http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Технологии дистанционного обучения для детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Второй конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
02.11.2018 – 30.11.2019
Регион
Удмуртская Республика
Номер проекта
18-2-007059
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. дети школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья,
  3. дети школьного возраста с отставанием в интеллектуальном развитии
  4. родители детей с органиченными возможностями здоровья
  5. педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими органичения по здоровью

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

1000 Запланировано
600 Результат
60% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

230 Запланировано
433 Результат
188% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, получивших благотворительную помощь в натуральной форме

10 Запланировано
8 Результат
80% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Реализация проекта позволила достичь следующих качественных результатов:

1) Установлено партнерское взаимодействие со специализированной школой №5 г. Глазова, обучающей детей с интеллектуальными нарушениями, в реализации экспериментальной части проекта;

2) Педагогический коллектив школы №5 г. Глазова и родители обучающихся детей 1-4-х классов получили методическую подготовку для реализации элементов дистанционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями;

3) Подготовлен электронный учебно-методический комплекс дисциплин "Грамотеи", который позволяет реализовывать процесс обучения детей с ОВЗ дистанционно. Электронный УМК содержит более 110 тематических интерактивных заданий и упражнений по дисциплинам начального общего образования "Математика", "Русский язык", "Чтение", "Мир природы и человека", а также записано 34 видео-урока по тематике представленных учебных дисциплин для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. УМК "Грамотеи" прошел государственную сертификацию электронного образовательного ресурса и доступен для некоммерческого использования в любой коррекционной школе (классе) России.

4) Организован и проведен конкурс "Я - отличник", стимулирующий образовательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В финал конкурса вышло восемь учеников, которые получили ценные призы за свои учебные и творческие успехи;

5) Разработан и реализован 8 часовой семинар "Организационно-методические вопросы реализации дистанционного образования для детей с ОВЗ". При разработке содержания семинара была использована форма сетевого взаимодействия с экспертами из других городов и регионов России. В частности, в качестве спикера на анонсированный семинар приглашен победитель конкурса Учитель года 2018 из г. Хабаровска. Всего было проведено семь таких семинаров в семи муниципальных районах Удмуртской Республики.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Реализованный проект обладает имеет долгосрочный эффект.

Во-первых, в результате его реализации была запущена технология дистанционного дополнительного компенсационного образования для детей с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в ОШ № 5 города Глазова (эта школа является ведущим образовательным учреждением коррекционного типа в регионе). До эксперимента/проекта школа не имела планомерного опыта использования цифрового и дистанционного обучения для своих учеников. На 2019-2020 учебный год школа не только успешно реализует дистанционные технологии в образовании (47 учеников начальной школы регулярно занимаются с дистанционными образовательными материалами), но и становится образцом для транслирования данного опыта. Администрация образовательной организации (школы №5) приняла решение вывести технологию дистанционного образования на старшие классы.

Во-вторых, подготовленный нашим коллективом электронный УМК "Грамотеи" представляет готовый учебный материал по программе дисциплин начального общего образования для детей с легкой формой интеллектуальных нарушений, который может быть использован в некоммерческих целях в любой коррекционной школе/классе России. Единственным условием для использования данного электронного образовательного ресурса является наличие у образовательной организации собственной электронной образовательной среды с программной платформой дистанционного обучения Moodle.

В-третьих, за время реализации наших обучающих семинаров, с технологией дистанционного обучения детей с ОВЗ и конкретными примерами организации образовательного процесса при помощи дистанционных технологий познакомилось свыше 400 педагогов Республики, а также педагоги из других регионов РФ. В течение этого периода общее количество пользователей нашего портала дистанционного образования "Дистанционная школа Удмуртии" увеличилось более чем на 200 человек и составляет на сегодняшний день - 1621 пользователя.

В-четвертых, проведенный нами конкурс "Я - отличник" для детей с ОВЗ показал живую заинтересованность самих учащихся и их родителей в использовании новых образовательных технологий в обучении, а также привлек внимание к проблеме детей с особыми потребностями. Дело в том, что система школьного образования сегодня построена с ориентацией на высокие достижения преимущественно для нормальных (успевающих) детей. Дети-инвалиды, имеющие ограничения по группе здоровья или интеллектуальные нарушения, остаются на периферии школьного соревновательного движения к высоким результатам. Проведенный нами конкурс дал возможность таким детям проявить себя на "своем поле". После проведения этого конкурса мы получили много пожеланий от самих детей, их родителей и представителей школ на продолжение таких конкурсов в дальнейшем.

Считаем, что своей главной цели – способствовать распространению технологий дистанционного образования в учебной деятельности школ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - наш проект достиг.

Наличие и характер незапланированных результатов

Во время реализации проекта были получены следующие незапланированные результаты:

1) 5 - 7 августа 2019 г. наш проект был приглашен к участию в X Международном фестивале школьных учителей в Елабуге (Республика Татарстан). Ренат Камалов выступил на этом фестивале в качестве модераторо и ведущего рабочих групп по проблематике дистанционного и цифрового образования детей с ОВЗ;

2) 12 сентября 2019 г. мы были приглашены к организации и проведению III Чемпионата Удмуртской Республики "Абилимпикс" 2019 для детей с инвалидностью и ОВЗ, а также приняли участие в работе конференции "Новые методы профессионального образования, трудового воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ", проведенной Глазовским политехническим колледжем;

3) Приняли участие в конкурсе социально значимых проектов Общественной палаты РФ "Мой проект - моей стране" и вошли в лонг-лист конкурса;

4) Приняли дистанционное участие в работе II Всероссийской конференции “Опыт и роль НКО в сфере защиты и благополучия детства: объединяем усилия”. Наш проект был представлен в Треке № 5 конференции "Особое детство: дети и подростки с особенностями ментального развития/психическими нарушениями".

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В результате реализации проекта были выявлены следующие недостатки:

1) По организационным причинам не удалось провести все запланированные семинары в изначально спроектированных районах. Опыт работы с районными Управлениями образования показал, что текущая рабочая нагрузка в школах (даже во время каникул) не везде позволяет провести очное выездное мероприятие с желаемым охватом участников. Поэтому нам пришлось уже по ходу проекта изменять планы, формировать новые заявки на проведение учебных семинаров по проблематике проекта, договариваться с другими муниципалитетами, которые ранее не входили в план мероприятий.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Мы можем констатировать успешную реализацию проекта.

1. Несмотря на то, что некоторые первоначально запланированные мероприятия не были реализованы (не удалось провести выездные семинары в Ярском и Юкаменсом районах Удмуртии) или сдвинулись по графику (например, выпуск буклетов), нам удалось компенсировать эти недочеты другими мероприятиями (провести семинары в Увинском и Якшур-Бодьинском районах Удмуртии). В итоге запланированный количественный показатель участников семинаров был даже превзойден.

2. Значительным событие стало приглашение нашего сотрудника Рената Камалова в качестве модератора на X Международный фестиваль школьных учителей в Елабугу. Там наш проект и опыт работы в сфере дистанционного образования, в том числе для детей с ОВЗ, был представлен широкой педагогической публике со всех регионов России.

3. Подготовленный и выставленный для свободного ознакомления электронный учебно-методический комплекс дисциплин "Грамотеи" стал уникальным образовательным продуктом, который прошел успешную апробацию на базе нашей партнерской школы (школа № 5 г. Глазова) и готов для реализации в коррекционных школах и классах по всей России. Уникальность и значимость данного продукта заключается в том, что он целиком или отдельными курсами/темами может быть использован для организации проверочных работ, закрепления пройденных тем, отработки учебных навыков. Кроме того, устанавливая этот курс в своей образовательной организации, учитель имеете возможность настраивать и дополнять его новыми темами, заданиями и упражнениями под себя.

4. Конкурс "Я - отличник", который был изначально адресован детям с ОВЗ, обучающимся на дому, также раздвинул свои рамки и был проведен для учеников с разными формами ограничений. Цель конкурса – стимулирование образовательной активности и мотивации к высоким учебным результатам - была достигнута. Более того, конкурс показал, что среди детей, имеющих различные ограничения по здоровью, мотивация к успешной образовательной и культурной деятельности даже выше, чем у здоровых детей. В итоге конкурс имел не только мотивационный эффект, но и моральный, поскольку предоставил возможность детям с особенностями в развитии почувствовать свою значимость и успешность.

5. Проект, несомненно, очень сильно повлиял на развитие нашей организации. Его реализация подарила нашей команде новые знакомства, расширила круг контаков, обогатила опытом работы с особой аудиторией детей. Проект привлек внимание общественных и образовательных организаций как в Удмуртии, так и за ее пределами. В течение года мы смогли подготовить грамотных учителей-коррекционной школы, которые могут работать в современной цифровой образовательной среде. Уже сегодня этих учителей приглашают к сотрудничеству с Открытой Русской школой. Они становятся ориентирами для профессионального роста в своих школах.

6. Проект сохраняет сою актуальность несмотря на его завершение. Разработанный нами семинар по проблематике дистанционного обучения детей с ОВЗ продолжает реализовываться для повышения квалификации учительского сообщества Республики.А конкурс "Я - отличник" при спонсорской поддержке мы планируем сделать ежегодным.

Таким образом, в рамках проекта мы смогли не только привлечь внимание к проблеме доступного и качественного образования детей с ОВЗ посредством дистанционных технологий, но также на практике продемонстрировали, что это работающий и результативный сценарий развития программы доступная образовательная среда.

О проекте

Основная идея проекта заключается в развитии технологий дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, которые не имеют противопоказаний работы с компьютером. Географически проект охватывает территорию города Глазова, а также семи сельских районов Удмуртии. На этой территории проживает и обучается 1327 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждаются в специальных условиях получения образовательных услуг. При этом дети с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении (181 человек, или 14%) лишь в 4% случаев (восемь человек) пользуются технологиями дистанционного образования. Большинство «домашников» по-прежнему закреплены за определенными школами и обучаются при выезде учителя на дом. Второй группой детей с ОВЗ, которая нуждается в особом внимании, являются дети с отставанием в умственном развитии. Только в городе Глазове в специализированной школе обучается 230 таких учащихся. Для этой категории детей большое значение имеет формирование адаптивного игрового образовательного материала для домашнего и самостоятельного изучения. Мы убеждены, что современные мультимедийные и дистанционные технологии способны качественно улучшить процесс обучения детей с ОВЗ. Однако есть ряд факторов, которые препятствуют распространению этих технологий в отношении детей с ОВЗ. Вот некоторые из них: 1) многие педагоги и родители не знакомы с возможностями электронных технологий в образовании, а также не имеют правовых и методических знаний по использованию дистанционного обучения в отношении детей с ограниченными возможностями; 2) педагоги специализированных (коррекционных) школ не имеют профильного образовательного контента, адаптированного под требования соответствующего образовательного стандарта; 3) среди детей, находящихся на домашнем обучении, не все имеют технические возможности реализации дистанционного образования. В рамках настоящего проекта мы планируем реализовать комплекс мероприятий, направленных на решение этих проблем: 1) проведение практического семинара и консультаций для школ по организационно-правовым вопросам реализации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) проведение серии выездных обучающих семинаров для педагогов, работающих с особыми детьми, по теме " Методические особенности разработки дистанционного образовательного контента для детей с ОВЗ"; 3) совместно с педагогами базовой коррекционной школы подготовить электронный дистанционный учебно-методический комплекс по предметам начальной школы для детей с умственной отсталостью. Этот комплекс будет сертифицирован и доступен для некоммерческого использования в любой российской школе, работающей по программам ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями; 4) организация и проведение регионального конкурса «Я-отличник» для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, с целью стимулирования их образовательной активности.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии