в 6 регионах РФ, участниками станут не менее 200 подростков и 60 педагогов.
В Москве и Санкт-Петербурге программа будет реализована силами ФСР “Полдень”, в остальных - с помощью НКО-партнеров. Качество программы будет поддержано очными тренингами для кураторов из регионов.
В каждом детском учреждении будут проведены разработанные в рамках проекта:
- Интерактивный семинар-практикум для педагогов детских учреждений, направленный на повышение психолого-педагогические компетенций и навыков профилактики социальных рисков.
- 2 игры на тему “Опасные тренды”, направленные на снижение уровня проявления рискованного поведения у младших и старших подростков
- 2 игры на тему “Социальная нетерпимость”, направленные на повышение уровня внутригрупповой сплоченности и формирования конструктивных социальных отношений.
- 2 игры на тему “Травля”, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
- Завершающее общее занятие для педагогов и учащихся детских учреждений, направленное на интеграцию полученного опыта в повседневную жизнь образовательной системы.
По итогам программы будет проведена диагностика подростков, участников программы, собрана и обработана обратная связь от педагогов учреждений, работающих по программе. В результате:
- Педагоги повысят психолого-педагогические компетенции, способствующие системной профилактике социальных рисков среди подростков, находящихся в ТЖС.
- Подростки повысят уровень осознанности мотивов своей социальной деятельности и уверенность в себе, разовьют социальный и эмоциональный интеллект, коммуникативные способности.
- Будет сформирована благополучная, ценностно устойчивая образовательная среда, способствующая гармоничному развитию всех субъектов образовательно-воспитательного процесса и общества в целом. Она получит свое развитие, благодаря распространению полученного в ходе программы опыта.
Комплект методических материалов по программе будет издан и передан в детские учреждения, участвовавшие в программе, НКО-партнерам и будет выложен для бесплатного скачивания на сайте thenoon.ru.
Основной метод реализации программы - это сюжетно-ролевые игры, которые на текущий день используются “Полднем” в своих образовательных программах в более чем 80 детских учреждениях в 23 регионах России.
Новизна игрового формата повышает готовность ребят к образовательным мероприятиям, стимулирует их творческие способности. При этом игры как современные интерактивные образовательные технологии являются гибким форматом работы с детьми, так как несут в себе образовательные, развивающие идеи, способствующие усвоению норм, правил и формированию необходимых в будущем компетенций.
За отчетный период была проведена обширная организационно-подготовительная работа по программе. К сожалению, в декабре нам пришлось сменить фонд-партнера, который будет реализовывать нашу программу в г. Воронеже, в связи с высокой загруженностью сотрудников и волонтеров фонда "Благо". Проанализировав иные организации в сфере помощи детям-сиротам, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, мы заключили соглашение с фондом "Общие дети", и надеемся на долгое плодотворное сотрудничество. Разработаны три занятия из нашей программы профилактики социальных рисков: занятие для воспитателей и педагогов детских учреждений (тренинг "Совет Лиги"), и две игры для детей ("Яма" и "Мегаполис Ларан"), которые формируют блок программы под названием "опасные тренды" и направлены на обсуждение опасных и саморазрушающих привычек и увлечений у подростков. Разработаны и подготовлены анкеты и тесты для учета эффективности программы, эти анкеты и тесты будут использованы для опроса как воспитателей, так и детей в программе. Проведена апробация на группе подростков в СРЦ "Алтуфьево" (г. Москва) - мы протестировали занятие для педагогов и первую игру "Яма". К сожалению, вторую игру протестировать в рамках этого периода не удалось в связи с вводом карантина по кори в детском учреждении. Мы планируем провести апробацию второй разработанной игры "Мегаполис Ларан" сразу после завершения карантина. Также в группах педагогов и детей, на которых проходит апробация программы, проведены входящие тестирования и анкетирования. Также в конце этого периода проведена организационная подготовка к проведению в Москве двухдневного обучающего тренинга для кураторов и волонтеров программы из всех шести регионов. Для оперативного общения между командой организаторов и региональными кураторами создана группа в приложении WhatsApp, где участники могут задать вопросы по организации занятий, их содержанию (направив вопрос психологу проекта или разработчикам) или отчетности по программе.
Количество разработанных занятий
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Разработаны первые 3 занятия из программы профилактики: 1 тренинг для педагогов и воспитателей детских учреждений и 2 игровых занятия для детей. Подготовлены анкеты и тесты для оценки эффективности проведения занятий.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведено анкетирование у взрослых сотрудников - реабилитологов, психологов, и тестирование у детей из группы апробации в СРЦ "Алтуфьево" (г. Москва)</p>
Итог мероприятия
<p>На группе психологов, реабилитологов в СРЦ "Алтуфьево" провдена апробация занятия для воспитателей в рамках программы - тренинга "Совет Лиги".</p>
Итог мероприятия
<p>На группе ребят из СРЦ "Алтуфьево" в возрасте от 11 до 16 лет проведена апробация первой игры ("Яма") из программы.</p>