http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
"3D" - волонтёры "малых дел"
Второй конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.12.2018 – 31.10.2019
Регион
Республика Башкортостан
Номер проекта
18-2-005425
Целевые группы:
  1. волонтерские отряды из числа школьников старше 14 лет
  2. некоммерческие организации, ведущие деятельность на территории муниципалитета, участвующего в проекте
  3. студенты-активисты, имеющие опыт волонтерской деятельности

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество жителей республики, вовлеченных в добрые дела волонтёрами

2500 Запланировано
12430 Результат
497% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество добрых дел, сделанных для благоустройства районов

105 Запланировано
118 Результат
112% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество школьников, вовлеченное в волонтерскую деятельность

210 Запланировано
241 Результат
115% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество жителей, получивших помощь в рамках индивидуального шефства

210 Запланировано
283 Результат
135% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество муниципальных районов, на территории которых будет реализован проект

15 Запланировано
22 Результат
147% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество информационных материалов размещено в открытых источниках о добрых делах волонетеров

80 Запланировано
1115 Результат
1 394% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. количество добрых дел, организованных с охватом более 100 человек

21 Запланировано
63 Результат
300% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. количество добрых дел, организованных с охватом от 20 человек

21 Запланировано
143 Результат
681% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

9. количество, участников получивших знания в образовательной зональной школе

175 Запланировано
175 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

10. количество нко, с которыми познакомятся команды и и разместят о них информацию

42 Запланировано
46 Результат
110% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Осуществление проекта "3D" - волонтёры «малых дел» получило позитивный социальный резонанс. Организована системная работа 21 команды волонтёров, которые благодаря обучению, планированию и реализации общественно значимых инициатив по трем направлениям: индивидуальная помощь, групповые и массовые мероприятия по вовлечению жителей и акции по благоустройству территории смогли сами инициировать и провести в своих городах и селах "малые" волонтерские дела и мероприятия. Выстроить системную работу вместе с некоммерческими организациями и другими учреждениями по оказанию очевидной помощи тем, кто в ней нуждается.

Участники проекта из дальних уголков смогли установить коммуникации со своими ровесниками из других районов республики, побывать в других городах и селах, выезжая на обучающие мероприятия и в город Уфу, увидеть мир и расширить горизонты познания. Ребята на практике познакомились с НКО, изнутри увидели их работу и увидели свою востребованность в оказании конкретных добрых дел для населения, приобрели практический опыт, повысили свою социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности, научились общаться с разными целевыми группами, научились слушать жителей старшего возраста. Использование при реализации проекта специально созданной группы в социальной сети и хэштегов, позволило собрать воедино всю информацию по реализации проекта. Стало возможным быстро находить необходимую информацию и делать ее максимально доступной для широкой публики, значительно повысилась как общая информированность, так и качество дополнительных информационных материалов для участников проекта.

Заместитель Министра образования республики, который участвовал в итоговой конференции, отметил опыт реализации проекта как успешную практику, которую можно транслировать и в другие территории.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Некоммерческие организации получили себе помощников, которых они могут привлекать для работы с населением в своей территории, организовывать различные совместные акции и мероприятия. Волонтеры-школьники получили разносторонний опыт в реализации социально значимых добрых дел, увидели свою социальную значимость. Ответственность за конкретного человека для многих из них стало обычным делом, ребята не бросают своих подопечных, а и после завершения марафона "малых дел" продолжают помогать жителям.

Отзывы ребят, чему они научились, участвуя в проекте:

1. Помогать ближним, делать всё для их благополучия, никогда не оставлять дела «на потом», ведь времени уже может не хватить.

2. Слушать людей.

3. Радоваться мелочам, а так же не сдаваться и идти к своей цели.

4. Различать полезное дело от простого дела, приносящего только радость.

5. Ребята увидели, что многим людям нужна помощь. Казалось бы, в чём сложность для организации выйти на уборку территории, но если это общество инвалидов, то вопрос иссякает сам по себе.

6. Научились быть открытыми, ценить каждый момент жизни, никогда не грустить, быть всегда весёлыми и позитивными.

7. Научились работать в команде и быстро принимать решения.

8. Уважать мнение друг друга, находить подход к пожилым людям.

9. Оказывать индивидуальную помощь.

10. Общаться со сверстниками, находить общий язык, отстаивать свою точку зрения.

11. Стали открытыми, многое переосмыслили, научились работать командой с новыми людьми.

12. Умению жить без телефона, думать головой, мыслить неординарно.

13. Взаимопомощи, сплотились еще сильнее, познакомились с этикой волонтерской деятельности.

14. Делать анализ дела, действовать в непредвиденной ситуации.

15. Быть открытыми и позитивными.

16. Научились оказывать первую помощь.

17. Поняли, что волонтёром можно быть всегда, несмотря на профессию.

18. Танцевать, не стесняться, заводить разговор первыми.

19. Верить в себя.

20. Радовать людей полезными делами, что мы с друзьями одна единая команда.

21. Умению понимать и чувствовать свою команду без слов.

22. Вести переговоры с НКО.

23. Умению выступать перед публикой.

24. Поддерживать тех людей, которые уже опустили руки.

25. Слушать, верить в себя, помогать людям.

26. Делать все быстро и качественно.

27. Ребята почувствовали свою нужность и значимость деятельности.

28. Научились дружить, познакомились с разными территориями.

29. Проект помог разобраться в себе и ребятам, и взрослым.

30. Научились отзывчивости, толерантности.

31. Научились сопровождать инвалидов, общаться с учетом особенностей, работали со своими эмоциями, стали сдержанными, вежливыми.

32. Узнали о деятельности НКО в территориях, научились организовывать тематические мероприятия и акции, стали более ответственными.

33. Побороли страх перед незнакомыми людьми.

34. Научились отличать волонтёрские дела от просто мероприятий, не приносящих пользу.

35. Умению общаться с людьми, дарить положительные эмоции.

36. Держаться вместе, находить решения, еще раз убедились, что быть волонтёром круто!

Благодаря участию в проекте изменился взгляд на волонтёрство, переход от «футболочного волонтёрства» к конкретным делам. Проект был интересный, но не простой, расширился кругозор общения и взаимодействия в территории.

Наличие и характер незапланированных результатов

Самый незапланированный результат проекта - это то, что в нашем проекте для проведения Летних волонтёрских игр был изначально прописан лагерь "Алые паруса" и его профессиональный коллектив, у которого есть опыт организации и проведения различных тематических тем. В апреле, когда мы обратились к собственнику лагеря АО УАП "Гидравлика" с информированием о том, что в августе на их территории будут проходить Игры, в их планы это не входило и они не планировали открывать сезон и хотели продать лагерь. Именно наш проект "3D" волонтёры "малых дел" на какое-то время спас лучший детский центр Республики Башкортостан и благодаря проекту, этим летом в лагере отдохнули 824 ребенка.

Другим незапланированным результатом, но очень притным для всех, стало участие команд-волонтеров в итоговой конференции. Мы пригласили лишь представителей Администраций тех городов и районов, откуда были команды, а также представителей НКО и руководителей команд. Но большинство команд приехали к нам почти в полном составе, поэтому мы пригласили на встречу с ними вожатых, а также специальных гостей - людей с успешной историей и организовали небольшое Ток-шоу, где ребята смогли узнать истории успеха известных жителей Уфы и задать им интересующие вопросы.

Педагогический коллектив был благодарен за поддержку, но сейчас в ноябре собственник вновь выставляет лагерь на продажу. Сейчас, мы уже вместе с волонтёрами поддерживаем лагерь и хотим помочь профессиональному коллективу, который уже более 30 лет работает на данной территории.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта произошла частичная смена состава, в том числе тренерского и волонтерского, из-за смены работы, учебы и пр.

Были выявлены трудности, с которыми пришлось столкнуться командам и организаторам:

1. Замкнутость, недоверие и равнодушие со стороны населения.

2. Некоторые пожилые не принимали помощь, боялись. Ребятам было тяжело найти с ними контакт.

4. Ребята боялись, что что-то пойдёт не так при работе с малышами, боялись травм подопечных или нечаянно обидеть ветеранов.

5. Нехватка времени из-за загруженности в учебе.

6. Индивидуальное шефство – люди отказывались от помощи, но своими действиями, регулярными посещениями ребята смогли переубедить старшее поколение.

7. У участников проекта до этого не было опыта и навыка работы с пожилыми людьми.

8. Сначала трудно было найти НКО, познакомиться, сделать с ними мероприятие.

9. Так как участники проекта старшеклассники, то во вторую половину учебного года главная сложность – нехватка времени, в связи, с чем многим пришлось приостановить свою работу в проекте и в командах происходили замены.

Но в целом проект и команды не пострадали, а наоборот новые ребята включались в мероприятия еще активнее. Так как был постоянный рейтинг команд и тренеры-наставники поддерживали их советами и консультациями.

При организации проекта, в котором основными участниками являются дети, были выявлены риски, на которые мы обратили внимание только в процессе реализации.

1. Доставка детей должна быть только на школьных автобусах, нельзя перевозить детей в позднее время. 2. Нужно всегда предусматривать питание, если мероприятие более 4-х часов обязательно горячее питание и сухие пайки в дорогу. 3. Безопасность, прежде всего! 4. Морозы, карантин, различные праздники, контрольные работы и т.д.

Вывод: все мероприятия, участниками которых являются школьники лучше всего проводить в каникулярное время, планируя задолго заранее, что было и сделано при планировании Летних волонтёрских игр.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Благодаря активному продвижению государственных органов власти идеи добровольчества-волонтёрства, особенно в молодёжной среде, это движение стало стремительно расти. Расти, не значит развиваться. Зачастую количественный рост, фиксируемый документально различными ведомствами, имеющим отношение к детям, подросткам и молодёжи, есть отражение их способности понимать «правила игры» и приспосабливаться к ним. В отсутствии системы развития волонтёрского движения школьников и молодёжи, позволяющего фиксировать их потребности и способности оказывать помощь целевой аудитории «на входе» в движение, «выращивать» их уровень через различные функциональные роли в этой деятельности и замерять качественную результативность «на выходе», появляется множество имитационных форм. Для небольших муниципальных образований– сельских, малых городов, - это приводит к тому, что ответственные организаторы, как правило, в учреждениях образования и молодёжной политики, имеют определённую группу, которая «выступает за всех», меняя символику и тематику мероприятий. В отличие от долговременной деятельности оказания реальной помощи реальным людям или реальной территории, требующей погружения в ценности, в приобретение навыков и опыта, ролевого роста в общественной деятельности от участника до руководителя, имитационное волонтёрство носит, скорее, спонтанный, кратковременный характер «клипового участия». И это происходит не по просьбе целевой аудитории, а руководителей и педагогов, имеющих свои способы вовлечения.

Проект «3Д-волонтеры малых дел» стал региональной моделью системы развития школьного волонтёрства, показав свою эффективность, выйдя по показателям далеко за рамки запланированных качественных и количественных результатов. Этому способствовало наличие следующих системных компонентов:

1.«3Д»-концепция, основанная на развитии общественной самоорганизации школьников с тремя векторами деятельности волонтёрских команд, действующих, как ресурс местных НКО: -вектор личной ответственности за своего подопечного, помощь которому оказывается на долговременной основе по обоюдному выбору друг друга в процедуре знакомства от НКО; - вектор микро-групповой ответственности членов команды, совместно реализующих активности, объединяющих своих подопечных в группы возможной поддержки друг-друга и дальнейшего общения (тематические встречи и практики улучшения общественных пространств, которыми пользуются подопечные); -вектор командной активности, направленный на пропаганду волонтёрской деятельности и вовлечения широкого круга местной общественности и населения в практики реальной помощи нуждающимся людям из числа целевой аудитории «своей» НКО

2. Разработанные правила и нормы взаимодействия всех сторон проекта: группы администрирования и обучения, руководителей волонтёрских команд и волонтёров, руководителей местных НКО и представителей администраций муниципальных образований, волонтёров-наставников и тренеров волонтёрских команд

3.Организационно-административное регулирование процесса деятельности команд по зонально-сетевому типу: план-сетка взаимосвязанных друг с другом мероприятий, включающий в себя информационную кампанию, конкурсный отбор, методический семинар, старт-запуск команд, обучающие тренинги, консультационное сопровождение, активности в сети интернет, кульминационный выездной фестиваль команд на базе лагеря и завершающую научно-практическую конференцию проектно-рефлексивного типа

4.Кадровое обеспечение проекта, включающее в себя отбор волонтёров-наставников и тренеров проекта, имеющих богатый опыт не только самой волонтёрской деятельности (в том числе и узко специализированной), но и опыт организации эффективной помощи волонтёров целевой аудитории через активности, практики, события и проекты. Прошедшие отбор получили дополнительное обучение по специфике проекта и возможность методологического консультационного сопровождения по запросу.

5.Материально-техническое обеспечение мероприятий волонтёрских команд проекта в муниципалитетах, основанное на партнёрстве и аккумулировании возможностей местных НКО и их поддержки силами ресурсного центра НКО Общественного фонда развития города

6.Финансовое обеспечение проекта, предоставленное «Президентским грантом»

7. Широкое информирование общественности (PR) и органов власти всех уровней (GR) через специальные мероприятия и другие тематические события, а также полное информационно-методическое обеспечение всех участников проекта.

Таким образом, апробирована система, которая при наличии всех компонентов, приведённых выше, созданных организационных условий и ресурсной поддержки, может перейти из «конечного» формата проекта в формат долгосрочной программы общественно-государственного и/или общественно-муниципального типа. Это даст возможность перехода волонтёрского движения региона в стадию качественного развития, а деятельности самих волонтёров придать более глубокий воспитывающий характер нравственного социального действия, основанного на долговременной ответственности индивидуального и командного типа.

О проекте

В настоящее время в Республике Башкортостан активно развивается волонтёрское движение, в котором волонтеры чаще всего участвуют в проведении крупных публичных мероприятий.

Проект "3D" - волонтёры «малых дел» - ориентирован на создание системы волонтерской деятельности малых дел в регионе. Комплекс мероприятий проекта включает в себя:

Организационный этап – создание сети зональных центров проекта при 7 активных НКО, которые объединят по три команды волонтеров из не менее 15 муниципальных образований региона;

Методический этап – формирование регионального экспертного Штаба проекта, разработка практико-ориентированной книжки "Волонтер "3D" и зачетных книжек команд.

3"D" - это три вектора формирования волонтерских компетенций:

•«Улучшаю себя» (индивидуальное шефство над тем, кому нужна помощь);

•«Улучшаю отношения» (реализация командой разработанных проектов): а)групповых проектов с вовлечением личных подопечных волонтеров; б) массовых мероприятий, продвигающих ценности волонтерства и благотворительности;

•«Улучшаю среду» (реализация 5 проектов по благоустройству пространств, дружелюбных к детям, старикам и инвалидам)

Обучающий этап – проведение тренинга для тренеров зональных НКО - 7 чел., волонтеров-наставников (из профильных волонтерских отрядов) на три команды по 2 чел.-14 чел., кураторов волонтерских команд-участников - 21 чел. Итого 42 чел.

Основной этап – волонтерский марафон «малых дел». Это соревнование волонтерских команд с оценкой их результатов и занесением их в зачетные книжки поэтапно: 1. Старт марафона "малых дел"; 2.Проведение обучения и проектных практикумов на базе семи зональных школ; 3.Реализация четырех видов проектных инициатив (индивидуал., групповые, массовые и по благоустр.); 4. Финиш –Волонтерские летние игры Республики Башкортостан пройдут в загородном детском лагере (три дня+2 ночи) с организацией соревнований по следующим номинациям:

*командные спортивные игры";

*"питч-конкурс" - презентация реализованных проектов;

* "рупор-волонтера" - конкурс ораторского мастерства по пропаганде волонтерства;

* конкурс волонтерских компетенций в решении "кейсов" - помощи людям;

* творческий конкурс.

В рамках проведения Волонтерских летних игр предусмотрена экскурсионная программа с выездом в Уфу, участие ведущих волонтерских организаций республики, награждение чемпионов, лучших команд и лидеров.

Аналитический этап - проведение конференции по развитию волонтерского движения в РБ, презентация материалов в газете "Доброе дело"с примерами успешных практик для тиражирования.

Результатом проекта предполагается создание системы развития волонтёрского движения малых дел в городах и районах РБ с методическим обеспечением деятельности семи зональных центров, действующих волонтерских команд не менее 15 муниципалитетов, с более 147 реализованными проектными инициативами, которые демонстрируют освоение волонтерами 3 «D» компетенций и вовлекающие в мероприятия по поддержке нуждающихся около 2500 граждан республики по месту жительства.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии