- Дети и подростки
- дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
- дети школьного возраста с отставанием в интеллектуальном развитии
- родители детей с органиченными возможностями здоровья
- педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими органичения по здоровью
Основные итоги проекта и его содержание
1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
3. количество человек, получивших благотворительную помощь в натуральной форме
Общая галерея - фотографии с мероприятий
12 фотографииРеализация проекта позволила достичь следующих качественных результатов:
1) Установлено партнерское взаимодействие со специализированной школой №5 г. Глазова, обучающей детей с интеллектуальными нарушениями, в реализации экспериментальной части проекта;
2) Педагогический коллектив школы №5 г. Глазова и родители обучающихся детей 1-4-х классов получили методическую подготовку для реализации элементов дистанционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями;
3) Подготовлен электронный учебно-методический комплекс дисциплин "Грамотеи", который позволяет реализовывать процесс обучения детей с ОВЗ дистанционно. Электронный УМК содержит более 110 тематических интерактивных заданий и упражнений по дисциплинам начального общего образования "Математика", "Русский язык", "Чтение", "Мир природы и человека", а также записано 34 видео-урока по тематике представленных учебных дисциплин для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. УМК "Грамотеи" прошел государственную сертификацию электронного образовательного ресурса и доступен для некоммерческого использования в любой коррекционной школе (классе) России.
4) Организован и проведен конкурс "Я - отличник", стимулирующий образовательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В финал конкурса вышло восемь учеников, которые получили ценные призы за свои учебные и творческие успехи;
5) Разработан и реализован 8 часовой семинар "Организационно-методические вопросы реализации дистанционного образования для детей с ОВЗ". При разработке содержания семинара была использована форма сетевого взаимодействия с экспертами из других городов и регионов России. В частности, в качестве спикера на анонсированный семинар приглашен победитель конкурса Учитель года 2018 из г. Хабаровска. Всего было проведено семь таких семинаров в семи муниципальных районах Удмуртской Республики.
Реализованный проект обладает имеет долгосрочный эффект.
Во-первых, в результате его реализации была запущена технология дистанционного дополнительного компенсационного образования для детей с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в ОШ № 5 города Глазова (эта школа является ведущим образовательным учреждением коррекционного типа в регионе). До эксперимента/проекта школа не имела планомерного опыта использования цифрового и дистанционного обучения для своих учеников. На 2019-2020 учебный год школа не только успешно реализует дистанционные технологии в образовании (47 учеников начальной школы регулярно занимаются с дистанционными образовательными материалами), но и становится образцом для транслирования данного опыта. Администрация образовательной организации (школы №5) приняла решение вывести технологию дистанционного образования на старшие классы.
Во-вторых, подготовленный нашим коллективом электронный УМК "Грамотеи" представляет готовый учебный материал по программе дисциплин начального общего образования для детей с легкой формой интеллектуальных нарушений, который может быть использован в некоммерческих целях в любой коррекционной школе/классе России. Единственным условием для использования данного электронного образовательного ресурса является наличие у образовательной организации собственной электронной образовательной среды с программной платформой дистанционного обучения Moodle.
В-третьих, за время реализации наших обучающих семинаров, с технологией дистанционного обучения детей с ОВЗ и конкретными примерами организации образовательного процесса при помощи дистанционных технологий познакомилось свыше 400 педагогов Республики, а также педагоги из других регионов РФ. В течение этого периода общее количество пользователей нашего портала дистанционного образования "Дистанционная школа Удмуртии" увеличилось более чем на 200 человек и составляет на сегодняшний день - 1621 пользователя.
