http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Учим учиться и учить: образовательный сервис для обеспечения дистанционной персональной педагогической поддержки учащихся начальной школы на основе использования технологии “больших данных”
Второй конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
19-2-008717
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Родители учащихся
  3. Школьные преподаватели и администраторы образования
  4. Школьные психологи

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

4000 Запланировано
4150 Результат
104% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

4500 Запланировано
5750 Результат
128% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Создана успешно действующая в условиях массовой школы модель дистанционного педагогического сопровождения учебных действий младших школьников на цифровой платформе с участием педагогов и родителей учащихся.

Отработана в ходе регулярных учебных практик система коммуникаций между педагогами школ и родителями учащихся на цифровой платформе для начальной школы, обеспечивающих поддержку персонализированного учебного процесса.

Технологии “искусственного интеллекта” использованы для создания экспертной системы, анализирующей ход и результаты учебных действий и обеспечивающей информационную поддержку педагогического сопровождения.

Создана система оперативного информирования учителей и родителей о негативных проявлениях в ходе учебных действий на основе аналитики “больших данных”, собираемых на цифровой платформе.

Концепция активных цифровых практик в начальной школе прошла апробацию в регулярной практике школ, работающих в различных социальных контекстах в 5 регионах России.

Система дистанционного педагогического сопровождения прошла практические испытания как в отдельных школах (Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Гатчина), так и в образовательных кластерах (Санкт-Петербург, Псковская область).

Теме масштабирования проекта будет посвящена секция «Как правильно строить персональные учебные траектории для младших школьников? Можно ли использовать цифровую платформу "Учим учиться» в массовой практике?» в рамках VII Педагогического конгресса НИУ ВШЭ “Общее образование как общее дело” (22-24 марта 2021 г., Санкт-Петербург).

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Содержанием реализованного проекта являлось развитие образовательных сервисов на цифровой платформе (ЦП) для начальной школы “Учим учиться” (http://learntolearn.ru). Эта платформа была создана и прошла широкую апробацию в 2018-2019 учебном году при поддержке Фонда президентских грантов. С 2018 г. по настоящее время тренинговые программы на ЦП выполнили примерно 5000 учащихся начальных классов. За время функционирования ЦП собраны уникальные данные об учебных действиях младших школьников, характерных ошибках, образовательном поведении. Эти сведения положены в основу компьютерной модели формирования общеучебных умений и экспертной системы – набора алгоритмов аналитики данных и выработки рекомендаций индивидуального и группового характера. Накопленные данные подтверждают, что значительная часть школьников 3-4 классов имеют существенные учебные дефициты. Отсутствие основ функциональной грамотности с высокой вероятностью предвещает снижение результатов в основной школе, что подтверждается исследованиями по оценке качества образования. Практика компьютерного тренинга, как показывает опыт почти трех лет работы ЦП, позволяет в ходе регулярной самостоятельной работы учащихся компенсировать значительную часть дефицитов.

Анализ работы десятков школ показывает, что для достижения прогресса (в полном согласии с концепцией зон развития Л.С. Выготского) многие дети нуждаются в регулярной помощи взрослых. Чтобы были сформированы необходимые умения, требуются не только усилия самого обучающегося, но и содействие окружающих его взрослых. А чтобы поддержка стала продуктивной, необходимо правильно «поставить диагноз», точно определить природу проблемы, которая влияет на результативность учебной деятельности конкретного ученика. Сегодня школе для такого анализа не хватает объективных данных.

Практики самостоятельной работы учащихся на ЦП, дают возможность осуществлять педагогическое сопровождение учебного процесса в персонализированной модели. Для этого необходим доступ к цифровому следу каждого ученика и помощь экспертной системы в интерпретации собранных данных. Использование технологии «больших данных» дает педагогам, работающим в начальной школе, основу для управления учебным процессом с учетом уровня общеучебных умений и личностных характеристик обучаемых. Объективные данные о каждом школьнике благодаря online сервису стновятся доступными не только его учителю, но и родителям, что способствует диалогу между семьей и школой. «Прозрачность» учебного процесса для родителей стимулирует их участие в тренинге. Это, в свою очередь, положительно сказывается на учебе детей, их мотивации, психологической устойчивости.

Целью проекта являлось создание и широкая апробация сервисов, обеспечивающих дистанционное педагогическое сопровождение активных практик на ЦП “Учим учиться”. Прототип модели дистанционного сопровождения тренинга (ДСТ) был разработан и прошел первичную апробацию в рамках 1 и 2 этапов проекта. На этапе 3 была завершена корректировка технических (в части аналитики данных) и методических решений. Действующая модель сервиса ДСТ была опубликована к началу 2020-21 учебного года. Ученики, преподаватели, представители школьной адимнистрации, родители учащихся получили доступ к ЦП.

