http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества
Второй конкурс 2019

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2020 – 31.12.2020

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2020 – 31.12.2020

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-2-018839
Целевые группы:
  1. наставляемые - дети и молодые люди в трудной жизненной ситуации;
  2. наставники;
  3. тьюторы (социально-педагогические работники) программ наставничества;
  4. муниципальные координаторы и орг.группы программ наставничества;
  5. образовательные организации, организациии социального обслуживания населения;
  6. незащищенные группы, которым могут оказать помощь участники и выпускники программ социального наставничества;
  7. местные власти, органы муниципального управления;
  8. предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах

Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности.

Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации).

Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ соц.наставничества для общества; нехватка ресурсов.

Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:

1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").

2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).

3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).

4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.

Проект реализуется на основе методологии:

1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

2) теория человеческого капитала;

3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),

4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).

Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство" (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором - специалистом международного уровня. Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.

Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Здравствуйте! С 1 августа по 31 декабря 2020 года проект «Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества» выполнил свои задачи. Управление грантом потребовало дополнительных решений в связи с реализацией мероприятий в условиях ограничительных мер.

На старте этого периода мы зафиксировали затруднения в деятельности некоторых площадок и сокращение численности участников, по сравнению с весной.

Так, согласно журналам и спискам, в мероприятиях до 29 февраля 2020 года приняли участие 710 человек, что в среднем по одной территории составляет 50 участников. В мероприятиях с 1 марта по 31 июля 2010 года приняли участие 536 человек, в среднем 38 участников. При этом анализ данных показал, что часть территорий значительно перевыполняют плановые показатели. Были организованы взаимные консультации, в результате которых было подтверждена готовность большинства таких территорий к тиражированию своей деятельности. Одновременно, для трех площадок было согласовано прекращение деятельности по гранту в связи с отсутствием возможности реализовать запланированные мероприятия в условиях ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Российской Федерации. Таким образом, сохранились площадки проекта: Республика Татарстан, г.Москва и Московская область, Новгородская область, Омская область (г.Омск, г.Тара), Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область. Были тиражированы площадки в Удмуртской Республике, Республике Хакасии, Пермском крае. Прекратили обязательства по гранту площадки территорий: Амурская область (г. Благовещенск, г.Райчихинск), Липецкая область. Бюджет проекта в части финансирования со стороны грантодателя скорректирован в меньшую сторону на 5,5%. При этом, разумеется, мы сохранили возможность посещения наших онлайн-мероприятий и консультаций для представителей этих сообществ, а они, в свою очередь, продолжили просветительскую деятельность в области социально-педагогического сопровождения, наставничества. Кроме изменения состава площадок-участников, мы приняли решение сделать максимально открытыми наши методические встречи и организовали онлайн-марафон «Секреты лидерства для детско-взрослых сообществ».

Темы марафона:

1. Лидерство в детско-взрослых сообществах: от запроса до стратегии

2. Личные качества лидера. Лидер-подросток

3. Развитие лидерства у школьников и студентов. Учим искусству переговоров

4. Глобальные инструменты социального лидерства: предпринимательство, наставничество, саморазвитие

5. Опыт проведения сценариев: игра-«переговоры» и тифло-поход в кино

6. Ведение информационных кампаний

7. Участие в конкурсах

8. Современная благотворительность

9. Самопрезентация: человек, команда, сообщество.

Согласно данным сервиса рассылок, на онлайн-марафон зарегистрировано 1499 адреса; согласно данным вебинарного зала, суммарно на занятиях состоялось 1377 подключений онлайн, в том числе групповых. Однозначно установить региональную принадлежность приглашенных участников удалось для тех лиц, которые заполнили расширенную анкету, что составляет 335 человек. Согласно данным этой анкеты охвачено 44 региона. Публичный отчет онлайн-марафона: https://drive.google.com/drive/folders/1tLpmbqLpCmyYxXXhwPMnZSSQx-8JbVHf

По итогам периода суммарно территориями – участниками проекта проведено 107 практических встреч, что в среднем по одной территории составляет 7,5 встреч. Согласно предоставленным территориальными координаторами данным, всего в практических встречах триместра «Лидерство» приняли участие 753 человек. Это в среднем по одной территории составляет 54 участника. В том числе по категориям по всем территориям: наставники - 171, тьюторы, кураторы – 71, наставляемые – 404, другие – 107, в среднем по территории: наставники - 12, тьюторы, кураторы – 5, наставляемые – 29, другие – 8, что превышает плановые показатели, а главное, свидетельствует о реальной работе территориальных групп со взрослыми и подростками в таких непростых условиях. 58 наставляемых сами стали волонтерами социальных проектов. Удовлетворенность участников разными аспектами совместной деятельности составляет от 64 до 100%, в среднем 82%, данные опросов предоставили большинство территорий.

По итогам программы состоялось 19 праздничных встреч в 13 территориальных группах, в каждой из которых в среднем приняли участие 56 человек, суммарно встречи посетили 726 человек. Встречи проводились очно, онлайн либо в смешанном режиме. Специально для проведения встреч в условиях ограничительных мер участниками проекта была предложена модель «Дня открытых дверей», когда гости могли приходить на площадки проекта по предварительной записи небольшими группами в течение дня. Здесь их ожидали мастер-классы, творческие номера, обмен опытом.

Обязательно посмотрите видеорассказы наших участников: https://www.youtube.com/playlist?list=PLqy_fh6YgUNKlfu3sQZmTCaYROnLy87Jg

А также заметки и фотографии в группе во ВКонтакте «Наши голоса» https://vk.com/proekt_nashigolosa

Приложение NewMentor для участников наставничества заработало в декабре, в нем доступны более 20 описаний программ наставничества, групповые чаты, курсы для наставников, наставляемых, тьюторов и координаторов наставничества. Этот программный продукт призван работать еще долгие годы. Узнать о нем больше и получить ссылки на скачивание можно на странице сайта АНО «Мое будущее»: https://моебудущее.рф/prilozhenie

Желаем вам успеха и удачи!



Описание мероприятий

Школа "Наши голоса". Триместр "Самоорганизация". Презентация и анализ полученного опыта
Запланированные сроки 24.08.2020 – 13.09.2020
Фактические сроки 24.08.2020 – 13.09.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества.</p>

Формирование базы материалов по итогам триместра "Самоорганизация" Школы "Наши голоса"
Запланированные сроки 24.08.2020 – 13.09.2020
Фактические сроки 24.08.2020 – 13.09.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); развитие стандартов надлежащих социальных практик; международная интеграция российских практик наставничества</p>

Школа "Наши голоса". Триместр "Лидерство". Презентация и анализ полученного опыта. Заключительная диагностика
Запланированные сроки 14.12.2020 – 31.12.2020
Фактические сроки 14.12.2020 – 31.12.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества</p>

Формирование базы материалов по итогам триместра "Лидерство" Школы "Наши голоса"
Запланированные сроки 14.12.2020 – 31.12.2020
Фактические сроки 14.12.2020 – 31.12.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества; международная интеграция российских практик наставничества</p><p></p><p></p>

Школа "Наши голоса". Триместр "Лидерство". Изучение и практическое применение средств лидерства в межсекторном взаимодействии
Запланированные сроки 14.09.2020 – 13.12.2020
Фактические сроки 14.09.2020 – 13.12.2020

Итог мероприятия

<p>Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.); увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); совершенствование практики нематериальной мотивации наставников; развитие стандартов надлежащих социальных практик; развитие межрегионального сотрудничества; развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука, добровольчество); международная интеграция российских практик наставничества; развитие средств автоматизированного управления и мониторинга соц.программ</p><p></p><p></p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Ссылки на видеозаписи
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии