http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества
Второй конкурс 2019

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2020 – 31.07.2020

Этап 2

Срок реализации: 01.03.2020 – 31.07.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-2-018839
Целевые группы:
  1. наставляемые - дети и молодые люди в трудной жизненной ситуации;
  2. наставники;
  3. тьюторы (социально-педагогические работники) программ наставничества;
  4. муниципальные координаторы и орг.группы программ наставничества;
  5. образовательные организации, организациии социального обслуживания населения;
  6. незащищенные группы, которым могут оказать помощь участники и выпускники программ социального наставничества;
  7. местные власти, органы муниципального управления;
  8. предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах

Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности.

Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации).

Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ соц.наставничества для общества; нехватка ресурсов.

Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:

1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").

2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).

3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).

4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.

Проект реализуется на основе методологии:

1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

2) теория человеческого капитала;

3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),

4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).

Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство" (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором - специалистом международного уровня. Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.

Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Здравствуйте!

С 1 марта по 31 июля 2020 года проект «Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества» продолжил формирование и развитие детско-взрослых сообществ. Нам удалось выполнить поставленные задачи даже в условиях ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Российской Федерации.

Сохранили работоспособность площадки проекта: Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Амурская область (г. Благовещенск, г.Райчихинск), Липецкая область, г.Москва и Московская область, Новгородская область, Омская область (г.Омск, г.Тара), Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область. В Пермском крае произошла смена координатора.

В ответ на заявление генерального директора Всемирной организации здравоохранения Тедроса Адханома Гебрейесуса о том, что распространение нового коронавируса в мире приобрело характер пандемии, прозвучавшее 11 марта 2020 года, нами были приняты меры по скорейшему переобучению организаторов, наставников, тьюторов.

В первую очередь проведены занятия: «Можно ли организовать программы наставничества в дистанционном режиме?» https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=BFq_PHMiP4k, 150 просмотров на 10.08.2020; «Самоопределение наставника в эпоху пандемии» https://www.youtube.com/watch?v=cM3f7t2HWkI, 91 просмотра; «Использование электронных средств организации деятельности команды», https://www.youtube.com/watch?time_continue=2411&v=IOZDa-orIRs, 40 просмотров.

За основу был принят девиз: «Мы пришли в сектор, где у тех, с кем мы работаем, сейчас НАСТАЛИ ЕЩЕ БОЛЕЕ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА. Почти наверняка именно сейчас им еще стало еще труднее и страшнее, чем когда мы впервые решили им помочь. Мы не имеем права ждать, как и раньше не имели его. Учиться, пробовать, спорить, ошибаться – да. Пережидать, потому что стало не так привычно и удобно – нет».

Удивительным образом изменение внешних условий реализации проекта соответствовало теме этапа «Освоение средств горизонтального управления в программах наставничества» и позволило сообществам на местах принимать необходимые решения с помощью изучаемых материалов проекта.

Для увеличения свободы действий на местах мы уплотнили график проведения теоретических семинаров, предложили дополнительные темы, усилили консультационное сопровождение территориальных групп, дали возможность формирования более индивидуализированных графиков проведения практических встреч, в т.ч. в дистанционном формате.

Примеры консультаций: https://vk.com/proekt_nashigolosa?w=wall-189234642_347, https://vk.com/proekt_nashigolosa?w=wall-189234642_339, https://vk.com/proekt_nashigolosa?w=wall-189234642_338.

Подготовлены журналы посещений встреч в территориальных группах.

Согласно журналам и спискам, в мероприятиях триместра «Самоопределение» приняли участие 710 человек. Что в среднем по одной территории составляет 50 участников. В том числе по категориям по всем территориям: наставники - 176, тьюторы и кураторы – 64, наставляемые – 354, другие – 116, что в среднем по территории составляет: наставники - 12, тьюторы и кураторы – 5, наставляемые – 25, другие – 8.

В мероприятиях триместра «Самоорганизация», начавшемся 1 марта 2010 года, приняли участие 536 человек. Что в среднем по одной территории составляет 38 участников. В том числе по категориям по всем территориям: наставники - 148, тьюторы и кураторы – 62, наставляемые – 273, другие – 53, что в среднем по территории составляет: наставники - 10, тьюторы и кураторы – 4, наставляемые – 20, другие – 4.

В процессе реализации гранта в развиваемых детско-взрослых сообществах было разработано 45 социально-ориентированных проектов, что составляет более 3 социально-ориентированных проектов на территорию.

Сформировали индивидуальные маршруты развития - 431 человек.

На интернет-площадках, не имеющих статуса СМИ выполнено 152 публикации суммарно по всем территориям.

Комплекты методических материалов в видео и текстовых форматах доступны к просмотру и изучению на специально созданных закрытых страницах в сети интернет:

http://wp.worldtutors.ru/wppage/nashi-golosa/, пароль ng19-20

http://wp.worldtutors.ru/wppage/nashi-golosa-samoorganizaciya/, пароль ng19-20

Примеры аналитических межрегиональных занятий с представлением территориальными группами их опыта можно посмотреть по ссылкам: https://www.youtube.com/embed/LPhB54kPJyQ, https://youtu.be/cM3f7t2HWkI?t=8

Отдельно отметим, что с декабря 2019 года онлайн-занятия проекта проходят в режиме «аквариума» для представителей более 40 субъектов РФ, по спискам от органов исполнительной власти субъектов РФ. Это позволяет расширить аудиторию проекта, повысить ответственность всех сторон, получить новых сторонников. Весной 2020 года мы предложили вольнослушателям тест для самопроверки знаний, полученных благодаря участию в вебинарах гранта.

В ответ на высокий интерес регионов к работе по наставничеству нами была инициативно организована бесплатная конференция «Актуальный опыт развития образовательных сообществ: практические исследования с целью создания доказательных практик»-2020. Она стала значимым событием. На мероприятие всего за две недели зарегистрировались участники с 2553 адресов, состоялось 1867 подключений онлайн, в том числе коллективных. Страница конференции в интернете https://моебудущее.рф/praktika позволяет получить доступ к записи докладов.

Публикации о проекте собираем в группу во ВКонтакте «Наши голоса» https://vk.com/proekt_nashigolosa

По направлению доработки мобильного приложения заключено дополнительное соглашение №1 от 14.07.2020г. к договору № РР20205 от 09.04.2020г, уточняющее перечень и сроки исполнения работ.

Приняты работы:

- Реализация конфигуратора программ согласно спецификации.

- Спецификация всех модулей.

Взаимодействие с разработчиком носит регулярный и содержательный характер.

Будем рады обратной связи!

710

количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта в территориях его реализации

511

количество человек, принявших участие в вебинарах проекта и проживающих вне заявленных территорий его реализации

60

доля участников действующих программ социального наставничества в территориях реализации, которые оформили индивидуальный маршрут самоопределения на период действия программы и период после ее завершения в горизонте 1-5 лет (горизонт выбирается самим участником)

45

число новых социально-ориентированных проектов, разработанных в развиваемых детско-взрослых сообществах в период реализации гранта (оформлены письменно либо в виде презентации)

196

число публикаций о проекте (с 1 марта по 31 июля)

28

число онлайн-занятий "Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества (с 1 марта по 31 июля)

112

число практических и аналитических встреч участников проекта

10

число комплектов материалов в базе проекта

Описание мероприятий

Школа "Наши голоса". Триместр "Самоорганизация". Изучение и практическое применение средств горизонтального управления в программах социального наставничества
Запланированные сроки 06.04.2020 – 23.08.2020
Фактические сроки 06.04.2020 – 23.07.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.); увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); совершенствование практики нематериальной мотивации наставников; развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества; развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука, добровольчество); международная интеграция российских практик наставничества.</p>

Формирование базы материалов по итогам триместра «Самоопределение» Школы «Наши голоса»
Запланированные сроки 23.03.2020 – 05.04.2020
Фактические сроки 18.11.2019 – 05.04.2020

Итог мероприятия

<p>Сформирована база материалов по итогам триместра «Самоопределение» Школы «Наши голоса»</p>

Школа "Наши голоса". Триместр "Самоопределение". Презентация и анализ полученного опыта
Запланированные сроки 23.03.2020 – 05.04.2020
Фактические сроки 23.03.2020 – 05.04.2020

Итог мероприятия

<p>Взаимное предъявление хода и результатов проекта территориальными группами. Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества. Развитие межрегионального сотрудничества</p>

Школа "Наши голоса". Триместр "Самоопределение". Изучение и практическое применение средств индивидуализации в программах социального наставничества (окончание)
Запланированные сроки 18.11.2019 – 22.03.2020
Фактические сроки 18.11.2019 – 27.04.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.); увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); совершенствование практики нематериальной мотивации наставников; развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества; развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука, добровольчество)</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии