http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Знания без границ: доступная образовательная среда для людей с проблемами зрения
Второй конкурс 2018

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019

Этап 3

Срок реализации: 01.08.2019 – 30.11.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.11.2018 – 30.11.2019
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
18-2-009588
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья, в частности, незрячие и слабовидящие, в том числе, молодёжь и студенты, пенсионеры

Главная цель проекта – содействие созданию современной информационной и консультационной среды по предоставлению равных возможностей в получении государственных услуг, формировании ресурсов для саморазвития людей с проблемами зрения и другими проблемами здоровья, расширении возможностей для реализации собственных проблем и задач.

Реализация этой цели возможна через решение следующих основных задач:

1) Совместная работа с заинтересованными организациями по адаптации образовательных курсов, уроков и т.п. (в том числе онлайн) по обеспечению доступной среды для получения новых знаний и навыков, необходимых в современной технологичной цифровой среде для получения услуг для людей с проблемами зрения;

2) Формирование доступного физического пространства для обеспечения возможностей в получении новых знаний и творческого взаимодействия целевой аудитории,

3) Обеспечение информационной, консультационной и иной поддержки в получении новых знаний и навыков для целевой группы, а также создание базы знаний для дальнейшего развития доступности цифровой и информационной среды.

Целевая аудитория проекта:

- незрячие и слабовидящие люди, а также люди испытывающие проблемы восприятия печатной информации, люди с другими нарушениями здоровья, в том числе пожилые люди.

Для указанных целевых групп будут выполнены следующие работы и проведены следующие мероприятия:

1) Проведена работа по созданию адаптированных пилотных курсов по получению государственных услуг онлайн и в МФЦ, а также одного курса уроков по саморазвитию (информационные технологии, английский язык).

2) Проведено обучение десяти пилотных групп по 10 человек по основам современной цифровой грамотности, получению онлайн государственных услуг и цифровой экономики, а также не менее 5 человек пройдут пилотный курс по саморазвитию. Всего 55 человек.

3) Онлайн уроки по цифровой грамотности и получению услуг, адаптированные для целевой группы проекта размещены в открытом доступе для самостоятельного изучения и саморазвития.

4) Создано открытое рабочее пространство для поддержки обучающихся, организации очных встреч, обмена знаниями и предоставлению консультационных и информационных услуг.

5) На основании оценки эффективности пилотных курсов выработаны методические рекомендации для преподавателей и онлайн обучающих систем по вопросам адаптации курсов для повышения доступности для целевой аудитории.

6) Создана база знаний по вопросам адаптации онлайн ресурсов и обеспечения их доступности для целевой аудитории.

7) Проведен семинар по обмену опытом, результаты проекта широко представлены в СМИ и социальных медиа, размещены для открытого доступа на сайте СПб РО ВОС и в электронных коллекциях СПб ГБУК ГБСС.

Оценка эффективности проекта проводится на основе мониторинга активности и вовлеченности членов целевой аудитории, а также на основании полученного фактографического материала, результатов опросов целевой группы, количественном и качественном анализе данных с применением современных методик.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Разработано 5 методических разработок.

Четыре методических рекомендации для преподавателей по адаптации учебных материалов и проведения онлайн курсов с учетом потребности незрячих и слабовидящих:

№1 "Разработка и реализация образовательной программы по обучению незрячих и слабовидящих: онлайн курс «Государственные услуги для всех: получение услуг в многофункциональных центрах – МФЦ»;

№2 "Разработка и проведение онлайн курса «Государственные услуги в цифровом формате: портал госуслуг Санкт-Петербурга» для незрячих и слабовидящих";

№3 "Разработка и проведение онлайн курса по английскому языку начального уровня для незрячих и слабовидящих";

№4 "Методические рекомендации по разработке курсов по обучению программированию и компьютерным технологиям для людей с нарушениями зрения".

И для разработчиков онлайн платформ обучения - №5 "По адаптации и обеспечения доступности онлайн платформ под потребности людей с проблемами зрения.

Указанные материалы прилагаются к отчету и на сайте платформы, на сайте СПб РО ВОС, на сайте СПб ГБУК ГСЦБС.

Библиотека планирует издание отдельного сборника Методических рекомендаций по проекту. Макет издания прилагается.

В отчетный период велась работа специалистами отделов обслуживания и библиографии по консультированию и оказанию услуг по работе с онлайн платформой, записью на курсы, консультированием по использованию оборудования на специально оборудованном рабочем месте. Учет консультаций велся в соответствии с формами статистического учета библиотеки, а также фиксацией телефонных звонков в отделе автоматизации (не включен в систему автоматизированной статистики библиотеки).

Всего за период с августа по ноябрь 2019 оказано консультационных услуг – 175, в том числе техническая и консультационная помощь сотрудникам СПб РО ВОС и слушателям онлайн курсов в распечатке материалов для обучения, обучение работе с техническими средствами на специализированном рабочем месте, предоставление технических средств для самостоятельной работы.

Сотрудники библиотеки, вовлеченные в проект, проводили консультирование преподавателей по разработке методических пособий, участвовали в сборе анкетных данных и формировании базы ответов для анализа эффективности проведенных онлайн курсов и готовности целевой аудитории к продолжению работы в условиях цифровизации и развития обучения онлайн.

Скрин-шоты, фиксирующие статистику оказания консультационных услуг прилагаются.

Для второго потока слушателей курсов «Государственные услуги для всех: получение услуг в многофункциональных центрах – МФЦ» и «Государственные услуги в цифровом формате: портал госуслуг Санкт-Петербурга» в сотрудничестве с преподавателями внесены корректировки в тексты тестов, а также некоторые лекции. Обновлено не менее 8 файлов на портале http://blind-study.ru/.

По курсу Английский для людей с проблемами зрения, уровень - начинающие (A2 – «English for Life» (Elementary) внесены корректировки в тестовые задания. В частности, на базе библиотеки проведено озвучивание тестовых заданий для облегчения их выполнения слушателями. Тесты представлены в облачном хранилище по ссылке https://yadi.sk/d/u_88G832Aq0JaQ , а также на компакт диске как приложение к данному отчету.

В отчетный период разработаны опросные листы (анкеты) для проведения многосторонней оценки (социологического исследования) мнений различных целевых групп. На основании разработанных опросных листов проведены три социологических опроса следующих целевых групп:

1) Слушателей, успешно завершивших онлайн курс для оценки их опыта и получения обратной связи по совершенствованию онлайн платформы, методов обучения онлайн - 23 заполненные анкеты;

2) Преподавателей, участвовавших в проекте, которые успешно провели в режиме онлайн свои курсы для оценки их опыта и развития адаптированной онлайн платформы в будущем - 4 заполненные анкеты.

3) Целевой группы – незрячих и слабовидящих, жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области - для оценки потенциала обучения онлайн и заинтересованности в данном способе получения знаний - 84 заполненные анкеты.

По каждому из опросов выполнен анализ и сделаны выводы.

Описание мероприятий

Презентация рабочего пространства в библиотеке
Запланированные сроки 30.11.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 16.08.2019 – 16.08.2019

Итог мероприятия

<p>Апробирована приобретенная в рамках гранта техника. Руководитель проекта и директор библиотеки пообщались с пользователями рабочего места. Были высказаны замечания и пожелания развивать проект и дальше.</p>

Научно-практическая конференция «Онлайн обучение людей с проблемами зрения: доступная образовательная среда»
Запланированные сроки 30.11.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 17.10.2019 – 17.10.2019

Итог мероприятия

<p>В конференции приняли участие более 100 человек, в том числе представитель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, руководство СПб ГБУК ГСЦБС и СПб РО ВОС, участники проекта, разработчики адаптированной под потребности незрячих и слабовидящих онлайн платформы для обучения, преподаватели и руководители и специалисты организаций, заинтересованных в развитии онлайн обучения людей с проблемами зрения, специалисты-методисты по обучению людей с особыми потребностями, а также представители целевой аудитории (незрячие и слабовидящие). Специально для регистрации участников конференции была разработана онлайн форма для регистрации, а также предоставлена возможность зарегистрироваться по электронной почте и телефону.</p><p>Участники конференции отметили важность проекта и использования онлайн обучения на адаптированной платформе для профессионального развития, инклюзивного образования, интеграции незрячих и слабовидящих в социальные, экономические и культурные процессы, происходящие в обществе.</p><p>Были достигнуты договоренности с разработчиками существующих онлайн платформ, в частности с платформой Lektorium.tv по вопросам сотрудничества для адаптации размещенных на этой платформе курсах под нужды и потребности незрячих и слабовидящих.</p><p></p>

Молодежный форум «Современный подход к интеграции инвалидов»
Запланированные сроки 30.11.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 16.11.2019 – 16.11.2019

Итог мероприятия

<p>На ряду с темами форума:</p><p> - Особенности использования и доступности финансовых инструментов для молодых людей с инвалидностью по зрению;</p><p>- Правовые аспекты социальной защиты инвалидов по зрению в РФ;</p><p>- Радиокорреспонденция – доступная профессиональная деятельность инвалидов по зрению;</p><p>- Особенности использования Единой карты петербуржца людьми с нарушениями зрения</p><p>были обсуждены вопросы онлайн-обучения и получение госуслуг в рамках проекта.</p>

Фотографии материальных объектов
Ссылки на публикации и материалы о проекте
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии