- Молодежь и студенты
- Лица, сталкивающиеся с межкультурными и межрелигиозными конфликтами
- Лица, участвующие в профилактике и решении социально-культурных проблем
- Лица, заинтересованные в духовном развитии и расширении кругозора.
- Представители академического сообщества
- Преподаватели средних специальных и высших учебных заведений
Основные итоги проекта и его содержание
1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
2. количество кинозрителей
3. количество телезрителей
4. публикации в российских сми федерального уровня
5. публикации в российских сми регионального уровня
Общая галерея - фотографии с мероприятий
27 фотографииКачественные результаты проекта определяются совокупным воздействием на общественное сознание аналитического доклада и результатов его продолжающихся обсуждений, в первую очередь в процессе обучения студентов гуманитарных ВУЗов, и общественного резонанса фильма. В целом следует отметить внимание к проекту как в СМИ, так и среди кинозрителей, телезрителей и радиослушателей, что подчеркивает востребованность и актуальность данного проекта. В ходе реализации третьего этапа проекта была восполнена лакуна, связанная с тем, что традиционному российскому буддизму уделяется значительно меньше внимания, во многом из-за того, что он распространен в нескольких регионах страны довольно компактно и не выходит активно за их пределы, хотя и обладает значительным и во многом нереализованным миротворческим потенциалом. В ходе реализации проекта были заложены основания для преодоления малой осведомленности о миротворческом потенциале российского буддизма не только и не столько в сфере академической науки или самосознания буддийских регионов или культурных центров мегаполисов, где религиозные процессы протекают во многом стихийно, но на уровне массового сознания по всей стране. Феномен Этигэлова и его экранное исследование в этом плане дает возможность заинтересовать и просветить самую разную аудиторию, активизируя тем самым взаимопонимание и диалог культур по всей стране.
Публикация и распространение аналитического доклада и показы документального фильма, в том числе и включение их в образовательные программы, в конечном итоге призваны способствовать углублению знаний о российском традиционном буддизме, обогащению его восприятия и улучшению социального климата в стране.
Основная цель проекта заключалась в том, что он был призван раскрыть миротворческую функцию российского буддизма и его роль в предотвращении и разрешении межкультурных и межрелигиозных конфликтов, в первую очередь на материале жизни, деятельности и наследия Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Реализация проекта включает в себя три этапа. Для достижения заявленной цели участниками проекта был реализован ряд задач, последовательно выполнявшихся на протяжении трех этапов проекта.
На первом — исследовательском — этапе были выявлены и изучены различные источники (письменные и вещные), которые находились в фондах различных музеев и библиотек, связанных как историей традиционного российского буддизма, так и непосредственно с фигурой XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Этигэлова. Этот комплекс материалов послужил основой для разработки нескольких важных документов, которые легли в основу проекта. Это, прежде всего, концепция аналитического доклада «Традиционный российский буддизм как фактор гармоничного взаимодействия различных этносов и культур России на материале жизни, деятельности и наследия Пандито Хамбо ламы Даши-Доржи Этигэлова (Итигэлова)» и справочно-библиографический аппарат к нему. Не ограничиваясь научно-исследовательской работой, уже в первый месяц реализации проекта были проведены презентации и дискуссии публичного характера с активным освещением этих материалов в СМИ, позволивших сделать проблематику проекта «видимой» в информационном поле. Кроме того, проводимые дискуссии позволили выявить экспертов, а также различные концепции и мнения, которые послужили опорой при выполнении как научной и аналитической части, так и при создании творческого продукта — документального фильма-исследования «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы».
Итогом первого этапа реализации проекта стало создание аналитического доклада, запись нескольких интервью с экспертами в Улан-Удэ, Москве и Петербурге, подготовки основных документов для создания фильма и выпуска двух видеороликов о буддизме и Хамбо ламе Этигэлове.
Следует подчеркнуть, что в работе над аналитическим докладом были использованы темы, которые уже давно исследуются в академической среде — например, история и искусство буддизма, его этика и тд. Однако существенным достижением стало исследование и описание новейшей проблематики, связанной с изучением современных социальных практик Буддийской традиционной Сангхи России по взаимодействию с обществом. Несколько примеров таких социальных проектов Сангхи были включены в 5 раздел аналитического доклада и открывают не только новые грани современного российского буддизма, но также новые методологические подходы к его изучению. За счет методологии, применяемой в исследованиях культурной политики и использованной для подготовки последнего раздела, потенциальная читательская аудитория доклада была существенно расширена, тк раздел о социальных практиках раскрывает еще и подходы Буддийской традиционной Сангхи к различным аспектам сосуществования и взаимодействия общества, государства и религии — сохранению природного и культурного наследия, поддержанию традиционного образа жизни коренных народов, развитию малого предпринимательства в городе и на селе, поддержке родного языка и культуры и многого другого, что глубоко созвучно идеям, заложенным в Основах государственной культурной политики РФ и активно поддерживаемым ООН и ЮНЕСКО, которые определяют повестку дня в области культурной политики на мировой арене.
Второй этап реализации проекта был полностью посвящен созданию документального фильма-исследования «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы». В отличие от аналитического доклада, который в большей степени был ориентирован на студенческую аудиторию и адресован специалистам, фильм рассчитан на массовую аудиторию, в том числе молодежную. Во время съемочного периода были записаны интервью экспертов из разных социальных групп — ученых, духовенства, предпринимательства и др., свидетельства участников событий, связанных с возвращением Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова, которые легли в основу фильма. Осевым интервью для фильма стало интервью действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, благодаря активной поддержке которого фильм получился многогранным и глубоким. Художественное исследование Феномена Этигэлова безусловно привлекает внимание самой разной аудитории к проблемам межрелигиозного мира и согласия, а также раскрывает глубинную суть и красоту российского буддизма.
Необходимо сказать, что в целом было отснято более 100 часов видеоматериалов, и созданный фильм не смог уместиться в запланированный ранее хронометраж 52 минуты, и в готовом виде составляет 93 минуты. Следует добавить, что партнерские отношения с главой российских буддистов, которые удалось выстроить съемочной группе, во многом способствовали тому, что Пандито Хамбо ламой для использования в фильме была предоставлена уникальная видеозапись на видеокассете SuperVHS подъема, исследования и возвращения тела Хамбо ламы Этигэлова в Иволгинский дацан. Ранее эта видеозапись никому не предоставлялась, и только в нашем фильме были использованы эти уникальные кадры.
При создании фильма авторы придерживались подхода, который, несмотря на уникальность темы и явления Хамбо ламы Этигэлова, был направлен прежде всего на то, чтобы избежать сенсационности и дешевого популизма. Авторы придерживались исследовательских методов, применяемых в визуальной антропологии, при этом пространство фильма наполнялось красотой за счет использования особых художественных приемов — аэросъемки, написания музыки, создания звуковой атмосферы фильма. Сочетание исследовательского и художественного приемов позволило авторам создать продукт, который стал востребован не только у рядового зрителя, но и является конкурентноспособным в фестивальном движении. Только за 4 месяца фильм побывал на 5 фестивалях (российских и международных), был включен в конкурсную программу APSA (кинопремии азиатско-тихоокеанского региона), в лонг-лист престижной российской кинопремии «Золотой Орел». После завершения проекта фильм продолжает участие в фестивалях — российских и международных.
Третий этап — распространение, популяризация и обсуждение фильма и проблематики межкультурного диалога в учебных заведениях и учреждениях культуры, в сети клубного кинопроката и на телевидении по всей территории страны, в первую очередь в целевых аудиториях (молодежь и студенты, лица, сталкивающиеся с межкультурными и межрелигиозными конфликтами, участвующие в профилактике и решении социально-культурных проблем) — показал чрезвычайную востребованность проекта. В дополнение к заявленным в ключевых контрольных точках мероприятиям было проведено 12 мероприятий с презентацией доклада и показом фильма, а география проекта была расширена с 7 до 13 регионов с учетом предстоящих показов в Вологде (8 декабря) и Сочи (13 декабря). Уже в процессе реализации третьего этапа был сформирован совместный проект Нового института культурологии, ВГИК и киноклуба Siberia.DOC в рамках которого прошли показы в трех сибирских регионах (Новосибирск, Красноярск, Иркутск) и еще будут продолжены там после завершения проекта. Презентации аналитического доклада, показы фильма и дискуссии будут продолжаться и после формального завершения проекта благодаря опоре на учебные заведения, клубную аудиторию и прокатную сеть.
Важнейшим принципиальным отличием от ранее выполнявшихся в академическом научном ключе работ, либо работ, создававшихся в среде буддийских ученых, обладающих принципиально иным знанием, стало создание междисциплинарной группы для подготовки аналитического доклада и разработки концепции фильма, которая объединила ученых, представителей буддийского духовенства и представителей творческого сообщества. Именно это позволило сочетать разные методологии и подходы к исследованию и презентации материалов проекта, а также сделать проект востребованным в различных целевых группах:
Молодежь и студенты
Лица, сталкивающиеся с межкультурными и межрелигиозными конфликтами
Лица, участвующие в профилактике и решении социально-культурных проблем
Лица, заинтересованные в духовном развитии и расширении кругозора
Представители академического сообщества
Преподаватели средних специальных и высших учебных заведений
Следует отметить также, что гармонизация подходов и методологий позволила не только слушать, слышать и понимать, но также выстраивать доверительные долгосрочные партнерские отношения с различными институциями: музеями, архивами, высшими учебными заведениями (светскими и духовными), духовными организациями, кинокомпаниями, кинофестивалями, телеканалами и СМИ. При этом каждый этап приносил проекту и Новому институту культурологии новых партнеров, заинтересованных в реализации проекта, что очень благоприятно сказывалось на его развитии и привлечении различных ресурсов для реализации. Это не было неожиданностью, но скорее ожидаемым подтверждением правильно избранного подхода и методологии.
В целом можно констатировать, что цели проекта были достигнуты, задачи реализованы, и социальный эффект, заложенный в проекте был достигнут. Однако надо подчеркнуть, что социальные эффекты такого рода проектов носят долгосрочный характер, и со временем усиливаются, поскольку влияние на сознание с помощью аналитических материалов и произведений культуры и искусства имеют пролонгированное действие.
Несмотря на завершение проекта, Новый институт культурологии и его основные партнеры не планируют закрывать эту проблематику. В планах обработка видеоматериалов и создание серии коротких тематических видео по проблематике проекта, презентации и продвижение доклада и фильма, участие в научных мероприятиях и конференциях.
1) Более выраженное внимание к проблематике проекта (увеличение количества партнеров на этапе реализации проекта)
2) Более выраженное внимание к аналитическому докладу и фильму (увеличение количества мероприятий по презентации доклада и показа фильма)
3) Более высокая художественная ценность фильма (приглашение к участию в фестивалях в конкурсные программы, включение в лонг-листы кинопремий)
4) Более высокая востребованность на телевидении и у телевизионной аудитории
5) Высокая востребованность у радиослушателей
1) Неверный расчет количества кинозрителей, что привело к невыполнению этой контрольной цифры. Однако этот недостаток был с лихвой компенсирован количеством телезрителей, которое оказалось в десятки раз выше ожидаемых;
2) Не учтена степень загруженности Московского Дома Национальностей, что привело к выходу за рамки календарного срока проекта на 4 дня;
3) На первом этапе проекта была излишне запланированная съемочная экспедиция в Калмыкию. Однако этот недостаток дал возможность увеличить количество презентаций и показов и расширить существенно как географию проекта, так и аудиторию проекта, в том числе за счет использования высвободившихся средств на командировочные расходы.
А) К факторам, определяющим успешность реализации проекта, следует отнести:
1. Выбор темы проекта, связанной с исследованием одной из основных социальных проблем современной России — обеспечение устойчивого развития на основе расширения межконфессионального и межкультурного диалога. Выбор темы, связанной с российским традиционным буддизмом и его миротворческим потенциалом логично вырос из представлений об опасности этнического, культурного и религиозного многообразия для политической стабильности. Исследование позволило компенсировать недостаточную информированность людей, в первую очередь молодежи, о культуре и вероисповедании различных социокультурных общностей на территории нашей страны. Обращение к традиционному российскому буддизму позволило раскрыть методы и подходы к формированию межконфесионального, межэтнического и межкультурного диалога;
2. Определение результатов проекта и конечного продукта: создание аналитического доклада о роли российского буддизма в разрешении разного рода конфликтов и документального фильма «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы» на основе проведенного исследования. Сочетание этих результатов проекта позволили охватить максимально широкий спектр целевых групп;
3. Подбор команды проекта: внимание к профессионализму, а также формирование команды из представителей академического и творческого сообщества, буддийского духовенства и социально-ориентированных НКО позволили сочетать и гармонизировать подходы при подготовке аналитического доклада и создании фильма, что в конечном итоге обеспечило существенно большую востребованность проекта, чем ожидалось на этапе его формирования.
4. Создание устойчивых партнерских связей оказало влияние на весь ход проекта: за счет партнеров был обеспечен съемочной техникой весь период съемки фильма, на этапе продвижения партнеры брали на себя предоставление помещений (ни одно помещение для проведения мероприятий не бралось в аренду, а было предоставлено партнерами на безвозмездной основе вместе с оборудованием и обслуживающим персоналом), частично брали на себя расходы по оплате проезда, питания и проживания участников проекта на последнем этапе, информационное партнерство с телеканалами позволило увеличить количество телезрителей, охваченных проектом с 20000 до 1000000 человек (это в 50 раз выше ожидаемой), все публикации в СМИ были выполнены за счет интереса к проекту и не оплачивались.
5. Корректное планирование работ привело к исполнению мероприятий по проекту в нужные сроки;
6. Корректное бюджетное планирование;
7. Корректные ожидания социального эффекта;
Б) Влияние проекта на развитие Нового института культурологии — выполнение такого проекта еще раз подтверждает профессиональную репутацию института и его сотрудников, дает ему известность в большем количестве регионов, закладывает основы для более мощного проекта по созданию Обсерватории культурного, этнического и конфессионального разнообразия России, создает устойчивые партнерские отношения в Москве и в регионах.
В) Востребованность проекта подтверждает его актуальность в Москве и других регионах и в разных целевых аудиториях.
Буддизм в России является одной из распространенных религиозных традиций. Его исповедуют не только жители Восточной Сибири и Забайкалья, но и жители европейской части России, в частности Калмыкии. Немало буддистов в Москве и Санкт-Петербурге. Еще в ХVIII веке императрица Елизавета признала буддизм одной из государственных религий в России, учредив в 1741 г. пост Пандито Хамбо ламы — главы российских буддистов.
Проект призван раскрыть миротворческую функцию российского буддизма и его роль в предотвращении и разрешении межкультурных и межрелигиозных конфликтов, в первую очередь на материале жизни, деятельности и наследия Пандито Хамбо ламы Этигэлова.
Реализация проекта включает в себя три этапа.
Первый этап — исследовательский. На основе изучения разного рода исторических материалов готовится научный доклад о роли Хамбо ламы Этигэлова в раскрытии потенциала российского буддизма в разрешении разного рода конфликтов.
Второй этап — создание научно-популярного фильма «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы» на основе проведенного исследования. В отличие от доклада для студентов и специалистов, фильм рассчитан на массовую аудиторию, в том числе молодежную. Мы запишем свидетельства участников событий, поговорим с учеными-экспертами и в доступной популярной форме раскроем суть вклада Этигэлова в культуру России. Не только сама его жизнь, но и уход из жизни и загадка его извлеченного из саркофага нетленного тела – это необычный и чрезвычайно интересный социальный и религиозный феномен. Художественное исследование Феномена Этигелова безусловно привлечет внимание аудитории и к проблемам межрелигиозного мира и согласия. Не случайно, в годы Первой мировой войны Этигелов развернул благотворительную кампанию среди буддистских общин. Товары, приобретенные благодаря этой кампании, раздавались в войсках на христианские праздники, в том числе и на Пасху.
Третий этап — распространение, популяризация и обсуждение фильма и проблематики межкультурного диалога в учебных заведениях и учреждениях культуры, в сети клубного кинопроката и на телевидении по всей территории страны, в первую очередь в целевых аудиториях (молодежь и студенты, лица, сталкивающиеся с межкультурными и межрелигиозными конфликтами, участвующие в профилактике и решении социально-культурных проблем).
Дискуссии и показы фильма будут продолжаться и после формального завершения проекта благодаря опоре на учебные заведения, клубную аудиторию и прокатную сеть.