http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учимся инклюзии
Первый конкурс 2017

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.09.2017 – 30.11.2018
Регион
Нижегородская область
Номер проекта
17-1-007790
Целевые группы:
  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Молодежь и студенты

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

350 Запланировано
761 Результат
217% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

150 Запланировано
459 Результат
306% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. процент опрошенных участников проекта, отметивших позитивные изменения

80 Запланировано
88 Результат
110% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов

12 Запланировано
12 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество тренингов для студентов с нормальным зрением

8 Запланировано
8 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество инклюзивных мероприятий

8 Запланировано
18 Результат
225% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. количество разработанных инклюзивными командами проектов

15 Запланировано
16 Результат
107% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. количество консультаций студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам

150 Запланировано
177 Результат
118% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. количество регионов рф, представители которых примут участие в мероприятиях проекта

20 Запланировано
33 Результат
165% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

В результате реализации проекта:

 незрячие и слабовидящие студенты получили знания и навыки, помогающие преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации, повысилась их техническая и психологическая вооружённость, они стали более самостоятельными и уверенными в своих силах;

 студенты с нормальным и нарушенным зрением научились лучше понимать друг друга и взаимодействовать между собой, улучшился инклюзивный климат в студенческой среде;

 студенты, инвалиды по зрению, и работающие с ними специалисты получили помощь в преодолении проблемных ситуаций и повышении эффективности образовательного процесса;

 расширилась методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере;

 привлечено внимание общественности к проблематике инклюзивного обучения и социальной адаптации студентов с инвалидностью по зрению.

Всё это способствует улучшению условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Устойчивость (возможность дальнейшего использования результатов проекта его целевой группой (либо продолжительность влияния на целевую группу)

Участвуя в образовательных мероприятиях проекта, незрячие и слабовидящие студенты получили знания и навыки по использованию компьютерных тифлотехнологий, помогающие преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности в инклюзивном обучении и дальнейшей профессиональной деятельности, повысилась техническая и психологическая вооружённость этих студентов, они стали более самостоятельными и уверенными в своих силах. Этим приобретенным в рамках проекта полезным багажом они будут пользоваться в дальнейшей жизни.

Проведенная в рамках проекта модернизация материально-технической базы и программного обеспечения поддержки студентов с инвалидностью по зрению Нижнего Новгорода позволила поднять качество оказываемой поддержки на уровень, соответствующий современному развитию тифлоинформационных технологий. Все приобретенное технические и программные средства будут использоваться в дальнейшей работе по поддержке студентов с инвалидностью по зрению и помогут сделать ее более эффективной.

Тифлопросветительские мероприятия проекта помогли студентам с нормальным зрением получить более адекватное представление о проблемах и возможностях инвалидов по зрению. При этом занятия строились с учетом осваиваемых студентами специальностей, что поможет им учитывать специфику инвалидов по зрению в дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, участвуя в инклюзивных мероприятиях проекта, студенты с нормальным и нарушенным зрением научились лучше понимать друг друга и взаимодействовать между собой, расширились неформальные дружеские связи, что способствует улучшению инклюзивного климата в студенческой среде. Мы уверены, что этот эффект сохранится и после окончания проекта.

Участие в проекте помогло специалистам сферы инклюзивного образования глубже понять специфику обучения и социальной адаптации студентов с инвалидностью по зрению и научиться более эффективно использовать современные тифлоинформационные технологии. Приобретёнными знаниями и навыками они будут пользоваться в своей дальнейшей работе по поддержке незрячих и слабовидящих студентов.

В результате реализации проекта существенно расширилась методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению. Разработанные рекомендации для незрячих и слабовидящих студентов и работающих с ними специалистов размещены в свободном доступе и могут использоваться всеми заинтересованными лицами и организациями. Информация об этом распространена среди партнеров Центра «Камерата» (НКО и образовательных организаций, работающих с инвалидами по зрению), что будет способствовать использованию материалов проекта в их дальнейшей работе.

Таким образом, обозначенные выше возможности дальнейшего использования результатов проекта и его позитивное влияние на целевую аудиторию свидетельствует об устойчивости достижений проекта.

Эффективность использованных подходов и методов

Подбор подходов и методов работы, использованных в проекте осуществлялся на основе многолетнего опыта партнерской работы центра «Камерата» и тифлоинформационного центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского по поддержке инклюзивного образования студентов с инвалидностью по зрению. К реализации проекта активно привлекались авторитетные эксперты, большинство из которых (как и специалисты центра «Камерата») сами являются инвалидами по зрению, имеют опыт успешной профессиональной самореализации, а значит, знают решаемые в проекте проблемы изнутри.

Большое внимание в ходе реализации проекта уделялось обеспечению доступности всех мероприятий для незрячих и слабовидящих участников и удобного для них представления материалов. Все дистанционные мероприятия проводились на интернет-платформах, полностью доступных для невизуального использования, материалы очных мероприятий предоставлялись (по выбору участников) в рельефно-точечном или укрупненном виде, разработанные в рамках проекта материалы размещены в доступных форматах. Это существенно повысило эффективность проекта.