Диагностика индивидуальных особенностей учащегося и выработка рекомендаций по компенсации учебных и личностных проблем – важная задача школьных психологических служб. К сожалению, массовая школа не располагает специалистами в области психологии учения, большинство педагогов полагаются на субъективные оценки и не обладают необходимой квалификацией для принятия решения о коррекции индивидуальных образовательных траекторий на основе данных формирующего оценивания.

Особое значение ДСТ приобретает в образовательных организациях, расположенных вдали от крупных городов, где функционируют центры психолого-педагогической помощи. Сервисы ЦП создают новые возможности для улучшения ситуации в массовой школе. Благодаря им становится возможной поддержка учителей и родителей при отсутствии или недоступности психолого-педагогической службы. С учетом большой общественной значимости сервисов ДСТ широкая апробация проводилась в образовательных организациях, работающих в различных социальных условиях.

К участию в проекте были привлечены школы из различных регионов Северо-Запада России. Наряду со школами мегаполиса и региональных центров, сервисами ДСТ воспользовались и школы малых городов и удаленных населенных пунктов. Для поддержки взаимодействия с образовательными кластерами к участию в проекте были приглашены (в качестве волонтеров) специалисты методических центров из Санкт-Петербурга, Пскова и Калининграда, которые выступили в роли координаторов образовательных кластеров.

При отборе школ учитывалась заинтересованность самих образовательных организаций и согласие родителей учащихся на использование инновационной учебной практики в аудиторных и домашних условиях. Активными участниками апробации стали волонтеры из образовательных учреждений регионов проекта, осуществлявшие мониторинг учебных действий и обеспечивавшие поддержку коммуникаций между педагогами и родителями.Для них проводились ознакомительные и вводные вебинары, школы получили методические рекомендации по организации занятий и примерные учебные программы. Все эти материалы были разработаны с учетом опыта проекта 2018-19 учебного года, поддержанного ранее Фондом президентских грантов, и дополнены по результатам апробации в в 2019-20 учебного году.

К началу 2020-21 учебного года была разработана и опубликована новая версия сайта проекта (learntolearn.ru), на которой появились специальные разделы для школ и для родителей. В этих разделах подробно представлены образовательные задачи, решаемые на платформе “Учим учиться”, тренинговые программы, возможности подключения к дистанционным сервисам. Для удобства пользователей основные материалы были опубликованы как в текстовом, так и в видеоформате (на платформе youtube). Список ссылок на видеопрезентации, вебинары и публичные выступления членов команды проекта приведен на сайте https://learntolearn.ru/node/172

В общей сложности в диагностических процедурах приняли участие 43 школы (82 класса, 1909 учеников) из 6 регионов России. В ряде школ было разрешено с согласия родителей учащихся проводить учебные действия в домашних условиях.

ДСТ осуществлялось на протяжении всего периода проведения диагностических процедур. Учителям, школьным координаторам и родителям учащихся были предоставлены личные кабинеты (ЛК), в которых они получали доступ к подробным сведениям о действиях учащихся, ходе и результатах выполнения заданий, особенностях учебного поведения. Команда проекта с помощью волонтеров вела постоянный мониторинг. В затруднительных случаях члены команды и волонтеры давали рекомендации учителям и родителям непосредственно в ЛК, а также поддерживали диалог по электронной почте.

Активность всех участников регистрировалась в специальных электронных журналах. Так, например, школы Псковской области были представлены 327 учениками из 11 школ. Фиксация заходов в ЛК показала, что пользовались сервисом треть родителей, причем каждый из них в среднем заходил на ЦП 3 раза. Аналогичные показатели для педагогов школ Псковской области: 18 пользователей, при среднем количестве обращений свыше 25.

Опыт проекта показал, что дистанционный характер процесса педагогического сопровождения не снижает эффективности взаимодействий. В частности, участие в процессе педагогов школ из периферийных районов Псковской области, других регионов было более заинтересованным и продуктивным, чем у некоторых их коллег из Санкт-Петербурга.

Подведение итогов проходило в форме вебинаров с участием педагогов и родителей. Большинство школ, участвовавших в проведении диагностики, высказали заинтересованность в продолжении работы на ЦП с использованием различных тренинговых программ и сервисов ДСТ. Планируется, что в рамках развития проекта новые программы начнут действовать не позднее февраля 2021 г.

Проект подтвердил возможность ведения дистанционной инновационной деятельности в массовой школе и целесообразность дальнейшего масштабирования. Все количественные показатели были выполнены с превышением. Всего за время проекта образовательным сервисом на платформе “Учим учиться” воспользовались 4157 школьников из 68 школ различных регионов России, выполнявших задания различных тренинговых модулей. Их родители также получили доступ к своим личным кабинетам, где могли наблюдать за результатами своих детей. Всего в мероприятиях проекта приняли активное участие почти 4500 взрослых пользователей платформы (педагогов и родителей). В связи с пандемией большинство публичных мероприятий проходили в Сети, поэтому число их участников не поддается точной оценке, но уже после второго этапа проекта оно превысило 3000 человек.

В ходе проекта регулярно публиковалась информация о результатах работы школ и образовательных сервисов на ЦП. В частности, доклад "Сервисы цифровой платформы для начальной школы "Учим учиться" и их использование для формирующего оценивания" был представлен на IX ежегодной международной онлайн-конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (14.11.2020). Были также опубликованы доклады в сборниках трудов международных конференций и материалы в популярных изданиях, посвященные актуальным проблемам цифровых образовательных практик. Для популяризации концепции и тренинговых программ для активных образовательных практик на сайте проекта “Учим учиться” был создан специальный раздел, где регулярно публикуются статьи по тематике проекта https://learntolearn.ru/node/194 Ссылки на публикации рассылаются через группы в социальных сетях. Широкое информирование образовательного сообщества о развитии сервисов ЦП “Учим учиться” привело к появлению ряда партнерских проектов, в которых возможности платформы используются для моделирования цифровых учебных практик и измерений индивидуальных когнитивных характеристик школьников.

Наличие и характер незапланированных результатов

Содержание проекта было связано с развитием цифровой платформы для начальной школы “Учим учиться”. Помимо выполнения задач, поставленных непосредственно в проекте, были достигнуты результаты, которые не были запланированы в момент подачи заявки. Образовательные сервисы цифровой платформы “Учим учиться” привлекли внимание различных научных коллективов. В результате на платформе стали развиваться и партнерские проекты.

Методика информационного тренинга и ролевая организация совместной деятельности на цифровой платформе “Учим учиться” были положены в основу моделирования процессов управления учебными практиками в цифровой образовательной среде в проекте “Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации”, поддержанном Российским фондом фундаментальных исследований (2020-22 гг.) https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14060.

В 2020 г. организация – исполнитель гранта провела совместно со специалистами “Института возрастной физиологии РАО” online тестирование психометрических характеристик младших школьников. Для тестирования были использованы программные инструменты платформы “Учим учиться”. В апробации новой технологии участвовали порядка 40 учащихся третьих классов одной из школ Санкт-Петербурга. Анализ результатов психометрии позволил сделать вывод, что online тестирование на платформе “Учим учиться” дает результаты, сопоставимые по точности с offline тестированием. Это означает, что дистанционные сервисы платформы могут быть использованы не только для учебных действий, но и для сбора психометрической информации (а также, вероятно и для измерения других когнитивных характеристик). У специалистов системы образования появляется исходный материал для комплексной психолого-педагогической аналитики больших данных. Дальнейшие практические шаги по использованию платформы “Учим учиться” для выявления корреляций между данными психометрии и сформированностью цифровых умений намечены на 2021 год.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта, связаны с необычными условиями 2020 года, когда школы были поставлены в особые условия из-за пандемии. Особенно заметно кризисные ситуации проявились именно в начальной школе, что затрудняло взаимодействие команды проекта с фокусными группами. Педагогические коллективы и администрация школ вынуждены были постоянно работать с повышенной нагрузкой, что неизбежно влияло на их включенность в инновационную практику. Эти негативные факторы повлияли на регулярность учебных действий и в какой-то степени снизили вовлеченность учителей и родителей в процесс педагогического сопровождения.

В проекте отрабатывалась модель взаимодействия участников образовательных отношений в формах, характерных для цифровой школы. Опыт показал, что не все школы хорошо подготовлены к тому, чтобы реализовать потенциал цифровизации в организации учебного процесса. Необходимость обеспечить регулярную работу с компьютером существенно осложняла составление расписания занятий из-за ограничений на посещение учащимися компьютерных классов, введенных в 2020 г. по требованию Роспотребнадзора. В этих условиях некоторые учителя не смогли должным образом организовать индивидуальную работу детей, как того требует персонализированная модель обучения. Это приводило к тому, что в классах увеличивался разрыв между “быстрыми” и “медленными” детьми, временной ресурс цифровой практики расходовался недостаточно эффективно. Эти недоработки выявлялись экспертной системой платформы, соответствующая информация доводилась до школьной администрации, однако и координаторы в ряде случаев не реагировали на эти уведомления. На заключительном этапе проекта в педагогическое сопровождение стали более активно включаться родители школьников, однако в целом можно констатировать, что для развития цифровой образовательной среды следует уделять больше внимания педагогическому просвещению родительской общественности и выстраиванию партнерских отношений между школой и семьей.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Активные учебные практики для младших школьников, проводимые в цифровой форме, способствуют достижению учебных результатов и личностному развитию учащихся. Они необходимы для формирования общеучебных умений и подготовки к дальнейшему обучению в цифровой образовательной среде.

Инструменты цифровой платформы позволяют на практике перестраивать учебный процесс согласно персонализированной модели обучения, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Цифровые практики могут быть организованы на регулярной основе как в рамках формального обучения, так и в “удаленном” режиме.

Для эффективной реализации потенциала цифровых технологий необходимо постоянное педагогическое сопровождение со стороны взрослых участников образовательных отношений: педагогов и родителей.

Опыт проекта показал, что цифровые технологии позволяют добиваться эффективного дистанционного педагогического сопровождения в различных социальных условиях, вне зависимости от географической удаленности школы от методических центров и психолого-педагогических служб.

Информационной основой для такого сопровождения служат цифровые следы учебных действий, сохраняемые на платформе и анализируемые на фоне “больших данных”. Результаты аналитики становится доступными представителям школ и родителям, что способствует конструктивному диалогу на основе объективных данных о возможностях ребенка и особенностях его образовательного поведения.

Цифровые технологии делают учебный процесс “прозрачным” не только в педагогическом, но и в управленческом аспекте. Цифровой след также позволяет осуществлять постоянный мониторинг учебных действий и корректировать ход учебного процесса согласно модели формирующего оценивания.

Отзывы участников проекта: педагогов, родителей и самих школьников свидетельствуют о понимании значимости учебных действий, проводимых в цифровом формате, заинтересованности в новой практике метапредметного типа - при условии, что эти занятия станут регулярной практикой и будет обеспечено их педагогическое сопровождение.

Проект имеет большой потенциал развития и масштабирования при условии, что будет уделено повышенное внимание повышению квалификации учителей (в части готовности к переходу на цифровые формы учебного процесса) и педагогическому просвещению родителей младших школьников.

Потенциал цифровой платформы и разработанные программные инструменты также могут быть использованы для повышения технологичности различных оценочных процедур, проводимых центрами оценки качества образования, в том числе, для повышения готовности школьников к участию в международных исследованиях PISA.

О проекте

Заявляемый проект является продолжением и развитием проекта “Учим учиться”, реализованного Заявителем при поддержке Фонда президентских грантов в 2018-2019 учебном году (см. сайт: http://learntolearn.ru/ ). В его рамках более 1500 школьников прошли диагностические процедуры, нацеленные на выявление дефицитов функциональной грамотности, и около 1000 из них выполнили тренинговые задания по компенсации выявленных дефицитов. Широкая апробация инновационной учебной практики подтвердила индивидуальный прогресс у значительной части участников (от 40 до 80% по различным индикаторам).

В ходе проекта были собраны уникальные данные о процессе выполнения различных учебных действий, что позволило создать компьютерную модель, устанавливающую с высокой вероятностью причины возникновения индивидуальных и групповых учебных проблем, проявляющихся в начальной школе.

Для того, чтобы необходимые умения были сформированы в процессе обучения, необходимы усилия не только самого обучающегося, но и содействие окружающих его взрослых. А чтобы педагогическая поддержка была наиболее продуктивной, необходимо правильно «поставить диагноз», точно определить природу проблемы, которая, в конечном счете, влияет на результативность учебной деятельности конкретного ученика. Сегодня зачастую для такого анализа не хватает объективных данных, подтвержденных практическими исследованиями.

Цифровая платформа предоставляет более широкие возможности, на реализацию которых и направлен заявляемый проект. Использование технологии «больших данных» даст педагогам и психологам, работающим в начальной школе, основу для корректировки учебного процесса с учетом уровня общеучебных умений и личностных характеристик обучаемых. Объективные данные о каждом школьнике, прошедшем диагностику, благодаря on-line сервису станут доступными не только его учителю, но и родителям, что будет способствовать диалогу между семьей и школой. «Прозрачность» учебного процесса и его результатов для родителей стимулирует их участие в образовательных действиях. Это, в свою очередь, положительно скажется на учебе детей, их мотивации, психологической устойчивости.

На сайте проекта персональные диагностические карты и рекомендации по компенсации дефицитов для каждого обучающегося будут доступны группе, состоящей из его родителей, учителя и психолога-консультанта. Их взаимодействие будет направлено на подбор образовательной траектории, обеспечивающей комфортное для ребенка и при этом результативное обучение как в начальной школе, так и на следующих ступенях.

Пополнение “больших данных” будет продолжено в ходе тренинга весной (в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и осенью 2020 года (с привлечением школ из других регионов). После проведения апробационных процедур сервис будет доступен на всей территории России. Особую значимость проект будет иметь для образовательных организаций, работающих со сложным социальным контингентом, а также обучающих детей с ОВЗ по инклюзивным программам.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии