http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
«Россия и Океания (XIX-XXIвв.)» образовательно-просветительский проект.
Первый конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 30.06.2020
Регион
Санкт-Петербург
Номер проекта
19-1-017077
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты
  3. молодые ученые

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

22000 Запланировано
485326 Результат
2 206% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

3000000 Запланировано
14502059 Результат
483% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Благодаря проекту произошло объединение ученых и ведущих специалистов России среднего и старшего поколения с молодыми исследователями. Результатом стало не только продолжение и активизация работы в области изучения Океании, но и обеспечение преемственности в деле изучения российскими учеными этого региона.

Один из итогов совместной работы над проектом - выход в свет научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», состоящего из 10 разделов, содержащих информацию о ключевых экспедициях российских исследователей в Океанию с XIX по XXI вв. Издание доступно в образовательных и библиотечных учреждениях РФ и будет служить на благо образования и просвещения молодого поколения многие годы, оно позволит углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями, что внесет свой вклад в формирование чувств патриотизма, гражданственности и гордости за свою Родину.

В рамках научно-исследовательской деятельности при реализации проекта проведены работы по выявлению и картографированию русских названий на электронной карте Океании. Карта представлена в виде таблицы как в издании «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.» (с. 108–115), так и на сайте Фонда. Она подготовлена с учетом строгих академических канонов на основе тщательно проверенной информации и содержит точные координаты и краткие описания открытых географических объектов.

Работа по выявлению русских географических названий, проделанная командой Фонда им. Миклухо-Маклая под руководством Н.Н. Миклухо-Маклая-младшего, представляет собой еще один шаг к сохранению бесценных памятников мирового исторического, культурного и географического наследия, к восстановлению русских названий географических объектов на карте мира. О важности и значимости такой работы говорил Президент РФ В.В. Путин в апреле 2018 г. на заседании попечительского совета Русского географического общества в Санкт-Петербурге.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

«Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» – это образовательно-просветительский проект, актуальный как для детей среднего и старшего школьного возраста, так и для активной молодежи и молодых ученых. Именно эта аудитория в последние 20 лет была практически лишена информации о достижениях российских ученых, путешественников и дипломатов в исследовании Океании и установлении дружественных отношений России со странами Южных морей. Достижениями наших соотечественников гордились многие поколения россиян, русскими мореплавателями были нанесены на карту названия, которые теперь незаслуженно забыты. Фактически прервалась связь между поколениями российских исследователей этого региона. Проект заполнил этот вакуум благодаря многоплановой работе, которая описана ниже.

Для реализации проекта использовались материалы научно-исследовательских экспедиций, организованных Фондом им. Миклухо-Маклая в 2017 и 2019 году https://mikluho-maclay.ru/glavnaya/expedition/. Собранный в период экспедиций обширный научный материал и архивные материалы партнеров проекта (Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Института востоковедения РАН, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ, Российского государственного архива военно-морского флота, Русского географического общества, Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова) был изучен и лег в основу выставочных и лекционных мероприятий.

Организованный комплекс мероприятий, включающий показ созданных в рамках проекта 2-х короткометражных документальных фильмов «Русские географические названиях в Океании» и «Экспедиция Миклухо-Маклай XXI в. Берег Маклая» рассказывают как об истории достижений россиян, так и о современной деятельности ученых в Папуа-Новой Гвинее. Выставочная экспозиция рассказывает о достижениях наших соотечественников в исследовании региона Южных морей и русских названиях географических объектов в Океании. Лекторий, организованный в образовательных и научных учреждениях и проходящий на постоянной основе, позволил заполнить образовавшийся вакуум, который возник после 40 летнего перерыва в исследовании россиянами Океании, смог показать перспективы и сохранить то, что уже достигла Россия в изучении Океании.

Выставочные мероприятия и цикл лекций разработан ведущими специалистами страны в области океанистики: А.Я. Массовым, д.и.н, профессором, зав. кафедрой истории и культурологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета; Н.Н. Миклухо-Маклаем, ведущим специалистом Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН, руководителем научно-исследовательских экспедиций в Папуа-Новую Гвинею в 2017, 2019 гг.; С.Е. Пале, к.и.н., научным сотрудником Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН; И.В. Чининовым, к.и.н., научным сотрудником Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН. Мероприятия позволили углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями для расширения культурного кругозора и поспособствовали решению задач патриотического воспитания молодого поколения.

Благодаря проекту были объединены ученые и ведущие специалисты России совместно с молодыми исследователями, что привело к активному участию молодежи, в т.ч. молодого специалиста А.Гарина, к исследовательской деятельности и, как результат, продолжению работы в области изучения региона молодыми специалистами. Это позволило активизировать исследования в регионе Южных морей, тем самым восстановив и продолжив преемственность в деле изучения данного региона российскими учеными.

Результатом совместной работы над проектом стало научно-популярное издание «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», состоящее из 10 разделов, содержащих информацию о ключевых научных экспедициях российских исследователей в Океанию с начала XIX в. по начало XXI в. Авторы разделов, представители ведущих научных и практических институтов России, последовательно раскрывают этапы освоения Океании российскими учеными, начиная с первого плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в Южные моря, знаменитых экспедиций великого этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая в Папуа – Новую Гвинею в 1870-х гг., советских экспедиций в Океанию в 1970-х гг., заканчивая уникальными с научной точки зрения экспедициями в Папуа – Новую Гвинею представителей Фонда им. Миклухо-Маклая и ученых ведущих научных структур в 2017-2019 гг. Экспедиции начала XXI в. обладают особой научной значимостью, поскольку они позволили увидеть преимущества и выгоды, которые Россия могла бы в дальнейшем учитывать при построении своей политической, геостратегической и торговой линии в Южно-Тихоокеанском регионе.

Издание получило высокую оценку Министерства просвещения РФ, Института стратегии развития образования РАО и может быть использовано как хрестоматия в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях. Оно послужит укреплению межпредметных связей географии, истории и обществознания, а также поможет молодому поколению приобщиться к научным исследованиям.

Согласно рецензии Института стратегии развития образования Российской академии образования: «…Издание актуально для современного географического образования, так как география – это одна из основных дисциплин, формирующая национальную идентичность человека. Представленное к экспертизе Издание содержит интересный материал об открытиях российских исследователей в Океании и других регионах мира. Дает картину российского участия в изучении природы, населения стран Океании в исторической ретроспективе, раскрывая гуманистический характер российской науки, её вклад в создание естественнонаучной и этнографической картины этого региона как части мира…».

По результатам реализации проекта мы получили благодарственные письма более чем из 20 регионов страны, где используют материалы проекта в образовательных целях. Это произошло благодаря онлайн-трансляциям, онлайн-лекциям, распространению материалов проекта, а также и рассылке информации не только по регионам, где проводились выставочные мероприятия (Москва, Санкт-Петербург, Новгородская область, столица Папуа-Новой Гвинеи г. Порт-Морсби), но и по всем 85 регионам страны.

Например, по мнению МБУК г.о. Самара «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система»: «…издания имеют серьезную научно-просветительскую ценность, содержат важные сведения о мировой и российской истории и географии, способствуют расширению культурного кругозора…», а согласно письму Марийского научно-исследовательского института русского языка, литературы и истории имени В.М. Васильева (Республика Марий Эл): «…издание является книгой, которая будет одинаково полезна как ученым и исследователям, так и молодой публике…».

Русские названия географических объектов, открытые выдающимися отечественными мореплавателями, есть в любом уголке нашей планеты. В том числе есть они и в Океании, с островным миром которой Россия имеет прочные исторические и научные связи. История изучения этого региона отечественными мореплавателями начинается поражает своей величественностью и масштабом. Только в одной Океании был открыт 71 географический объект, получивших русские названия, из которых только 8 сохранилось до наших дней.

В рамках научно-исследовательской деятельности проведены работы по выявлению и картографированию русских названий на электронной карте Океании, подготовленной на основе тщательно проверенной информации с учетом строгих академических канонов и представленной на странице проекта с точными координатами и описанием, а также в виде таблицы в издании (с. 108–115). Работа, проделанная командой Фонда им. Миклухо-Маклая под руководством Н.Н. Миклухо-Маклая-младшего по выявлению русских географических названий на карте Океании, это еще один шаг к возрождению преемственности исследований Океании российскими учёными, к сохранению бесценных памятников мирового исторического, культурного и географического наследия, к восстановлению русских названий географических объектов на карте мира, о важности сохранения которых и создании Атласа мира с русскими топонимами заявил Президент РФ В.В. Путин в апреле 2018 г. на заседании попечительского совета Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Научно-популярное издание «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.» с визуализацией русских топонимов с указанием их координат на карте Океании тесно связано с подготовкой нового Атласа мира с достоверными названиями географических объектов.

Созданный в рамках проекта короткометражный документальный фильм «Русские названия географических объектов в Океании» позволяет на 11 минут окунуться в историю достижений русских мореплавателей и ученых и прикоснуться к далекому миру Океании, с которым у России давние связи.

Благодаря уникальности проекта и высокому интересу молодежи к теме, нам удалось, благодаря проводимой PR-кампании в течение всего проекта, привлечь внимание общественности, молодого поколения к достижениям России в исследовании Океании через широкое освещение проекта в СМИ. Это позволило получить заявки на предоставление книг, фильмов, запланировать выставочные мероприятия уже на 2020-2022 гг., а также следующий образовательно-просветительский проект "Исследователи Океании".

Проект также позволил наладить новые и сохранить уже имеющиеся связи с партнерами из Папуа-Новой Гвинеи – Университетом Папуа-Новой Гвинеи (г. Порт-Морсби), Национальной библиотекой ПНГ. Это позволяет сохранять и развивать отношения с одним из самых далеких регионов и запланировать будущее научное издание об истории связей России и Папуа-Новой Гвинеи, что будет являться уникальным собранием фактов и совместной работы ученых России и ПНГ, ранее не проводившейся и актуальной для развития двусторонних отношений.

Наличие и характер незапланированных результатов

В ходе реализации проекта вместо иллюстрированного журнала было выпущено научно-популярное издание, в котором объем содержащейся информации увеличен более, чем в два раза. «Россия и Океания Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», получившее высокую оценку Министерства просвещения РФ, Института стратегии развития образования РАО, является уникальным изданием и может быть использовано как хрестоматия в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях. Это издание, после рассылки информации по 85 регионам РФ, запросили более чем 57 образовательных и библиотечных учреждений только за первые 2 месяца распространения (доп. документы «Отправка печатной версии издания по регионам РФ»). Подобная популярность издания подтверждает его актуальность и это, в отличие от ранее планируемой раздачи в ходе мероприятий, позволило адресно донести информацию об истории достижений россиян в Океании до целевой аудитории проекта. В связи с тем, что издание будет находиться в образовательных и библиотечных учреждениях, оно будет использоваться продолжительный период времени. Оно послужит укреплению межпредметных связей географии, истории и обществознания, а также поможет молодому поколению приобщиться к научным исследованиям и позволит углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями для расширения культурного кругозора, что внесет свой вклад в формирование чувств патриотизма, гражданственности и гордости за свою Родину.

В период действия ограничительных мер по проведению массовых мероприятий в апреле-мае 2020 года было проведено 19 онлайн-лекции, что собрало более 115 366 человек, что превышает среднее очно посещение лекций (30 человек/лекция) более чем в 202 раза. Это дало возможность увеличить охват целевой аудитории и тем самым расширить географию проекта, позволило привлечь на интернет-страницы проекта новых посетителей, заинтересованных в получении знаний по теме проекта.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта в связи с быстрым переходом на удалённую работу в период ограничительных мер, связанных с распространением пандемии, невозможностью проведения массовых мероприятий в апреле-мае 2020 года и необходимостью организации работать с целевой аудиторией в онлайн-режиме, была поставлена задача освоить новые интернет-программы и изменить специфику подачи информации. Первая проведенная онлайн-лекция заняла больше времени из-за чего было трудно удержать внимание слушателей, мы учли этот аспект и следующие онлайн-лекции готовили заранее.

Общие выводы по результатам реализации проекта

За период реализации проекта (01.07.2019 – 01.06.2020) нам удалось достигнуть заявленных целей, качественных показателей и перевыполнить количественные показатели. Так, благодаря проведению образовательно-просветительских выставочных мероприятий и проведению образовательно-просветительских лекториев проведены:

1. Лекции (в том числе онлайн) в количестве 55 штук (вместо 27 ранее запланированных), которые посетило не менее 117 358 человек (вместо запланированных 1080 человек).

2. Организованы выставочные мероприятия в количестве 26 штук, а также 7 прямых трансляций (вместо ранее 25 запланированных лекций), где демонстрировался материал из выставки проекта, которые посетило не менее 367 968 человек (вместо запланированных 21 000 человек).

Итого за весь период проведения проекта количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта с целью углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона российскими исследователями, для расширения культурного кругозора и решения задач патриотического воспитания молодого поколения составило не менее 485 326.

Благодаря проекту произошло объединение ученых и ведущих специалистов России среднего и старшего поколения с молодыми исследователями. Результатом стало не только продолжение и активизация работы в области изучения Океании, но и обеспечение преемственности в деле изучения российскими учеными этого региона. Один из итогов совместной работы над проектом - выход в свет научно-популярного издания «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.», состоящее из 10 разделов, содержащих информацию о ключевых экспедициях российских исследователей в Океанию с начала XIX в. по начало XXI в. Издание доступно в образовательных и библиотечных учреждениях РФ и будет служить на благо образования и просвещения молодого поколения многие годы, оно позволит углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями для расширения культурного кругозора, что внесет свой вклад в формирование чувств патриотизма, гражданственности и гордости за свою Родину.

В рамках научно-исследовательской деятельности при реализации проекта проведены работы по выявлению и картографированию русских названий на электронной карте Океании. Карта представлена в виде таблицы как в издании «Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI вв.» (с. 108–115), так и на сайте Фонда. Она подготовлена с учетом строгих академических канонов на основе тщательно проверенной информации и содержит точные координаты и краткие описании открытых географических объектов. Работа по выявлению русских географических названий, проделанная командой Фонда им. Миклухо-Маклая под руководством Н.Н. Миклухо-Маклая-младшего представляет собой еще один шаг к сохранению бесценных памятников мирового исторического, культурного и географического наследия, к восстановлению русских названий географических объектов на карте мира. О важности и значимости такой работы говорил Президент РФ В.В. Путин в апреле 2018 г. на заседании попечительского совета Русского географического общества в Санкт-Петербурге.

В период реализации проекта проведена PR-кампания (01.07.2019 – 01.06.2020) с целью привлечь внимание общественности, молодого поколения к достижениям России в исследовании Океании через широкое освещение проекта в СМИ. Это позволило посредством ТВ, печатных и электронных СМИ, интернет-ресурсов, сайта проекта и партнеров привлечь внимание общественности, молодого поколения к достижениям России в исследовании Океании (включая социальные сети, СМИ, сайт https://mikluho-maclay.ru/) в количестве не менее 14 502 059 человек (вместо запланированных 3-х млн.).

Подготовлено 32 статьи (вместо запланированных 30) для социальных сетей и интернет-страницы проекта объемом не менее 1500 знаков и 1 статья объемом не менее 10000 знаков по теме проекта (доп.документы "Статьи для социальных сетей и интернет-страницы проекта").

По итогу проведенной работы мы получили десятки писем благодарности от целевой аудитории и от образовательных, научных и учебных учреждений по всей стране, запланировали продолжение проекта до 2022 и наметили совместные планы на реализацию нового проекта об исследователях Океании.

О проекте

Международный проект «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» – это образовательно-просветительский проект, включающий в себя комплекс мероприятий: выставки, видеопоказы, лекции. Актуален как для детей среднего и старшего школьного возраста, так и на студентов, активную молодежь и молодых ученых. Именно эта аудитория в последние 20 лет была практически лишена информации о достижениях российских ученых, путешественников и дипломатов в исследовании Океании и установлении дружественных отношений России со странами Южных морей. Достижениями наших соотечественников гордились многие поколения россиян, русскими мореплавателями были нанесены на карту русские названия, которые теперь незаслуженно забыты. Фактически, прервалась связь между поколениями российских исследователей этого региона, и мы заполним образовавшийся вакуум за счет уже второй научно-исследовательской экспедиции в Папуа-Новую Гвинею в апреле 2019 года и использовании ее результатов в данном проекте. Для подготовки материалов лекций, фильмов и выставок используется проверенная информация, основанная на документах государственных архивов (РГАВМФ, ГАРФ, АВПРИ, РГО, архив МИД РФ), материалах РНБ, РГБ, Фонда им. Миклухо-Маклая. Для создания ежемесячного цикла из 9 лекций с сентября по июнь, чтения лекций, привлечены ученые РАН, преподаватели и путешественники. Охват максимально широкой аудитории в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской и Ленинградской области, Калининграде, предусматривает постановку следующих целей: -Углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями для расширения культурного кругозора, и решения задач патриотического воспитания молодого поколения. -Привлечь ученых, в том числе молодых специалистов, и активизировать их исследования в регионе Южных морей, восстановив и продолжив тем самым преемственность в деле изучения российскими учеными данного региона. -Привлечь внимание общественности к достижениям России в исследовании Океании через широкое освещение проекта в СМИ. Благодаря партнерам в России в реализацию проекта «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)» вовлечено не менее 10 СУЗов, 5 ВУЗов, 10 музеев и выставочных площадок в России. Проект предоставляет возможность ученым провести анализ собранных в ходе научно-исследовательской экспедиции, организованной в апреле 2019 года, материалов и коллекций и вовлечь не менее 3 молодых специалистов в обработку данных. Научно-популярные публикации будут размещены на странице проекта. Опыт проведения подобных проектов дает уверенность, что число посетителей лекций и выставок составит не менее 22000 человек, в том числе, благодаря иллюстрированному изданию тиражом в 5 тыс. экземпляров и его адресному распространению в учебных заведениях. Освещение в российских и зарубежных СМИ хода реализации и результатов проекта охватит менее 3 млн. человек целевой аудитории. Проект рассчитан на 11 месяцев чтобы реализовать поставленные цели и осуществить подобный охват.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии