- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- педагоги учреждений для детей в трудной жизненной ситуации
Основные итоги проекта и его содержание
1. количество разработанных занятий
2. количество учреждений, работающие по программе
3. количество педагогов, принявших участие в мероприятиях проекта
4. количество обучающихся подростков в трудной жизненной ситуации
5. процент педагогов, повысивших уровень психолого-педагогических компетенций по работе с социальными рисками, по итогам участия в семинаре-практикуме (по результатам анкетирования)
6. процент педагогов - участников проекта, положительно оценивающих качество программы (по результатам проведенного итогового опроса)
7. процент обучающихся, по итогам прохождения программы повысивших уровень социально-психологической адаптации (по результатам итоговой диагностики)
8. процент подростков - участников программы проекта, оценивающих программу как интересную и полезную (по результатам проведенного итогового опроса)
9. количество проведенных занятий
Общая галерея - фотографии с мероприятий
6 фотографииВ результате реализации программы у подростков произошли изменения, способствующие снижению социальных рисков (возникновение опасных трендов, социальная нетерпимость и буллинг): улучшилось понимание последствий своих поступков, произошло развитие коммуникативных навыков, толерантности, осознанности и рефлексии. Также по результатам диагностики у подростков произошло снижение намерения к рискованному поведению в будущем
У педагогов, включенных в занятия программы, повысились психолого-педагогические компетенции, позволяющие установить демократический стиль общения и выстроить с подростками уважительные и доверительные отношения.
Помимо этого, отмечается улучшение отношений внутри целых детских коллективов учреждений, в которых реализуется программа: легче проходит адаптация вновь прибывших подростков, уменьшаются проявления буллинга, что свидетельствует о гармонизации психологического климата учреждения в целом.
Результаты данной программы можно считать устойчивыми, т.к. у подростков, посещавших занятия, появились темы для обсуждения как с педагогами, так и со сверстниками. Полученные знания и опыт они смогут использовать в дальнейшей жизни. В то же время, педагоги получили опыт разговора на сложные темы в игровой форме, который они смогут применить в разных подростковых группах.
Эффективность метода была оценена при помощи анкетирования подростков и педагогов, а также при помощи использования диагностического опросника “Рискованное поведение подростков”. Согласно опросу, у 180 подростков из 201 (90%) произошли изменения, способствующие снижению социальных рисков. Анализ данных диагностического исследования, в котором приняло участие 111 подростков показал, что среди респондентов на 12% повысился уровень подростков, имеющих слабое намерение рисковать в будущем.
Результаты проведенных среди педагогов фокус-групп подтверждают полученные результаты.
98% педагогов считают программу полезной или очень полезной.
Результаты программы и подготовленные методические материалы могут быть распространены среди педагогов и администрации социальных и образовательных учреждений, а также среди НКО, работающих с подростками в трудной жизненной ситуации по всей России.
В первом полугодии наш тренинг посетило 159 педагогов. К сожалению, многие педагоги не приняли участие в итоговом занятии и в фокус-группе, но все они смогли познакомиться с предложенным игровым методом, а также подробнее узнать о реализуемой программе. 88,5% педагогов оценили интерактивный формат как эффективный для работы с подростками (оценки от 50% и выше).
Также, с нами связались коллеги из пермского фонда “ПравДА вместе”, которые работают с подростками, находящимися в конфликте с законом. Они приезжали на оба наших тренинга по программе, мы поделились с ними материалами всех занятий.
В ходе реализации программы мы презентовали промежуточные результаты на II Всероссийской конференции «Опыт и роль НКО в сфере защиты и благополучия детства: объединяем усилия», на сессии “профилактика насилия в подростковой среде”.
Программа была реализована с перерывом в занятиях на летний период, что сказалось на составе участников программы - после летнего перерыва состав групп значительно изменился. К сожалению, перерыв был необходим в связи с летними каникулами у ребят и обусловлен датами реализации программы. В дальнейшем мы рекомендуем проводить программу без перерыва. Также мы были вынуждены прервать и несколько раз переносить апробацию игр программы в связи с длительными карантинами в учреждении, где была запланирована апробация (СРЦ “Алтуфьево”, г. Москва).
Также мы столкнулись с тем, что педагоги с трудом вовлекаются в обсуждение результатов программы. Это обусловлено тем, что они не мотивированы к участию в дополнительной активности, а также не включены в полноценные партнерские отношения с НКО. Необходимо вести дополнительную работу по созданию равноправных партнерских отношений между педагогами и сотрудниками НКО.
Мы считаем, что цели программы успешно достигнуты. В этом нам помог богатый опыт разработки и проведения образовательных игр с рефлексивным компонентом. Мы смогли на понятном подросткам языке затронуть актуальные темы опасных увлечений, буллинга, социальной нетерпимости. Надо заметить, что у многих подростков, занимающихся по программе, был опыт нахождения в рискованных ситуациях. Этот фактор способствовал тому, что они могли говорить о своем непосредственном опыте и осознавать последствия своих выборов.
Одним из факторов успешной реализации мы считаем также то, что многие педагоги нашли возможность и время принять участие в программе, и дать обратную связь по результатам.
Реализация этого проекта помогла нам оценить реальный уровень заинтересованности педагогов в деятельности НКО и выявить их запросы на проблемные темы, о которых педагоги хотят узнать подробнее.
В итоге мы смогли подготовить методические материалы по профилактике социальных рисков, которые могут распространяться как в электронном, так и в печатном виде.
Мы улучшили механизмы сбора обратной связи, включив такой новый для себя инструмент, как фокус-группа, и опросив подростков и педагогов.
Мы считаем, что в результате реализации мы создали продукт, который может быть распространен по всей территории Российской Федерации, в связи с тем, что тема профилактики социальных рисков среди подростков является актуальной темой в современном мире.
Программа направлена на профилактику социальных рисков и ресоциализацию подростков в возрасте от 13 до 17 лет с проявлениями социально-психологической дезадаптации, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством инновационных интерактивных образовательных методов.
В ходе проекта будет охвачено 20 детских учреждений в 6 регионах РФ, участниками станут не менее 200 подростков и 60 педагогов.
В Москве и Санкт-Петербурге программа будет реализована силами ФСР “Полдень”, в остальных - с помощью НКО-партнеров. Качество программы будет поддержано очными тренингами для кураторов из регионов.
В каждом детском учреждении будут проведены разработанные в рамках проекта:
- Интерактивный семинар-практикум для педагогов детских учреждений, направленный на повышение психолого-педагогические компетенций и навыков профилактики социальных рисков.
- 2 игры на тему “Опасные тренды”, направленные на снижение уровня проявления рискованного поведения у младших и старших подростков
- 2 игры на тему “Социальная нетерпимость”, направленные на повышение уровня внутригрупповой сплоченности и формирования конструктивных социальных отношений.
- 2 игры на тему “Травля”, направленные на профилактику буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте.
- Завершающее общее занятие для педагогов и учащихся детских учреждений, направленное на интеграцию полученного опыта в повседневную жизнь образовательной системы.
По итогам программы будет проведена диагностика подростков, участников программы, собрана и обработана обратная связь от педагогов учреждений, работающих по программе. В результате:
- Педагоги повысят психолого-педагогические компетенции, способствующие системной профилактике социальных рисков среди подростков, находящихся в ТЖС.
- Подростки повысят уровень осознанности мотивов своей социальной деятельности и уверенность в себе, разовьют социальный и эмоциональный интеллект, коммуникативные способности.
- Будет сформирована благополучная, ценностно устойчивая образовательная среда, способствующая гармоничному развитию всех субъектов образовательно-воспитательного процесса и общества в целом. Она получит свое развитие, благодаря распространению полученного в ходе программы опыта.
Комплект методических материалов по программе будет издан и передан в детские учреждения, участвовавшие в программе, НКО-партнерам и будет выложен для бесплатного скачивания на сайте thenoon.ru.
Основной метод реализации программы - это сюжетно-ролевые игры, которые на текущий день используются “Полднем” в своих образовательных программах в более чем 80 детских учреждениях в 23 регионах России.
Новизна игрового формата повышает готовность ребят к образовательным мероприятиям, стимулирует их творческие способности. При этом игры как современные интерактивные образовательные технологии являются гибким форматом работы с детьми, так как несут в себе образовательные, развивающие идеи, способствующие усвоению норм, правил и формированию необходимых в будущем компетенций.