В-четвертых, проведенный нами конкурс "Я - отличник" для детей с ОВЗ показал живую заинтересованность самих учащихся и их родителей в использовании новых образовательных технологий в обучении, а также привлек внимание к проблеме детей с особыми потребностями. Дело в том, что система школьного образования сегодня построена с ориентацией на высокие достижения преимущественно для нормальных (успевающих) детей. Дети-инвалиды, имеющие ограничения по группе здоровья или интеллектуальные нарушения, остаются на периферии школьного соревновательного движения к высоким результатам. Проведенный нами конкурс дал возможность таким детям проявить себя на "своем поле". После проведения этого конкурса мы получили много пожеланий от самих детей, их родителей и представителей школ на продолжение таких конкурсов в дальнейшем.
Считаем, что своей главной цели – способствовать распространению технологий дистанционного образования в учебной деятельности школ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - наш проект достиг.
Во время реализации проекта были получены следующие незапланированные результаты:
1) 5 - 7 августа 2019 г. наш проект был приглашен к участию в X Международном фестивале школьных учителей в Елабуге (Республика Татарстан). Ренат Камалов выступил на этом фестивале в качестве модераторо и ведущего рабочих групп по проблематике дистанционного и цифрового образования детей с ОВЗ;
2) 12 сентября 2019 г. мы были приглашены к организации и проведению III Чемпионата Удмуртской Республики "Абилимпикс" 2019 для детей с инвалидностью и ОВЗ, а также приняли участие в работе конференции "Новые методы профессионального образования, трудового воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ", проведенной Глазовским политехническим колледжем;
3) Приняли участие в конкурсе социально значимых проектов Общественной палаты РФ "Мой проект - моей стране" и вошли в лонг-лист конкурса;
4) Приняли дистанционное участие в работе II Всероссийской конференции “Опыт и роль НКО в сфере защиты и благополучия детства: объединяем усилия”. Наш проект был представлен в Треке № 5 конференции "Особое детство: дети и подростки с особенностями ментального развития/психическими нарушениями".
В результате реализации проекта были выявлены следующие недостатки:
1) По организационным причинам не удалось провести все запланированные семинары в изначально спроектированных районах. Опыт работы с районными Управлениями образования показал, что текущая рабочая нагрузка в школах (даже во время каникул) не везде позволяет провести очное выездное мероприятие с желаемым охватом участников. Поэтому нам пришлось уже по ходу проекта изменять планы, формировать новые заявки на проведение учебных семинаров по проблематике проекта, договариваться с другими муниципалитетами, которые ранее не входили в план мероприятий.
Мы можем констатировать успешную реализацию проекта.
1. Несмотря на то, что некоторые первоначально запланированные мероприятия не были реализованы (не удалось провести выездные семинары в Ярском и Юкаменсом районах Удмуртии) или сдвинулись по графику (например, выпуск буклетов), нам удалось компенсировать эти недочеты другими мероприятиями (провести семинары в Увинском и Якшур-Бодьинском районах Удмуртии). В итоге запланированный количественный показатель участников семинаров был даже превзойден.
2. Значительным событие стало приглашение нашего сотрудника Рената Камалова в качестве модератора на X Международный фестиваль школьных учителей в Елабугу. Там наш проект и опыт работы в сфере дистанционного образования, в том числе для детей с ОВЗ, был представлен широкой педагогической публике со всех регионов России.
3. Подготовленный и выставленный для свободного ознакомления электронный учебно-методический комплекс дисциплин "Грамотеи" стал уникальным образовательным продуктом, который прошел успешную апробацию на базе нашей партнерской школы (школа № 5 г. Глазова) и готов для реализации в коррекционных школах и классах по всей России. Уникальность и значимость данного продукта заключается в том, что он целиком или отдельными курсами/темами может быть использован для организации проверочных работ, закрепления пройденных тем, отработки учебных навыков. Кроме того, устанавливая этот курс в своей образовательной организации, учитель имеете возможность настраивать и дополнять его новыми темами, заданиями и упражнениями под себя.
4. Конкурс "Я - отличник", который был изначально адресован детям с ОВЗ, обучающимся на дому, также раздвинул свои рамки и был проведен для учеников с разными формами ограничений. Цель конкурса – стимулирование образовательной активности и мотивации к высоким учебным результатам - была достигнута. Более того, конкурс показал, что среди детей, имеющих различные ограничения по здоровью, мотивация к успешной образовательной и культурной деятельности даже выше, чем у здоровых детей. В итоге конкурс имел не только мотивационный эффект, но и моральный, поскольку предоставил возможность детям с особенностями в развитии почувствовать свою значимость и успешность.
5. Проект, несомненно, очень сильно повлиял на развитие нашей организации. Его реализация подарила нашей команде новые знакомства, расширила круг контаков, обогатила опытом работы с особой аудиторией детей. Проект привлек внимание общественных и образовательных организаций как в Удмуртии, так и за ее пределами. В течение года мы смогли подготовить грамотных учителей-коррекционной школы, которые могут работать в современной цифровой образовательной среде. Уже сегодня этих учителей приглашают к сотрудничеству с Открытой Русской школой. Они становятся ориентирами для профессионального роста в своих школах.
6. Проект сохраняет сою актуальность несмотря на его завершение. Разработанный нами семинар по проблематике дистанционного обучения детей с ОВЗ продолжает реализовываться для повышения квалификации учительского сообщества Республики.А конкурс "Я - отличник" при спонсорской поддержке мы планируем сделать ежегодным.
Таким образом, в рамках проекта мы смогли не только привлечь внимание к проблеме доступного и качественного образования детей с ОВЗ посредством дистанционных технологий, но также на практике продемонстрировали, что это работающий и результативный сценарий развития программы доступная образовательная среда.
Основная идея проекта заключается в развитии технологий дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, которые не имеют противопоказаний работы с компьютером. Географически проект охватывает территорию города Глазова, а также семи сельских районов Удмуртии. На этой территории проживает и обучается 1327 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждаются в специальных условиях получения образовательных услуг. При этом дети с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении (181 человек, или 14%) лишь в 4% случаев (восемь человек) пользуются технологиями дистанционного образования. Большинство «домашников» по-прежнему закреплены за определенными школами и обучаются при выезде учителя на дом. Второй группой детей с ОВЗ, которая нуждается в особом внимании, являются дети с отставанием в умственном развитии. Только в городе Глазове в специализированной школе обучается 230 таких учащихся. Для этой категории детей большое значение имеет формирование адаптивного игрового образовательного материала для домашнего и самостоятельного изучения. Мы убеждены, что современные мультимедийные и дистанционные технологии способны качественно улучшить процесс обучения детей с ОВЗ. Однако есть ряд факторов, которые препятствуют распространению этих технологий в отношении детей с ОВЗ. Вот некоторые из них: 1) многие педагоги и родители не знакомы с возможностями электронных технологий в образовании, а также не имеют правовых и методических знаний по использованию дистанционного обучения в отношении детей с ограниченными возможностями; 2) педагоги специализированных (коррекционных) школ не имеют профильного образовательного контента, адаптированного под требования соответствующего образовательного стандарта; 3) среди детей, находящихся на домашнем обучении, не все имеют технические возможности реализации дистанционного образования. В рамках настоящего проекта мы планируем реализовать комплекс мероприятий, направленных на решение этих проблем: 1) проведение практического семинара и консультаций для школ по организационно-правовым вопросам реализации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) проведение серии выездных обучающих семинаров для педагогов, работающих с особыми детьми, по теме " Методические особенности разработки дистанционного образовательного контента для детей с ОВЗ"; 3) совместно с педагогами базовой коррекционной школы подготовить электронный дистанционный учебно-методический комплекс по предметам начальной школы для детей с умственной отсталостью. Этот комплекс будет сертифицирован и доступен для некоммерческого использования в любой российской школе, работающей по программам ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями; 4) организация и проведение регионального конкурса «Я-отличник» для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, с целью стимулирования их образовательной активности.