http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Кругозорро
Второй конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.11.2018 – 30.11.2019
Регион
Республика Карелия
Номер проекта
18-2-002393
Целевые группы:
  1. старшеклассники в возрасте 14-18 лет
  2. педагоги образовательных учреждений
  3. специалисты и добровольцы детских и молодежных НКО

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество разработанных и проведенных трёхмесячных курсов для старшеклассников

30 Запланировано
38 Результат
127% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество разработанных учебных программ

1 Запланировано
1 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество старшеклассников, прошедших обучение по программе "кругозорро"

600 Запланировано
689 Результат
115% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество учебных групп, прошедших обучение на трёхмесячных курсах

80 Запланировано
92 Результат
115% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество со нко, принявших участие в разработке и организации трёхмесячных курсов

6 Запланировано
6 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество публикаций о программе "кругозорро" в сми и интернет-ресурсах

5 Запланировано
18 Результат
360% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

В ходе реализации проекта была разработана и успешно апробирована программа "Кругозорро". Было проведено 3 потока трёхмесячных курсов для старшеклассников в периоды: январь-март 2019 г., апрель- июнь 2019 г., сентябрь - ноябрь 2019 г. К разработке и проведению курсов программы "Кругозорро" было привлечено 6 СО НКО. В рамках проекта было разработано 42 учебные программы трёхмесячных курсов по 3 направлениям: "Личностное развитие", "Добровольчество" и "Знакомство с профессией". Из 42 разработанных курсов 38 курсов были проведены.

За время реализации проекта было сформировано 92 учебные группы, в которые было зачислено 689 старшеклассников города Петрозаводска. Участники проекта на практике попробовали себя в новых профессиях, занятиях, приобрели новые компетенции, имеющие большое значение для успешного жизненного старта. 196 старшеклассников приняли участие в выездных тренингах личностного роста в загородном визит-центре "Маткачи". В рамках работы курсов 169 старшеклассников посетили спортивные, культурные или научные центры города Петрозаводска.

Эффективность предложенных подходов была подтверждена мониторинговыми исследованиями, в рамках которых старшеклассники оценили влияние программы "Кругозорро" на свой личностный рост и самоопределение. Более 80% старшеклассников отметили, что влияние курсов «Кругозорро» на формирование и развитие у них важнейших компетенций оказалось положительным.

Программы "Кругозорро"прошла успешную апробацию. Ведется работа по её дальнейшему внедрению на постоянной основе в Детско-юношеском центре города Петрозаводска, что позволит качественно улучшить работу по вовлечению старшеклассников в жизнь общества, личностному развитию и профессиональной ориентации.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Проект "Кругозорро" имеет большой потенциал для дальнейшего развития.

В рамках проекта удалось разработать большее количество курсов, чем было запланировано. Форма работы оказалась удобной и привлекательной для специалистов, работающих со старшеклассниками. Формат 3-х месячных курсов оказался также понятным и приемлемым для специалистов, не имеющих постоянных групп в системе внешкольной работы, что оправдало ожидания и сделало возможным привлечь к работе сторонних специалистов. В работу проекта удалось привлечь большое количество молодежных общественных организаций, которые внесли свои наработки в организацию и проведение общих мероприятий программы.

Высокую востребованность получила возможность организовать посещение старшеклассниками спортивных, научных и культурных центров в рамках работы курсов. Эта возможность сильно повлияла на привлекательный облик программы и отдельно взятых руководителей, которые активно пользовались этой возможностью. Также на привлекательность и повышение эффективности программы существенно влияли выездные тренинги личностного роста, проводимые на базе загородного визит-центра "Маткачи". Среди старшеклассников, принимавших участие в выездных тренингах, увеличивался процент тех, кто в дальнейшем проходил не один, а несколько курсов программы "Кругозорро".

Благодаря заложенной в бюджет проекта возможности приобретения расходных материалов для проведения курсов программы "Кругозорро", занятия, проводимые в рамках проекта, стали носить более практико-ориентированный и профессиональный характер. Закупка специализированных материалов расширила возможности руководителей курсов в организуемых видах деятельности и позволило продемонстрировать более привлекательные результаты обучения. Такая возможность была наиболее востребована в курсах "Кулинарная студия", "Графический дизайн на компьютере", "Фотошоп: постобработка фотографий", "Основы иллюстрации", "Лаборатория моды", "Фотография для начинающих".

Проект "Кругозорро" завоевал позитивную репутацию в школах города и пользуется поддержкой среди многих заместителей директоров школ по воспитательной работе. Для них фестивали и квесты программы являются ресурсом воспитательной работы.

Много положительных отзывов поступает от родителей старшеклассников. Они отмечают высокий профессионализм руководителей курсов, хорошую возможность получить консультацию по профессиональному самоопределению детей, а также положительные эмоции, которые их дети получают на занятиях и мероприятиях проекта.

Наличие и характер незапланированных результатов

Получение старшеклассниками карточек с индивидуальными номерами для записи на учебные курсы произвело кратковременный информационный эффект. Карточка не стала инструментом, который может поддерживать долговременный интерес к возможности выбирать курсы программы. Многие старшеклассники быстро потеряли свои индивидуальные номера и при регистрации на курсы пользовались "виртуальным индивидуальным номером", который выдавался им через группу программы. По итогам набора 3-го потока программы "Кругозорро" было принято решение о разработке мобильного приложения "Кругозорро". Такое мобильное приложение даст новый импульс в развитии системы дополнительного образования и позволит эффективнее вести информационную работу. Мобильное приложение уже разработано за счет собственных средств и в настоящее время проходит апробацию. Мобильное приложение "Кругозорро" позволит старшеклассникам Петрозаводска проще регистрироваться на курсы "Кругозорро", отслеживать наиболее важную информацию и получать ответы на возникающие вопросы.

Благодаря работе некоторых курсов, руководители привлекли старшеклассников во внешкольные группы, работающие на постоянной основе. После окончания курсов некоторые старшеклассники продолжили сотрудничество с руководителями в качестве членов молодежных общественных организаций. Таким образом, программа может являться стартовой площадкой для знакомства старшеклассников с НКО, работающими в сфере молодежной политики города.

Высокую популярность получили "Летние интенсивные курсы" программы "Кругозорро". Интенсивные формы работы и перемешивание составов групп, работа с разными руководителями и посещение общих лекций сформировало большую группу старшеклассников, которая подала заявки на следующий поток курсов в сентябре-ноябре 2019 г.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Высокая ориентация родителей, администраций учебных заведений и старшеклассников на подготовку к сдаче выпускных экзаменов создает серьезные трудности при наборе в группы программы на апрель- июнь. Наибольшее количество участников заявляют о том, что период сентябрь-ноябрь наиболее удобен для них, в том числе с психологической точки зрения.

Школы не могут являться оперативными и эффективными информационными партнерами. Информация о начале нового набора, новых курсах, фестивалях и квестах, размещение плакатов и передача карточек участников и брошюр старшеклассникам сильно задерживаются. В школах, в которых налажены личные контакты с педагогами, информация передается гораздо эффективнее и имеет адресный характер.

Наблюдалось большое влияние личности ведущего курса на выбор старшеклассников. Ориентация старшеклассников на освоение нового курса сильно возрастает, если курс ведет уже знакомый им преподаватель. Акцент на освоение курсов, отвечающих интересам и потребностям старшеклассников, смещается и не доминирует. Для долговременного привлечения старшеклассников в программу удачным является апробированный в рамках проекта путь разработки программ 2-го и 3-го уровня сложностей или введение новых курсов по смежным темам у одного педагога.

Среди наиболее серьезных недостатков выявлено неумение руководителей курсов публично представлять результаты деятельности группы в процессе обучения. Высока ориентация на конечный результат и презентацию итогового результата. Наблюдается недостаточный уровень освещение занятий в группе программы силами самих преподавателей.

Необходимо разработать и внедрить эффективный механизм знакомства групп между собой во время работы. Этот шаг позволит удерживать старшеклассников в программе на несколько потоков. Совместные выезды показали, что общение между участниками разных курсов мотивирует старшеклассников пройти новую программу.

Велика разница между способностями учеников 8 и 11 классов, что необходимо учитывать при разработке курсов.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Проект "Кругозорро" реализован успешно.

Разработанная система 3-х месячных курсов оказалась удобной формой обучения для старшеклассников города. Обучение в группах программы не занимает много времени и позволяет старшеклассникам не снижать учебные показатели в школе, не заставляет бросать кружки и секции дополнительного образования, в которых они уже задействованы.

Широкий спектр курсов отражает потребности старшеклассников и позволяет найти целевую аудиторию для самых разных видов деятельности. Краткосрочный период обучения позволяет хорошо сохранять контингент и удерживать набранных старшеклассников с меньшими затратами.

Модульный принцип построения программы позволяет ей быть динамично развивающейся. Специалисты, активно задействованные в работе программы, получают возможность широкой реализации собственных увлечений и набора мотивированного контингента детей. Возможность разрабатывать и внедрять новые курсы более высокого уровня сложности или курсы по смежным направлениям повышают мотивацию к развитию личности руководителей курсов и мотивацию старшеклассников повышать свой уровень в выбранной сфере деятельности.

Высокие результаты дала возможность привлекать к разработке программ и ведению курсов сторонних специалистов. Эта возможность сильно расширила спектр предлагаемых курсов. Привлеченные специалисты позволили повысить качество общих мероприятий программы, передавая свои наработки в сфере работы с молодежью.

Перспективной оказалась идея разработки курсов по трем основным направлениям: "Личностный рост", "Знакомство с профессией" и "Добровольчество". Каждое из этих направлений получило позитивные отзывы от участников курсов и их родителей. Среди старшеклассников города существует высокая потребность в личностном развитии и возможности попробовать собственные силы в различных видах деятельности. Многие старшеклассники, оказываясь перед задачей первичного профессионального самоопределения, получили хорошую возможность познакомиться с профессиональной деятельностью в тех сферах, которые они хотели выбрать. Родители старшеклассников, участвующих в курсах программы "Кругозорро", часто отмечают как одно из самых больших достоинств проекта общение с руководителями курсов, имеющих профессиональный опыт работы и их консультации по выбираемой профессии.

О проекте

Проект направлен на апробацию и создание новой системы личностного развития, самореализации и профессиональной ориентации старшеклассников в городе Петрозаводске.

Совместными усилиями ведущих детских и молодежных организаций Карелии и ресурсного учреждения - Детско-юношеского центра города Петрозаводска будет внедрена новая программа "Кругозорро", предлагающая старшеклассникам широкий выбор трёхмесячных курсов, в ходе которых они могут попробовать свои силы в новых для себя видах деятельности, получить практические навыки для будущей профессии и в конечном итоге - определиться с выбором жизненного пути.

Проект покажет, как через объединение усилий НКО и бюджетного учреждения можно многократно увеличить "инвестиции в молодежь". НКО предоставят эффективные технологии, наработанные в практике своей деятельности, а партнерское учреждение - ресурсную площадку, которая позволит сделать результаты работы долгосрочными и системными. Этот опыт будет востребован не только в Карелии, но и в других регионах.

Старшеклассники нуждаются в поддержке и востребованности со стороны общества. От того, насколько полно они раскроют свой личностный потенциал, сумеют ли выстроить оптимальную образовательную траекторию, получат ли опыт самостоятельной активности уже в школьном возрасте, во многом зависит развитие страны в будущем. Именно поэтому так часто в последнее время говорится о необходимости эффективной системы профориентации. Президент, выступая с Посланием Федеральному собранию в марте 2018 года, предложил активно заняться ранней профориентацией школьников с нового учебного года.

Предлагаемая в рамках проекта новая модель - программа "Кругозорро" - отличается от традиционных внешкольных программ не только по содержанию, но и по форме. Если обычные программы дополнительного образования предполагают постоянные занятия длительностью от одного года до нескольких лет, то "Кругозорро" будет состоять из большого количества краткосрочных курсов. Каждый старшеклассник сможет составить из них индивидуальный набор - маршрут своего личностного развития.

Будет предложено 3 типа курсов, разработанных профессионалами детских и молодежных организаций:

1) Курсы "Знакомство с профессией", которые предоставят старшеклассникам возможность попробовать собственные силы в таких профессиях, как телеведущий, промышленный альпинист, программист и многих других. За три месяца практических занятий с производством реального продукта старшеклассники смогут определиться, подходит ли им выбранная для знакомства профессия.

2) Курсы "Доброволец" - это возможность научиться основам волонтерской деятельности, а также её специфическим аспектам, таким как организация командной работы, поддержка особых детей, социальное проектирование. Практическая деятельность в качестве добровольцев НКО позволит старшеклассникам получить новые возможности для самореализации и саморазвития.

3) Курсы "Личностный рост" будут способствовать развитию креативности, коммуникабельности, формированию "гибких навыков".

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии