http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Звездочки надежды
Второй конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Амурская область
Номер проекта
19-2-001634
Целевые группы:
  1. дети с нарушенным слухом: ранний возраст (1-3 лет); дошкольный возраст (3-6 лет); младший школьный возраст (7-10 лет)

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество участников, включенных в проектную деятельность и обеспечивающих реализацию мероприятий проекта

3 Запланировано
3 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество государственных учреждений, принявших участие в реализации проекта (соисполнитель)

1 Запланировано
1 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество детей с нарушенным слухом принявших участие в мероприятиях проекта

65 Запланировано
65 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество программ психолого-педагогической реабилитации по методики монтессори для детей с нарушенным слухом раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

3 Запланировано
3 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество специалистов прошедших обучение по методике монтессори

1 Запланировано
1 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

С 13 по 24 января 2020 года педагог-психолог прошел обучение на курсах повышения квалификации в "Международном институте Монтессори-педагогики" по адресу: г.Москва, ул.1-ая Пугачевская 25 кв. 1, стр. 1, оф. 303. По окончанию курса повышения квалификации педагог-психолог получил представление о философии М. Монтессори, возрастной периодизации, особенностях организации предметно-пространственной развивающей среды. Приобрел знания о роли развивающей среды, основных принципах системы М. Монтессори, механизмах психического развития ребенка.

АООО "Звездочки надежды" заключил договор с ГБУЗ АО "Центр реабилитации "Надежда". Центр произвел косметический ремонт и оборудовал помещение для проведения психолого-педагогической реабилитации детей с нарушенным слухом по методике Монтессори. Педагогом-психологом было разработано не менее трех программ психолого-педагогической реабилитации по методике Монтессори для детей с нарушенным слухом раннего (от 1 до 3 лет), дошкольного (с 3 до 6 лет) и младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет).

Педагог-психолог по направлению специалистов Центра реабилитации "Надежда" провел диагностическое обследование и выявил не менее чем у 65 детей с нарушенным слухом уровень интеллектуального развития и коммуникативных навыков, из них: 10 - раннего, 40 - дошкольного, 15 - младшего школьного возраста. С 01 апреля по 31 декабря 2020 года психолого-педагогическую реабилитацию по методике Монтессори прошли не менее 65 детей с нарушенным слухом в онлайн формате в связи с эпидемиологической обстановкой и в форме очных занятий. Из них 10 - раннего, 40 - дошкольного и 15 младшего школьного возраста. В результате у 85 % детей улучшилось восприятие, внимание, память, мышление и речевая динамика, повысились коммуникативные навыки каждого ребенка в среде здоровых сверстников. Дети отличаются большей самостоятельностью, стремлением к познавательной активности и положительной мотивацией к общению с окружающими, у них лучше развита эмоционально-волевая сфера.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

На сегодняшний день в Амурской области становится все больше глухих и слабослышащих людей. За последние десять лет, по информации амурского отделения Всероссийского общества глухих, их количество выросло примерно на треть. Особенно остро стоит проблема нарушения слуха у детей, так как данное заболевание приводит к возникновению вторичных нарушений, таких как задержка речевого, интеллектуального и психомоторного развития. Всё это затрудняет восприятие мира ребенка и общение со сверстниками, изолирует его от окружающих. В Амурской области в настоящее время для детей инвалидов существует 7 бюджетных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, находящихся в городе Благовещенске, Свободном, Новобурейском, Белогорске и Ивановке. Из них только в ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда» и ГАОУ АО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 8» (г. Благовещенск) оказывают бесплатную и систематическую психолого-педагогическую помощь детям с нарушенным слухом. На территории Амурской области (г. Благовещенск) работает еще Детский Монтессори-Центр "Колибри", но занятия проводятся на коммерческой основе. Успешная реализация проекта «Звездочки надежды» при сотрудничестве с ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда» и софинансировании в результате победы в Президентском гранте, позволила создать условия для бесплатной и систематической психолого-педагогической реабилитации не менее 65 детей с нарушенным слухом по методике Монтессори (10 - раннего, 40 - дошкольного и 15 - младшего школьного возраста). Центр предоставил на безвозмездной основе, в качестве софинансирования, помещение для проведения психолого-педагогической реабилитации по методике Монтессори и специалистов: педагога-психолога и бухгалтера. Оборудовал кабинет и обучил педагога-психолога методике Монтессори за счет средств Президенского гранта. Педагог-психолог по направлению специалистов Центра реабилитации "Надежда" провел диагностическое обследование не менее 65 детей с нарушенным слухом по определению уровня интеллектуального развития и коммуникативных навыков. Психолого-педагогическую реабилитацию по методике Монтессори прошли не менее 65 детей с нарушенным слухом, из них: 10 - раннего, 40 - дошкольного и 15 младшего школьного возраста. Индивидуальные занятия проводились бесплатно и систематически в онлайн формате (в связи с эпидемиологической обстановкой ) и очной форме по разработанным педагогом-психологом программам, направленных на развитие высших психических функций, повышение речевой активности, стимуляцию познавательной деятельности и формирование положительной мотивации к взаимодействию с детьми. У 85 % детей улучшилось восприятие, внимание, память, мышление и речевая динамика, повысились коммуникативные навыки каждого ребенка в среде здоровых сверстников. Так, с сентября 2020 учебного года уже пятеро детей с нарушенным слухом начали посещать массовые детские сады, один ребенок поступил в общеобразовательную школу. Дети отличаются большей самостоятельностью, стремлением к познавательной активности и положительной мотивацией к общению с окружающими, у них лучше развита эмоционально-волевая сфера.

Наличие и характер незапланированных результатов
Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

1. Программы психолого-педагогической реабилитации по методике Монтессори для детей с нарушенным слухом раннего (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 6 лет) и младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), разработанные педагогом-психологом, направленные на развитие высших психических функций, повышение речевой активности, стимуляцию познавательной деятельности и формирование положительной мотивации к взаимодействию с детьми построены на основе общих закономерностей развития личности детей с нарушенным слухом раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии. Но у детей со сложной структурой дефекта, имеющих грубые недостатки в сенсорном развитии, отмечается более низкий уровень двигательного, речевого, познавательного и социального развития. Примерно 15 % детей имеют слабоположительную динамику в развитии. Такие дети имеют тяжелую степень потери слуха, нарушение интеллекта, снижение памяти, внимания, затруднение коммуникации.

2. В условиях эпидемиологической ситуации занятия с детьми проводились в онлайн-формате, что сказывается на качестве формирования практических навыков и делает обучение менее эффективным. Методика Марии Монтессори предполагает прямое взаимодействие ребенка с обучающими материалами, что невозможно выполнить дистанционно.

Общие выводы по результатам реализации проекта

По результатам наблюдения, а также итогового диагностического обследования уровня интеллектуального развития и коммуникативных навыков у не менее 65 детей с нарушенным слухом, из них: 10 - раннего, 40 - дошкольного, 15 - младшего школьного возраста, мы пришли к следующим выводам: в результате проведения психолого-педагогической реабилитации по методике Монтессори, направленной на развитие высших психических функций, повышение речевой активности, стимуляцию познавательной деятельности и формирование положительной мотивации к взаимодействию с детьми, у 85 % детей улучшилось восприятие, внимание, память, мышление и речевая динамика. Так, с сентября 2020 учебного года, уже пятеро детей с нарушенным слухом начали посещать массовые детские сады, один ребенок поступил в общеобразовательную школу. Дети отличаются большей самостоятельностью, стремлением к познавательной активности и положительной мотивацией к общению с окружающими, у них лучше развита эмоционально-волевая сфера. Анализ работы по проекту "Звездочки надежды", поддержанный Фондом Президентских грантов также показал, что возможна успешная работа с детьми с нарушенным слухом по методике Монтессори в условиях ГБУЗ АО Центра «Надежда» не только в индивидуальной, но и в групповой форме. Имея выраженные особенности развития познавательной деятельности и речевые затруднения ребенок с нарушенным слухом не всегда может включиться в игру сверстников, не имеющих нарушения слуха. Важным условием развития связной речи и коммуникативных навыков является предоставление детям с нарушенным слухом возможности свободного общения с другими детьми: развитие связной речи требует не только восприятия правильной речи взрослых, но и самостоятельного вербального выражения при общении. На групповых занятиях дети с нарушенным слухом могут научится внимательно слушать другого ребенка, вступать в диалог ( задавать вопросы и отвечать на них), рассказать о чем либо значимом для себя, обсуждать свою деятельность. Работа с детьми с нарушенным слухом по методике Монтессори в групповой форме не требует дополнительных финансовых затрат при организации занятий, так как в Центре «Надежда» уже создана развивающая предметно-пространственная среда по методике Монтессори за счет средств Президентского гранта, которая позволяет проводить систематические и бесплатные занятия и способствует решению задач речевого, личностного и познавательного развития каждого ребенка. На этапе формирования группы детей с нарушенным слухом для занятий по методике Монтессори необходимо учитывать возраст ребенка и примерно одинаковый уровень речевого развития. В этот же период происходит процесс эмоционального принятия детьми друг друга, что является очень важным фактором формирования отношений между ними. Наиболее эффективным является включение небольшого количества детей с нарушенным слухом (не более 4-х человек в группе). Главным целевым компонентом в работе является опыт социальных отношений, формирование социальных умений, развитие коммуникативных навыков. Проект "Звездочки надежды", поддержанный Фондом президентских грантов позволил создать условия для оказания психолого-педагогической помощи и поддержки детям, имеющим нарушение слуха как из полных, так и неполных семей не только с города Благовещенска, но и со всей Амурской области, а также оказывать консультативную помощь их родителям или законным представителям.

О проекте

В настоящее время большое значение приобретает проблема нарушения слуха. В России по данным ВОЗ число людей, страдающих таким заболеванием, около 13-20 млн. Среди них более 1 млн. детей и подростков. К 2020 году число людей, страдающих нарушением слуха, увеличится на 30%. Эти показатели свидетельствуют о социально-психологической значимости, а также указывают на возрастание числа инвалидов (https://pandia.ru/text/78/040/1032.php). Особенно остро стоит проблема нарушения слуха у детей, так как данное заболевание приводит к возникновению вторичных нарушений, таких как задержка речевого, интеллектуального и психомоторного развития. Всё это затрудняет восприятие мира ребенка и общение со сверстниками, изолирует его от окружающих.

Наша организация «Звездочки надежды» состоит из родителей, имеющих детей с нарушенным слухом. Мы тесно сотрудничаем с ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда». Целью совместной деятельности является оказание бесплатной и систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушенным слухом.

Учитывая результаты исследований (Баряева Л. Б., Богуславского М. В., Брыжинской Г. В., Назаровой Н. М., Сороковой М. Г., Сумнительного К. Е., Тарасенко Н. Г., Фаусека Ю. И., Хельбрюгге Т.,. Хилтунена Е. А и др.), можно сказать, что методика Монтессори является эффективной в работе с детьми инвалидами, в том числе с нарушенным слухом. При применении данной методики дети отличаются большей уравновешенностью, инициативностью, самостоятельностью. У них возрастает стремление к познавательной активности и формируется положительная мотивация к общению с окружающими (https://infourok.ru/otechestvenniy-opit-doshkolnogo-obrazovaniya-idei-m-m-montessori-v-rossii-2123075.html, https://vuzlit.ru/448010/materialy_montessori, https://open-lesson.net/3728/).

В ГБУЗ АО «Центр реабилитации «Надежда» методика Монтессори не применяется, в связи с отсутствием дорогостоящего оборудования и обученного специалиста. Центр готов предоставить на безвозмездной основе, в качестве софинансирования, помещение для проведения психолого-педагогической реабилитации по методике Монтессори и специалистов: педагога-психолога и бухгалтера. Планируется также оборудовать кабинет и обучить педагога-психолога методике Монтессори. Индивидуальные занятия будут проводиться бесплатно и систематически 2 раза в неделю в течение 9 месяцев для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста по разработанным педагогом-психологом для них программам, направленных на развитие высших психических функций, повышение речевой динамики, стимуляцию познавательной активности и формирование положительной мотивации к взаимодействию с детьми. Планируемый охват детей с нарушенным слухом - 65 человек, из них 10 - раннего, 40 - дошкольного, 15 - младшего школьного возраста. В результате у детей улучшится восприятие, внимание, память, мышление и речевая динамика, повысятся коммуникативные навыки каждого ребенка в среде здоровых сверстников.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии