http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Всероссийский экономический диктант
Первый конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.06.2018 – 31.12.2018
Регион
Москва
Номер проекта
18-1-006470
Целевые группы:
  1. Молодежь и студенты
  2. Дети и подростки
  3. Пенсионеры
  4. Женщины
  5. Ветераны
  6. Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

100000 Запланировано
98538 Результат
99% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Запланированные задачи и мероприятия, имевшие целью полную комплексную (включая административно-организационную, научно-методическую, информационную) подготовку и затем проведение Всероссийского экономического диктанта во всех регионах Российской Федерации с привлечением к акции всех желающих, исполнены в полном объеме, в контрольные сроки, соответствии с запланированными параметрами и целевыми показателями.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Анализ полученных участниками Диктанта результатов позволил оценить уровень экономической грамотности, определить пробелы в определенных областях их экономических знаний и выработать рекомендации по совершенствованию образовательных программ экономической направленности для учащихся высших и средних общеобразовательных учебных учреждений и других возрастных групп. У представителей категории студентов наибольшую сложность вызвали вопросы, связанные с макроэкономической статистикой, экономической историей, отдельными аспектами теории финансов. Также часть студентов испытывала сложность при ответах на вопросы, имеющие отношение к бюджетной и налоговой системам, экономике государственного сектора.

В этой связи можно рекомендовать специалистам вузов совершенствование и расширение ряда образовательных программ. В частности, по итогам оценки уровня экономических знаний студентов экономических, технических и гуманитарных вузов разработаны рекомендации по дополнениям в вузовские образовательные программы. Соответствующие рекомендации направлены в профильные структуры и вузы.

В рамках программы дисциплины «Макроэкономика необходимо более детально раскрыть блоки, связанные с макроэкономической нестабильностью, направленные на приобретение знаний в области экономических циклов, инфляции. Также необходимо расширение блоков, связанных с монетарной политикой и теорией важнейших экономических учений, а также с государственным бюджетом. Следует более детально раскрыть блоки образовательной программы дисциплины «Финансовый менеджмент», связанные с инвестиционными решениями, предпринимательскими и финансовыми рисками. Отдельное внимание следует уделить совершенствованию программы дисциплины «Налоговое право», сфокусировавшись на расширении блоков, касающихся изучения системы налогов и сборов, налогового контроля и налогового права. Анализируя образовательную программу дисциплины «Экономика общественного сектора», можно рекомендовать расширение блоков, связанных с организацией бюджетной системы, равновесием в общественном секторе, а также изучением налогового механизма в общественном секторе.

Касаясь результатов выполнения Диктанта учащимися школ, необходимо отметить, что для большинства школьников наиболее сложными стали вопросы, связанные с выбором оптимального типа ценных бумаг и реализацией процедуры банкротства. Также значительное число ошибок молодые люди сделали в вопросах о государственном бюджетном регулировании и бюджетном финансировании отдельных типов учреждений. С учетом допущенных ошибок организаторы Диктанта рекомендуют Министерству просвещения РФ, в первую очередь, расширить экономический блок курса «Обществознание».

Как показали результаты Диктанта, в среде учащихся российских школ наблюдается устойчивый рост интереса к экономике. Более того, сравнивая его результаты с данными Диктанта 2017-го года, можно отметить и увеличение уровня экономической грамотности школьников. С учетом этих факторов, эксперты рекомендуют Министерству просвещения РФ повсеместное введение в школах предмета «Экономика» в качестве одной из обязательных дисциплин для учащихся 9-11 классов. Это связано с тем, что в рамках дисциплины «Обществознание», наравне с другими его аспектами, в принципе невозможно изложить достаточно полно даже базовые основы экономической теории. В то же время, сами по себе экономические компетенции одинаково необходимы подрастающему поколению наравне с знаниями в области естественных наук, литературы, истории и т.д. Даже избирая впоследствии профессию и карьеру, не связанные напрямую с экономикой, они все равно становятся субъектами экономической деятельности как потребители, налогоплательщики, клиенты банков и т.д. И профильная дисциплина по экономике необходима именно для формирования тех базовых компетенций, без которых они будут сталкиваться с проблемами при управлении личными и семейными ресурсами, планировании бюджета, управлении своей кредитной историей и многими другими аспектами экономической деятельности. Введение в школах данной дисциплины позволит обеспечить их теми знаниями и компетенциями, которые позволят им принимать верные экономические решения, способствуя тем самым развитию и процветанию российской экономики.

Следует отметить по результатам акции рост уровня и качества экономической активности населения. К категории положительного социального эффекта следует отнести стимулирование заинтересованности населения в приобретении качественных экономических компетенций.

Результаты Диктанты продемонстрировали, что акция является популяризатором знаний различных сфер экономики и государственной экономической политики.

Наличие и характер незапланированных результатов

Всероссийский экономический диктант проведен на 1294 зарегистрированных региональных площадках Диктанта в 83 регионах Российской Федерации, а также в трех иностранных государствах. Запланированный целевой показатель (700 зарегистрированных площадок Диктанта) превышен на 85 процентов. Число участников образовательной акции составило 98 538 человек при плановом целевом показателе в 100 тысяч человек. Снижение фактического показателя к плановому составило 1,5 процента.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Анализируя возникшие в ходе проведения Диктанта сложности, следует, прежде всего выделить две основные проблемы. Первая из них – ошибки участников при заполнении бланка с ответами на задания Диктанта. Среди подобных часто встречающихся ошибок – некорректное заполнение ячеек для персональных данных и вариантов ответа, которые, с одной стороны, не всегда позволяли идентифицировать участника, а также обеспечить корректное распознавание данных из отдельных полей его анкеты системой ИАС ВЭД 1.0. Вторая проблема – нарушение технических параметров оцифровки бланков сотрудниками региональных площадок. Как отмечают специалисты Аналитической группы, попавшие в эту категорию бланки с ответами были размещены на стекле сканера неровно, под значительными углами к его направляющим. При этом, зачастую, в подобных случаях сотрудниками площадок выставлялось крайне низкое разрешение при сканировании, а сама поверхность стекла сканера была загрязнена. Эти факторы также привели к сложностям обработки поступающих к Аналитической группе скан-копий бланков с ответами у системы распознавания образов. Следует отметить, что подобные проблемы не носили системного характера, а наблюдались лишь у некоторых региональных площадок, о чем были проинформированы их руководители.

Общие выводы по результатам реализации проекта

4 октября 2018 года состоялась вторая по счету Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» (Диктант), проведенная под эгидой Вольного экономического общества России (ВЭО России). Тема Диктанта: «Сильная экономика – процветающая Россия!». В число организаторов Диктанта вошли Финансовый университет при Правительстве РФ, Московский авиационный институт, РЭУ имени Г.В. Плеханова и ряд других ведущих вузов России, а также администрации субъектов Российской Федерации. Генеральным партнером акции выступило ТАСС, а официальным партнером – «Российская газета». Площадки для его проведения были организованы в 83-ти субъектах Российской Федерации , а всего в нем приняло участие 98 538 человек – людей самых разных возрастов и профессий. Среди них очное участие в Диктанте приняли 77 382 человека, а 21 156 человек выполнили Диктант в онлайн-версии на официальном сайте акции – https://diktant.org.

Экономика – это не только профессиональная и научная область. С ней ежедневно сталкиваются миллионы россиянин: приобретение товаров, вложение средств, получение кредитов, покупка недвижимости – вот лишь немногие действия, которые требуют от человека экономической грамотности. И ее наличие особенно важно в условиях кризиса, когда сокращаются доходы и людям требуется максимально рационально подходить к управлению ограниченными финансовыми ресурсами. Получить детализированную картину экономической компетентности различных слоев общества, выявить возможности оптимизации российского экономического образования, позволить участникам узнать о своих сильных и слабых сторонах этой компетентности и зародить в них стремление к ее повышению – вот лишь некоторые задачи, на которые направлен Всероссийский экономический диктант. Обратимся к анализу конкретных результатов проведенного Диктанта. Прежде всего, следует отметить значительное увеличение количества региональных площадок по сравнению с предыдущим Диктантом. Так, если в 2017-м году их было 637, то в этом году было зарегистрировано 1294, то есть произошло увеличение более чем в 2 раза. Важной отличительной особенностью нынешнего Диктанта является то, что в этом году он вышел на международный уровень: был организован ряд зарубежных площадок, благодаря чему в мероприятии приняли участие граждане Монголии, Приднестровья и Таджикистана. Выделим те регионы, которые стали лидерами по числу действующих в них региональных площадок.

Абсолютным лидером по увеличению числа региональных площадок является Республика Крым, где в 2017-м году работало 14 площадок, а в этом – зарегистрировано 93. В частности, стоит отметить, что более чем в 6 раз увеличилось число площадок в Архангельской области – с 6 до 40, в Краснодарском крае увеличение составило также более 6 раз, с 14 до 89, в Ленинградской области – вместо 4 площадок в прошлом году в нынешнем году действовало уже 27. В Тульской области рост количества площадок и вовсе составил 8,5 раз: вместо 2 площадок, действовавших в прошлом году, в рамках нынешнего Диктанта работали уже 17 площадок. Наибольшую долю величиной в 65,99% составили молодые люди от 14 до 18 лет – учащиеся школ, техникумов и колледжей. Второе по числу участников место занимает категория лиц от 19 до 25 лет – 29,16%. Прежде всего, в нее входят студенты, обучающиеся в экономических, технических и гуманитарных университетах. При этом доля участников от 26 до 35 лет составила лишь 1,35% от общей аудитории Диктанта, а лиц от 36 до 53 лет – 2,68%. Наименьшие значения по данному показателю наблюдаются у людей от 54 до 65 лет, их доля равна 0,67%, а также у людей от 66 лет и выше – 0,16% соответственно. Ученые, которые проводили аналитическое исследование по итогам акции, особое внимание уделили показателям результативности написания Диктанта. Оценка уровня знаний участников проводилась с применением 100-балльной шкалы, разделенной на 3 уровня: уровень от 0 до 30 баллов, соответствует начальному уровню знаний в сфере экономики – набрали 23,65%, аудитории, уровень от 31 до 50 баллов- характеризуется как удовлетворительный уровень экономических знаний - набрали 40,41% аудитории, от 51 до 100 баллов – относит участника к группе «Экономический авторитет» - набрали 35,93% аудитории.

Следует подытожить, что количество ответов в интервале до 30 баллов сократилось в 1,6 раза, а в интервале от 51 до 100 баллов – увеличилось более чем в 2 раза.

О проекте

Целью общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант» является определение и повышение уровня экономической грамотности населения Российской Федерации в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения различных субъектов Российской Федерации.

Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» впервые была проведена Вольным экономическим обществом России 12 октября 2017 года. В Диктанте на тему «Сильная экономика - процветающая Россия!» приняли участие как учащиеся и профессионалы, так и все желающие проверить уровень своей экономической грамотности - всего более 59 тысяч российских граждан всех возрастов из 80-и регионов Российской Федерации. Для очного проведения образовательной акции были организованы 638 региональных площадок, а также разработана онлайн-версия Диктанта.

Результаты Всероссийского экономического диктанта были представлены на Всероссийском экономическом собрании в Государственном Кремлёвском Дворце 11 ноября 2017 года, аналитический отчет по итогам Диктанта опубликован на сайте Вольного экономического общества России, в «Российской газете», а также на ресурсах ведущих СМИ. Ход акции отражался Информационным агентством "ТАСС".

Учитывая опыт проведения образовательной акции в 2017 году, в текущем 2018 году ВЭО России планирует провести Всероссийский экономический диктант на более высоком научно-методическом и организационном уровнях с привлечением наибольшего числа участников во всех регионах Российской Федерации, с более широким охватом населения Российской Федерации.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии