http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества
Второй конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.11.2019 – 31.12.2020
Регион
Москва
Номер проекта
19-2-018839
Целевые группы:
  1. наставляемые - дети и молодые люди в трудной жизненной ситуации;
  2. наставники;
  3. тьюторы (социально-педагогические работники) программ наставничества;
  4. муниципальные координаторы и орг.группы программ наставничества;
  5. образовательные организации, организациии социального обслуживания населения;
  6. незащищенные группы, которым могут оказать помощь участники и выпускники программ социального наставничества;
  7. местные власти, органы муниципального управления;
  8. предприятия производственной сферы и сферы услуг, нуждающиеся в молодых кадрах

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в очных мероприятиях проекта в территориях его реализации

980 Запланировано
1000 Результат
102% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

490 Запланировано
2499 Результат
510% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, принявших участие в вебинарах проекта и проживающих вне заявленных территорий его реализации

300 Запланировано
1499 Результат
500% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. доля выпускников социальных программ наставничества в территориях реализации, принявших участие в очных мероприятиях проекта

30 Запланировано
30 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. доля наставников завершенных социальных программ наставничества в территориях реализации, принявших участие в очных мероприятиях проекта

10 Запланировано
10 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. доля участников действующих программ социального наставничества в территориях реализации, которые оформили индивидуальный маршрут самоопределения на период действия программы и период после ее завершения в горизонте 1-5 лет (горизонт выбирается самим участником)

50 Запланировано
60 Результат
120% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. число наставляемых и выпускников программ наставничества, вошедших в число волонтеров и орг.группу программы социального наставничества

42 Запланировано
58 Результат
138% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. доля участников, удовлетворенных мероприятиями проекта

80 Запланировано
82 Результат
103% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. число новых социально-ориентированных проектов, разработанных в развиваемых детско-взрослых сообществах в период реализации гранта (оформлены письменно либо в виде презентации)

42 Запланировано
45 Результат
107% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

10. число новых социально-ориентированных проектов, которые вступили в фазу реализации в развиваемых детско-взрослых сообществах в период реализации гранта

20 Запланировано
18 Результат
90% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

11. число публикаций в печатных и электронных сми

14 Запланировано
4 Результат
29% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

12. число публикаций на интернет-площадках, не имеющих статуса сми

196 Запланировано
288 Результат
147% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

13. число онлайн-занятий "наши голоса". школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества

28 Запланировано
28 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

14. число итоговых (праздничных) очных событий "наши голоса". школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества

14 Запланировано
19 Результат
136% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

15. доля наставляемых и выпускников программ наставничества, включенных в многоуровневое и эстафетное наставничество (в т.ч. в роли наставников-стажеров)

20 Запланировано
40 Результат
200% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

16. рост числа организаций - партнеров программ наставничества в территориях (заключенные соглашения, фактическое предоставление наставников, помещений, материальных и финансовых ресурсов, бесплатные консультации, информационная поддержка и т.д.), во сколько раз

2 Запланировано
2 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

17. число участников проекта, использующих приложение newmentor

140 Запланировано
139 Результат
99% Не выполнено
else {
Нет данных Результат
}

18. доля территориальных групп, которые используют средства организации деятельности, предложенные в рамках школы "наши голоса", по каждому средству, не менее

30 Запланировано
56 Результат
187% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

19. в межрегиональной методической базе проекта представлены методические комплекты по каждому предложенному средству согласно циклу деминга (описание, данные о практическом применении участниками гранта, ответы на вопросы, рекомендации), число пакетов

24 Запланировано
29 Результат
121% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

1) Объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества; 2) популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС; 3) более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.); 4) увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.); 5) совершенствование практики нематериальной мотивации наставников; 6) развитие стандартов надлежащих социальных практик; 7) развитие межрегионального сотрудничества; 8) развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, наука, добровольчество); 9) международная интеграция российских практик наставничества; 10) развитие средств автоматизированного управления и мониторинга социальных программ; 11) сотрудничество территориальной группы с другими проектами региона, муниципалитета

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Цель проекта: Формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации (ТЖС)).

Модель развития детско-взрослых сообществ была представлена участникам гранта и доработана с их участием. В итоге она включила:

- описание методологии;

- критерии оценки развития сообщества (через описание количественных и качественных показателей гранта);

- смысл и логику смены сквозных тем в становлении сообщества;

- сценарии и иные методические материалы для организации встреч;

- аналитические данные из территорий, реализовавших предложенные сценарии или их авторские варианты.

Социальный эффект проекта оценивался методами: наблюдение, анкетирование, фиксация фактов, видеорегистрация, оценка творческих раьот участников. Оценка проводилась территориальным группами в текущем режиме и обобщалась в конце каждого этапа проекта:

1) 82% участников отметили удовлетворенность различными аспектами мероприятий проекта (интерес, практичность, комфорт и т.п.);

2) 45 социальных проектов было разработано подростками, 18 вступили в фазу реализации или были завершены;

3) 58 подростков попробовали себя в качестве волонтеров;

4) 29% территориальных групп создали дочерние группы за время проекта;

5) в 1,5 раза увеличилось число партнеров территориальных групп в теме сопровождения детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;

6) 1000 человек приняли участие в очных мероприятиях проекта;

7) как минимум 1499 человек не менее чем из 44 субъектов РФ приняли участие в вебинарах проекта.

Результаты проекта имеют потенциал устойчивости и дальнейшего развития, что подтверждается инициативами участников. Например, московские и новгородские участник подписали соглашения с калужским проектом «БиоПроектория» для детей-сирот.

Наличие и характер незапланированных результатов

Уважаемые коллеги, реализация проекта в период локдауна и иных ограничительных мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 сделала актуальной разработку новых форм и приемов организации наставнической работы и поддержки детско-взрослого сообщества в дистанционном формате. Находки участников проекта оказались действенными: онлайн-флешмобы, конкурсы, съемка собственных фильмов и другие. Использовались различные социальные сети, мессенджеры. Незапланированным стал и наш онлайн-марафон в рамках третьего этапа проекта - в нем приняли участие заинтересованные специалисты и волонтеры более чем из 40 субъектов РФ.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В проект в качестве координаторов территориальных групп были приглашены как выпускники соответствующей программы подготовки (https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=5CB38EA0-4801-411F-AB3B-3B087F4B6956), так и иные лица. Считаем, что было необходимо провести дополнительное обучение именно для второй категории координаторов, что сделало бы их работу более результативной.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Проект "Наши голоса" оказался важен для участников как возможность продолжить делать свой вклад в развитие культуры наставничества, обеспечить уход от отношений "благотворитель - благополучатель", развивать субъектность и позитивную индивидуальную и групповую идентификацию подростков в трудной жизненной ситуации. Грантовое финансирование позволило сделать необходимый прорыв в развитии этого направления, т.к. в условиях самофинансирования ресурсов для обеспечения интенсивной слаженной работы нескольких регионов над данным проектом было недостаточно. Проект ответил на потребности территориальных групп, которые уже реализовывали программы наставничества и искали следующий шаг развития. На момент завершения проекта 8 из 14 групп представляли собой пары "материнская - дочерняя группа", что показывает возможности тиражирования нашего подхода. Проект также показал, насколько важно соблюдать методологию индивидуализации, обеспечить добровольность участия всех его членов. С точки зрения теории, требуют дальнейшего исследования вопросы: 1. Нижний порог условий и уровня готовности территориальной группы для запуска подобной работы (обязательна ли базовая организация в виде организации семейного устройства детей, школы или НКО, какие регламентирующие документы нужны, какой опыт реализации программ наставничества необходим); 2. Какие еще темы, помимо отработанных "Самоопределение", "Самоорганизация", "Лидерство", могут становится "темами года" в сообществе; 3. Кто удерживает нормы и как может существовать сообщество при слишком быстрой смене участников (например, в организациях временного содержания детей). Сожалеем, что пандемия резко изменила условия реализации проекта, и безмерно благодарим координаторов территориальных групп, которые сохранили заинтересованность и ответственность в этой непростой ситуации, приняв предложенный тезис: «Мы пришли в сектор, где у тех, с кем мы работаем, сейчас НАСТАЛИ ЕЩЕ БОЛЕЕ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА. Почти наверняка именно сейчас им еще стало еще труднее и страшнее, чем когда мы впервые решили им помочь. Мы не имеем права ждать, как и раньше не имели его. Учиться, пробовать, спорить, ошибаться – да. Пережидать, потому что стало не так привычно и удобно – нет».

О проекте

Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности.

Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации).

Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ соц.наставничества для общества; нехватка ресурсов.

Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер, предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:

1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").

2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).

3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).

4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.

Проект реализуется на основе методологии:

1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

2) теория человеческого капитала;

3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),

4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).

Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство" (согласно задачам 1-3), каждый со своим куратором - специалистом международного уровня. Задача 4 сквозная, решается по итогам каждого триместра.

Оценка результатов проекта проводится по показателям в категориях: процессуальные и результирующие; фактологические (например, сведения о партнерах программы и территории), количественные и качественные.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии