Этап 3
Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019О проекте
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- педагоги учреждений для детей в трудной жизненной ситуации
Программа направлена на профилактику социальных рисков и ресоциализацию подростков в возрасте от 13 до 17 лет с проявлениями социально-психологической дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством инновационных интерактивных образовательных методов.
В ходе проекта будет охвачено 20 детских учреждений в 6 регионах РФ, участниками станут не менее 200 подростков и 60 педагогов.
В Москве и Санкт-Петербурге программа будет реализована силами ФСР “Полдень”, в остальных - с помощью НКО-партнеров. Качество программы будет поддержано очными тренингами для кураторов из регионов.
В каждом детском учреждении будут проведены разработанные в рамках проекта:
- Интерактивный семинар-практикум для педагогов детских учреждений, направленный на повышение психолого-педагогические компетенций и навыков профилактики социальных рисков.
- 2 игры на тему “Опасные тренды”, направленные на снижение уровня проявления рискованного поведения у младших и старших подростков
- 2 игры на тему “Социальная нетерпимость”, направленные на повышение уровня внутригрупповой сплоченности и формирования конструктивных социальных отношений.
- 2 игры на тему “Травля”, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
- Завершающее общее занятие для педагогов и учащихся детских учреждений, направленное на интеграцию полученного опыта в повседневную жизнь образовательной системы.
По итогам программы будет проведена диагностика подростков, участников программы, собрана и обработана обратная связь от педагогов учреждений, работающих по программе. В результате:
- Педагоги повысят психолого-педагогические компетенции, способствующие системной профилактике социальных рисков среди подростков, находящихся в ТЖС.
- Подростки повысят уровень осознанности мотивов своей социальной деятельности и уверенность в себе, разовьют социальный и эмоциональный интеллект, коммуникативные способности.
- Будет сформирована благополучная, ценностно устойчивая образовательная среда, способствующая гармоничному развитию всех субъектов образовательно-воспитательного процесса и общества в целом. Она получит свое развитие, благодаря распространению полученного в ходе программы опыта.
Комплект методических материалов по программе будет издан и передан в детские учреждения, участвовавшие в программе, НКО-партнерам и будет выложен для бесплатного скачивания на сайте thenoon.ru.
Основной метод реализации программы - это сюжетно-ролевые игры, которые на текущий день используются “Полднем” в своих образовательных программах в более чем 80 детских учреждениях в 23 регионах России.
Новизна игрового формата повышает готовность ребят к образовательным мероприятиям, стимулирует их творческие способности. При этом игры как современные интерактивные образовательные технологии являются гибким форматом работы с детьми, так как несут в себе образовательные, развивающие идеи, способствующие усвоению норм, правил и формированию необходимых в будущем компетенций.
За отчетный период проведены все оставшиеся занятия программы с детьми и педагогами детских учреждений. Для этого 4-5 сентября в Москве состоялся второй общий тренинг кураторов и волонтеров из всех 6 регионов проекта, в котором приняло участие 13 человек. После этого в сентябре -ноябре прошли занятия с волонтерами во всех городах проведения программы, всего в программе в этот период приняли участие 62 волонтера. А всего за время проведение программы в занятиях программы приняло участие 105 волонтеров.
Из-за длительного карантина по кори на осень была перенесена апробация программы в СРЦ Алтуфьево (Москва). Там в сентябре-октябре состоялась апробация последних 5 занятий программы. Эти занятия посетили 14 детей и 2 педагога центра.
В период с сентября по ноябрь во всех 20 детских учреждениях прошло по 5 игр из программы, всего прошло 100 занятий - из них 80 занятий для детей и 20 завершающих занятий программы, предназначенных совместно для детей и педагогов. Всего в занятиях программы за весь период реализации приняло участие 456 детей. К сожалению, только 174 ребенка посетили 4 и более занятий (более половины программы). Отчасти это связано с перерывом на летние каникулы, после которого труднее сохранить целостность группы в детском доме.
В последнем занятии программы - игре “Школа роботов” - приняли участие не только дети, но и воспитатели и социальные работники, психологи детских учреждений. Всего состоялось 20 таких занятий, в них приняло участие 64 воспитателя детских домов. Всего же хотя бы в одном занятии программы приняло участие 194 работника детских домов.
Собрана обратная связь от педагогов о программе (в виде анкет и фокус-групп), о том, как они оценивают полезность программы и изменения, происходящие с детьми по ее результатам. Проведено также исходящее психологическое тестирование и анкетирование всех детей, пришедших на последнее занятие программы. Обработаны все анкеты исходящей обратной связи детей, и проведен сравнительный анализ тестирований у тех детей, кто проходил и входящее, и исходящее тестирование.
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>4-5 сентября в Москве состоялся двухдневный тренинг для координаторов и волонтеров программы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Воронежа и Калуги. Участники научились проведению пяти занятий программы и фокус-групп с воспитателями детских учреждений</p>
Итог мероприятия
<p>В каждом из регионов программы прошло двухдневное обучение для волонтеров, которые проводили занятия в детских учреждениях. Волонтеры обучились проведению 5 занятий программы, а также проведению фокус-групп с воспитателями. По необходимости кураторы проводили дополнительные встречи с волонтерами.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведены по четыре занятия программы из двух блоков "социальная нетерпимость" и "травля" в каждом детском доме программы. Ребята познакомились со стратегиями поведения, которые возможны, если они становятся свидетелями или участниками травли, в том числе в интернете - т.н. кибербуллинг, обсудили как влияют на наши решения и поведение социальные стереотипы, в том числе те, которые мы принимаем на себя сами.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведено завершающее игровое занятие программы - "Школа роботов" во всех детских учреждениях программы. Ребята применили знания, полученные во всех занятиях программы, чтобы с помощью воспитателей помочь персонажам игры - таким же подросткам, как они сами. В конце занятия взрослые и дети провели совместную рефлексию, где обсудили важные правила взаимного уважения и обращения, которые они хотели бы установить в своем детском доме.</p>
Итог мероприятия
<p>Разработан комплект методических материалов - они изданы в виде брошюры и переданы во все регионы программы, экземпляры направлены в детские дома, в которых проходила программа, распространены среди волонтеров, работающих с подростками. Сняты и смонтированы видео-иллюстрации к программе, они выложены на сайт нашего фонда. Электронную версию методических материалов можно скачать в личном кабинете НКО на сайте нашего фонда.</p>
Итог мероприятия
<p>Обработаны анкеты детей, участвовавших в программе, а также их исходящее тестирование. Обработаны анкеты и опросные листы воспитателей с проведенных фокус-групп. </p>
Итог мероприятия
<p>Проведена апробация 5 занятий программы на группе ребят в СРЦ Алтуфьево (Москва). Ребята также прошли завершающее тестирование и анкетирование. </p>