Возможность распространения результатов

Материалы проекта: записи вебинаров, рекомендации для студентов и работающих с ними специалистов, студенческие проекты по улучшению условий инклюзивного образования и др. – доступны на сайте центра «Камерата» и могут использоваться всеми заинтересованными лицами и организациями. Они будут полезны, например, университетам, начинающим работу с инвалидами по зрению или другим организациям, занимающимся поддержкой образовательного процесса обозначенной категории студентов. Информация о результатах проекта активно распространяется через нашу партнерскую сеть и различные интернет-ресурсы, ориентированные на незрячих и слабовидящих пользователей или посвященные инклюзивному образованию. Это помогает проинформировать о наработках проекта различные категории заинтересованных пользователей и обеспечить их востребованность.

В качестве основной цели проекта было обозначено улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению. Для ее достижения был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на решение задач по развитию у студентов с инвалидностью по зрению компетенций, помогающих преодолевать порождаемые зрительной недостаточностью трудности инклюзивного обучения и социальной адаптации; тифлопросвещению студентов с нормальным зрением и расширению инклюзивных социальных связей в студенческой среде; консультативной помощи студентам с инвалидностью по зрению и работающим с ними специалистам; анализу опыта инклюзивного образования и социальной адаптации незрячих и слабовидящих студентов, популяризации успешных решений в данной области. Все запланированные в рамках проекта мероприятия проведены в полном объеме, обозначенные результаты достигнуты. Это позволяет сделать вывод об успешной реализации проекта и достижении поставленной цели.

О социальном эффекте проекта может свидетельствовать развитие образовательных и социальных компетенций у студентов с инвалидностью по зрению, улучшение инклюзивного климата в студенческой среде, существенное пополнение методической базы поддержки незрячих и слабовидящих студентов, которое позволяет сделать такую поддержку более качественной и эффективной.

По результатам анкетного опроса, проведенного нами с целью оценки результативности проекта и его влияния на целевую аудиторию, все респонденты (76 участников мероприятий проекта) отметили пользу проекта лично для себя, и 67 респондентов (88 %) - положительные изменения в инклюзивной образовательной среде.

О масштабности влияния проекта может свидетельствовать то, что только зарегистрировавшиеся участники его мероприятий представляют 33 региона РФ. Реальный охват еще больше, так как, например, для участия в вебинарах регистрация не требовалась.

Наличие и характер незапланированных результатов

Незапланированным результатом проекта стало участие специалистов центра «Камерата» в поездке группы незрячих и слабовидящих студентов из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга на очный тренинг международного молодежного проекта «Fit for Mobility», организованный в рамках программы Erasmus plus. Организатор участия российской делегации в этой программе Андрей Соснов, участвуя в мероприятиях проекта «Учимся инклюзии» познакомился с работой нашей организации и, высоко оценив ее качество, пригласил сотрудников проекта Ксению Осокину и Валентину и Вячеслава Царегородцевых поучаствовать в качестве волонтеров и организаторов некоторых мероприятий тренинга. Тренинг проходил с 10 по 16 ноября 2018 г. в местечке Кжижова (Польша). Кроме группы из России в нем участвовали группы из Польши, Германии, Сирии и Афганистана.

Ярким незапланированным событием проекта стала встреча участников студенческого фестиваля с инклюзивной командой веломарафона Blind race Astana – Paris, включающей как людей с нормальным зрением, так и инвалидов по зрению, путешествующих на вело тандемах. Встреча имела большой мотивирующий эффект и повлекла активное общение ребят из Казахстана и России.

Результатом этих событий стали новые партнерские связи центра «Камерата» и предпосылки для разработки в дальнейшем международных инклюзивных проектов.

Важным незапланированным результатом проекта стало также активное развитие сотрудничества центра «Камерата» с сетью РУМЦ инклюзивного образования. Специалисты проекта Марина Рощина и Екатерина Махнева регулярно привлекаются в качестве экспертов при проведении дискуссионных площадок и других мероприятий. Так в ноябре 2018 г. они были приглашены для оценки работ на всероссийском студенческом конкурсе «Профессиональное завтра», что может свидетельствовать о высокой оценке компетенции этих специалистов и признании их авторитета. Сотрудничество с сетью РУМЦ создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития деятельности по направлениям проекта.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

При организации вебинаров для студентов и специалистов из-за различия часовых поясов, а также учебного и рабочего графиков было сложно подобрать время, подходящее для всех желающих. Поэтому, для тех, кто прослушал вебинар в записи, также была предоставлена возможность задать вопросы ведущим вебинаров.

С похожими трудностями различия часовых поясов и расписания занятий столкнулись при проведении игрового онлайн-марафона для инклюзивных студенческих команд. Ситуация осложнялась тем, что участники некоторых команд находились в разных местах, а иногда и в разных регионах. Поэтому, правила некоторых запланированных игр пришлось изменить.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Успешности реализации проекта способствовали:

• ориентация российского образования на развитие инклюзии, определившая актуальность проекта и его востребованность образовательным сообществом;

• опыт специалистов проекта, накопленный в ходе многолетней работы в партнерстве с тифлоинформационным центром ННГУ им. Н.И. Лобачевского по поддержке образовательного процесса студентов, инвалидов по зрению, и обеспечивший глубокое понимание решаемых задач и владение соответствующим современным инструментарием;

• налаженные партнерские отношения центра «Камерата» с организациями, работающими с инвалидами по зрению, обеспечившие привлечение к работе по проекту авторитетных экспертов, а также широкое распространение информации о проекте и привлечение заинтересованных участников;

• общее повышение внимания научного и образовательного сообщества к теме инклюзии. На завершающем этапе проекта его результаты представлялись на трех международных научно-практических конференциях: «Инвалиды – инвалидность – инвалидизация» (Нижний Новгород, 27–28 сентября 2018), Форум «Создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования» (Киров, 31 октября – 1 ноября 2018), «Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе» (Нижний Новгород, 26 ноября 2018). Это позволило обозначить специфичные проблемы инклюзии студентов, инвалидов по зрению, и шире распространить информацию о результатах проекта.

Реализация проекта позволила нашей организации укрепить свой авторитет среди организаций, работающих с инвалидами по зрению, и приобрести среди них новых активных партнеров: Центр внедрения и развития инклюзивных технологий (Челябинск), Центр развития волонтерства (Орехово-Зуево), региональная организация Всероссийского общества слепых республики Коми и др. Также активно развиваются партнерские связи центра «Камерата» в университетском сообществе. В ходе реализации проекта нашими новыми партнерами стали 3 ресурсных учебно-методических центра (РУМЦ) инклюзивного образования: Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, Вятского и Тюменского государственных университетов. В цели деятельности РУМЦ входит оказание поддержки другим вузам в развитии инклюзивного образования, что будет способствовать дальнейшему распространению результатов проекта.

Специалисты организации значительно расширили свой опыт проведения инклюзивных мероприятий, а также на примере масштабного инклюзивного игрового турнира получили новый для себя опыт их дистанционного проведения, который будут использовать в дальнейшей работе. Кроме того, работая по проекту, наши специалисты повысили свою квалификацию в области поддержки инклюзивного образования.

Работа по улучшению условий инклюзивного образования студентов с инвалидностью по зрению не теряет своей актуальности во всей России. К сожалению, в общей работе по образовательной инклюзии, которая активно ведется сейчас, часто слабо учитываются специфичные проблемы незрячих и слабовидящих студентов. Так, крайне недостаточно внимания уделяется обеспечению студентам с инвалидностью по зрению возможностей освоения компьютерных тифлотехнологий как инструмента профессиональной реабилитации и практическому использованию этих технологий для повышения доступности и эффективности учебного процесса. Несмотря на многочисленные курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования, большинство вузовских преподавателей пока не готовы к работе с этой категорией студентов. Работа по обеспечению доступности физической среды вузов для инвалидов по зрению тоже часто не соответствует их реальным потребностям. Положение усугубляется острым недостатком квалифицированных кадров, владеющих современными инструментами и методами работы с инвалидами по зрению. Вот далеко не полный круг проблем, которые необходимо решать для повышения качества инклюзивного образования студентов с инвалидностью по зрению. Следовательно, деятельность по направлению проекта необходимо продолжать.

О проекте

Проект направлен на улучшение условий инклюзивного высшего и среднего профессионального образования инвалидов по зрению в России. Несмотря на активные шаги по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, специфичные образовательные и реабилитационные потребности студентов с инвалидностью по зрению до сих пор удовлетворяются довольно слабо.

В рамках проекта будет проведён цикл вебинаров для незрячих и слабовидящих студентов, где они получат возможности приобрести знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, важны для успешности инклюзивного образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности, а, с другой – их освоение в силу зрительных ограничений представляет особую сложность (умение эффективно применять специальные компьютерные технологии, коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и т.п.).

Будут проведены тренинги, которые помогут студентам с нормальным зрением проанализировать и понять реальные трудности адаптации незрячих и слабовидящих людей в современном обществе и познакомиться с возможностями и механизмами преодоления этих трудностей. Конкурс проектов инклюзивных студенческих команд «Шаги инклюзии» и инклюзивный игровой турнир создадут условия для активного взаимодействия студентов с нормальным и нарушенным зрением, они научатся лучше понимать друг друга, улучшится инклюзивный климат в студенческой среде.

Будет организовано консультирование студентов с инвалидностью по зрению и работающих с ними

специалистов по преодолению проблемных ситуаций и повышению эффективности обучения, что позволит им оперативно получать квалифицированную помощь.

Расширится методическая база поддержки инклюзивного образования студентов, инвалидов по зрению, будут разработаны и размещены в свободном доступе рекомендации, аккумулирующие лучший опыт в обозначенной сфере.

Важнейшим публичным мероприятием проекта станет первый всероссийский инклюзивный студенческий фестиваль, где будут подведены итоги конкурса «Шаги инклюзии». Проекты-победители станут основой для дальнейшей работы по совершенствованию инклюзивного образования.

Всё это будет способствовать распространению инклюзивной культуры сначала в образовательных учреждениях, а затем и во всём обществе.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии