http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества
Второй конкурс 2019

Этап 1

Срок реализации: 01.11.2019 – 29.02.2020

Этап 1

Срок реализации: 01.11.2019 – 29.02.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-2-018839
Целевые группы:
  1. наставляемые - дети и молодые люди в трудной жизненной ситуации;
  2. наставники;
  3. тьюторы (социально-педагогические работники) программ наставничества;
  4. муниципальные координаторы и орг.группы программ наставничества;
  5. образовательные организации, организациии социального обслуживания населения;
  6. незащищенные группы, которым могут оказать помощь участники и выпускники программ социального наставничества;
  7. местные власти, органы муниципального управления;
  8. предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах

Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности.

Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации).

Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ соц.наставничества для общества; нехватка ресурсов.

Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:

1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").

2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).

3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).

4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.

Проект реализуется на основе методологии:

1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

2) теория человеческого капитала;

3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),

4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).

Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство" (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором - специалистом международного уровня. Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.

Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Здравствуйте!

Проект «Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества» предполагает формирование и развитие детско-взрослых сообществ, решающих социальные задачи.

Наши сообщества за время проекта пройдут путь: 1. Освоение средств индивидуализации в программах наставничества. 2. Освоение средств горизонтального управления в программах наставничества 3. Освоение лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).

Внутри первого этапа гранта мы планово взяли часть вышеизложенного пункта 1 (освоение средств индивидуализации) и тем самым начали многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников - наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов - в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности. Участники привыкли примерно раз в две недели собираться вместе, чтобы интересно и с пользой провести время. Начали прохождение индивидуальных образовательных маршрутов, заявили первые социальные проекты, готовят авторские образовательные путешествия - более подробно материал по этим пунктам будет представлен в отчете по второму этапу гранта.

Отдельно хотелось бы отметить, насколько активно и доброжелательно ведет работу межрегиональное сообщество территориальных управленческих команд, сложившееся благодаря проекту. Координаторы и их помощники уже познакомились друг с другом в воцапе и на вебинарах, поучаствовали в форуме сложных вопросов, посмотрели видеовизитки: https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNLatVH6G5pDnSNXxyt34uG1 и готовы прийти на помощь в трудной ситуации.

В марте-апреле 2020 года мы продолжим сплочение межрегиональных групп. Каждый коллектив выступит в эфире нашего вебинара и поделиться своими впечатлениями, первыми результатами личностного и социального роста, новыми идеями.

Мы очень внимательно относимся к сбору обратной связи от участников, регулярно проводим индивидуальные консультации с координаторами, готовим анкетирование по итогам логически завершенных этапов проекта.

Территории проекта: 1.Республика Татарстан, 2.Удмуртская Республика, 3.Республика Хакасия, 4.Пермский край, 5.1.Амурская область, г. Благовещенск, 5.2.Амурская область, г.Райчихинск, 6. Липецкая область, 7. г.Москва и Московская область, 8. Новгородская область, 9.1.Омская область, г.Омск, 9.2.Омская область, г.Тара, 10.Свердловская область, 11. Тюменская область, 12.Ярославская область.

В рамках периода до 29 февраля 2020 года прошло вводное онлайн-занятие проекта, а затем тематические обучающие встречи: «Картирование ролей в программе наставничества. Картирование личных интересов», «Организация предпрофессиональных, профессиональных и личностных проб», «Организация открытой лаборатории по проектированию будущего», «Развитие проектной деятельности участников программ», «Наставничество по модели "ребенок - ребенку"», «Организация образовательных событий», «Организация образовательных путешествий».

На каждой встрече территориальные координаторы получают теоретические разъяснения и подробный базовый сценарий по теме занятия (оборудование, упражнения, тайминг и т.д.), а затем проводят очную («живую») встречу в своей территории.

Основные правила проведения встреч:

1. Встречи сообщества проводятся 2 раза в месяц таким образом, чтобы использовать материалы проекта «"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества» и отчитываться об их использовании.

2. Встречи могут включать дополнительные вопросы.

3. Встречи могут проводиться очно, дистанционно, а также смешанным составом (например, часть участников подключается по скайп иди воцап).

4. До встречи составляется и рассылается участникам ее план, после встречи оформляется протокол.

5. При организации встреч необходимо сделать их приятными для участников. Рекомендуем использовать чаепития, музыку, удобную мебель, приятное освещение и температурный режим, упражнения на расслабление и сосредоточение (в зависимости от задач), телесные упражнения.

Подготовка встречи

1. Изучите в узком кругу своих основных помощников запись и презентацию вебинара, сценарии, раздаточный материал, предлагаемые на ближайший период.

2. Определите, что для вас наиболее важно в этом материале, насколько он знаком участникам, как именно вы представите материал.

3. Если требуется, закажите и пройдите дополнительную консультацию сотрудников АНО «Мое будущее» по содержанию и техническим аспектам встречи. Консультации возможны письменные contact@моебубущее.рф или устные по телефону, скайпу, при наличии мест (запись на устные консультации открывается еженедельно, следите, пожалуйста, за рассылками).

4. Составьте план ближайшей встречи (3-7 пунктов) с учетом тематики изученных материалов «Наши голоса», а также потребностей сообщества, ваших рабочих задач (проведение «Школы наставника», презентации для СМИ, дополнительные консультации и т.д.).

5. Отдельное время при планировании встречи уделите обсуждению ее удобства и содержания для наставников, наставляемых, тьюторов и кураторов. Ваши контрольные вопросы: «Все ли мы предусмотрели для наставников?», «Все ли мы предусмотрели для детей?» – и т.д.

6. Распределите работы по подготовке и проведению встречи.

7. Известите участников по вашему списку в рассылке. Подчеркните в рассылке положительные моменты встречи (назовите основную тему и пункты встречи; перечислите результаты, которые смогут получить участники; подчеркните причастность большой идее, делу, проекту; разместите фотографии и описание регалий приглашенных экспертов высокого ранга; сообщите о чаепитии, комфортной атмосфере, предстоящих играх, подарках). При необходимости, сделайте уточняющие звонки.

8. Если событие открытое, разместите информацию на сайте своей организации и сайтах организаций-партнеров, в местных СМИ, социальных сетях.

9. Подготовьте встречу по своему плану с учетом правил проекта и ваших традиций.

10. Если планируете привлекать помощников-волонтеров, то заранее обучите их всему, что требуется (как вести протокол встречи; какие требования к спискам и фотографиям; как проводить игры и упражнения).

11. Спланируйте риски (неожиданный отказ площадки, опоздание приглашенного спикера и т.д.) и проиграйте действия по их предотвращению.

Также мы придерживаемся определенных правил на самих встречах и по их завершении.

Общие правила и взаимная поддержка позволяют участникам действовать слаженно и синхронно, несмотря на самостоятельность каждой территориальной группы.

С декабря 2019 года онлайн-занятия проекта проходят в режиме «аквариума» для представителей более 40 субъектов РФ, по спискам от органов исполнительной власти . Это позволяет расширить аудиторию проекта, повысить ответственность всех сторон, получить новых сторонников.

Публикации о проекте собираем в группу во ВКонтакте «Наши голоса» https://vk.com/proekt_nashigolosa

Будем рады обратной связи!

8

число онлайн-занятий "Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества

140

число подключений на вводное онлайн-занятие

793

число подключений на 7 обучающих занятий, суммарно

7

число разработанных базовых сценариев для очных встреч

287

число слайдов базовых презентационных материалов

73

число очных встреч сообществ в территориальных группах, суммарно

2325

охват публикациями https://vk.com/proekt_nashigolosa, чел.

1395

маскимальный месячный охват (из трех мес.), https://vk.com/proekt_nashigolosa, чел.

85

число публикаций о проекте, вошедших в подсчет

Описание мероприятий

Подготовка деятельности по проекту в территориях. Входная самодиагностика
Запланированные сроки 01.11.2019 – 17.11.2019
Фактические сроки 01.11.2019 – 17.11.2019

Итог мероприятия

<p>1) Заключены необходимые договоры, предусмотренные бюджетом гранта. 2) Проведено вводное онлайн-занятие для команд проекта в территориях. 3) Зафиксированы входные данные по количественным показателям проекта, предусматривающим рост (чтобы затем отследить рост). 4) Составлены первичные списки участников сообщества (участники завершенных и текущих циклов социального наставничества) по позициям (наставляемый, наставник, тьютор, организатор). 5) Подготовлены презентационные материалы проекта.</p>

Школа "Наши голоса". Триместр "Самоопределение". Изучение и практическое применение средств индивидуализации в программах социального наставничества
Запланированные сроки 18.11.2019 – 20.02.2020
Фактические сроки 18.11.2019 – 29.02.2020

Итог мероприятия

<p>1) Проведены 7 онлайн-занятий Школы, 1 раз в 2 недели по тематике: 1. Картирование ролей в программе наставничества. Картирование личных интересов; 2. Организация открытой лаборатории по проектированию будущего; 3. Развитие проектной деятельности участников программ; 4. Организация предпрофессиональных, профессиональных и личностных проб; 5. Наставничество по модели "ребенок - ребенку"; 6. Организация образовательных событий; 7. Организация образовательных путешествий; 2) Группы территориальных участников провели практические встречи по планам (с учетом карантинных мероприятий в ряде территорий), определили порядок использования полученных инструментов. 3) Ведется информационная работа, публикации собраны в группе ВКонтакте и на других площадках.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии