http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
образовательный комплекс "Технополис"
Первый конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.08.2019 – 31.12.2020
Регион
Республика Татарстан (Татарстан)
Номер проекта
19-1-027588
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

10000 Запланировано
24539 Результат
245% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

500 Запланировано
34167 Результат
6 833% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, которым оказаны услуги в сфере культуры и искусства

2000 Запланировано
10935 Результат
547% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

1) Благодаря проведенным ремонтным работам, подготовке помещений для проведения учебного процесса, оснащения необходимым оборудованием, материалами и мебелью была создана научно-практическая лаборатория "Технариум", которая совместно с Инженерным лицеем-интернатом КНИТУ-КАИ и создаваемым единственным в мире интерактивным образовательным центром авиации и техники на базе первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 сформировало образовательный комплекс "Технополис". Это способствовало развитию городской инфраструктуры для детского познавательного досуга.

2) Была сформирована система направлений дополнительного образования, представляющая собой модернизированный вариант системы дополнительного образования по инженерии. На основе данной системы были разработаны 10 программ дополнительного образования научно-технической направленности, по которым проводились занятия для школьников и студентов. Все это способствовало повышению интереса детей и молодежи к естественным наукам и техническому творчеству и обеспечило более 6000 обучающихся г. Казани и прилегающих населенных пунктов за время реализации проекта.

3) Концепция "Технополиса", модернизированная система программ допобразования по техническим направлениям в совокупности со слаженной работой команды сформировали эффективный инструмент профориентации ребенка для формирования у него начальных профессиональных компетенций по научно-техническому направлению с последующей более качественной подготовкой высококлассных инженерных кадров для дальнейшего развития технического потенциала страны.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Вследствие реализованного за счет средств гранта проекта было создано новое образовательное пространство для детей и молодежи, которое стало точкой притяжения школьников и студентов. Специально для образовательного комплекса "Технополис-КАИ" с нуля разрабатывалось 10 новаторских программ дополнительного образования научно-технического направления, которые включают планы занятий, мультимедийные уроки и практическую работу, систему оценки остаточных знаний. Данные программы, созданные с учетом использования современных технологий образования и оборудования, способствовали решению социальнозначимой проблемы - низкой вовлеченности детей в инженерию и технические направления допразвития. Для усиления эффекта модернизации форматов дополнительного технического образования в качестве преподавателей и кураторов образовательного комплекса были отобраны в ходе конкурса самые опытные и мотивированные личности. Их основной задачей было показать детям, что инженерия – это "круто", пробудить в них уверенность, что и им по силам создать новую легенду мировой инженерии, будь это летательный аппарат или водоходное судно. С чем они справились на "отлично".

Благодаря партнерской работе с образовательными учреждениями г.Казани и других городов, районов Татарстана, на их площадках были созданы мини-филиалы "Технополиса-КАИ". Тем самым удалось создать систему центров с мотивирующей тематической интерактивной среды для обучения школьников и студентов по приоритетным программам дополнительного образования инженерной направленности и технического творчества.

Несмотря на сложившиеся в связи с пандемией временные трудные ситуации, активно продолжалась работа по популяризации инженерно-технического образования с использованием современных обучающих технологий. Для привлечения большего количества детей и молодежи проводились онлайн-занятия и выездные занятия, мастер-классы в лагерях.

Ответственный и инновационный подход команды к обучению детей и проведение интересных, содержательных занятий, популяризующих достижения науки и техники дали детям и молодым людям качественные знания, которые станут основой для дальнейшего профессионального образования. Подтверждением этому служат многочисленные благодарственные письма от образовательных учреждений, лагерей, в которых также говорится и о положительных отзывах от родителей и детей.

Также позитивным достигнутым эффектом работы ОК "Технополис-КАИ" стали результаты устного опроса в ходе мероприятий школьников о выборе будущей профессии. Более 80% обучающихся после занятий решили сдавать ЕГЭ по физике. поступить в технические вузы и связать свою жизнь с инженерией.

После завершения грантового финансирования программы и форматы занятий будут собраны в методические материалы, курсы и будут переданы в кружки технического творчества Республики Татарстан для усовершенствования методов преподавания допобразования по техническим направлениям. Позднее концепция "Технополиса" станет франшизой, доступной для реализации в других регионах РФ.

На данном этапе на базе "Технополиса-КАИ" проходят летние инженерные школы республиканского масштаба. В дальнейшем планируется, что "Технополис" станет федеральной учебной и профориентационной площадкой инженерной направленности для 30 тыс. школьников со всей страны в год и одной из главных площадок для подготовки участников мирового чемпионата по профессиям – WorldSkills.

Наличие и характер незапланированных результатов

Помимо мероприятий, указанных в ключевых точках, грантополучателями в рамках реализации проекта были проведены дополнительные работы и мероприятия.

В Казани прошла форсайт-сессия с различными специалистами в области IT-технологий, представителями власти и бизнеса, во время которой в рамках работы «Социальная среда» были презентованы социальные проекты университета, реализуемые при поддержке Эндаумент-фонда КНИТУ-КАИ, в том числе создаваемый уникальный в России образовательный комплекс «Технополис».

В КНИТУ-КАИ прошел Science Battle – мероприятие для КАИстов, которые занимаются научными исследованиями и могут рассказать о них непосвященным людям. В начале мероприятия был были презентован реализуемый при поддержке Эндаумент-фонда КНИТУ-КАИ, в том числе создаваемый по гранту Президента РФ, уникальный для России образовательный комплекс «Технополис».

В связи с приказами Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ очные занятия на территории школ и университетов были запрещены. Поэтому для выполнения ключевых точек командой ОК «Технополис» были проведены очные занятия по программам дополнительного образования научно-технического направления в детских оздоровительных лагерях (где допзанятия были разрешены). Это потребовало дополнительной работа по организации занятий в лагерях. Что в итоге привело к увеличению количества проведенных занятий по направлениям комплекса и охвата школьной аудитории: было проведено 34 лагерные смены с выездными занятиями (вместо 3500 проведены занятия с более 9000 обучающимися).

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта были выявлены следующие недостатки:

1. Распределение сроков закупки необходимого оборудования.

Изначально данная задача была заложена в 1 этап вместе с разработкой программ дополнительного образования. Срок, выделенный на 1 этап, итак был не столь долгим для закупки большого количества оборудования, ситуация усложнилась тем, что для закупки нужны были в первую очередь сами программы - ведь оборудование покупается под них. Однако в связи с тем, что разработка программ заняла большую часть времени первого этапа, приходилось заниматься закупкой в сжатые сроки.

2. В связи с введением запрета на проведение мероприятий из-за эпидемии коронавируса в рамках образовательных мероприятий часть уроков была проведена в дистанционном формате. Результат показал, что по инженерным направлениям неэффективно проводить занятия онлайн, необходим личный контакт и специальное оборудование.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Основой успешной реализации проекта является, в первую очередь, команда. От опыта, целеустремленности, креативности и ответственности участников команды зависит итог всей работы. Четкое структурирование рабочих процессов внутри команды, ответственность и грамотное распределение собственных ресурсов легли в основу достигнутых результатов. Грамотный подбор проверенных и зарекомендовавших себя подрядчиков, соответствующий контроль за ходом работ способствовали качественному исполнению запланированных ключевых точек. Значимую роль в реализации данного проекта сыграло налаживание контактов с неравнодушными партнерами и навык команды проекта быстро и разумно менять форматы работы, планы и задачи в непростых условиях, сложившихся в мире и стране из-за пандемии.

Реализованный образовательный комплекс "Технополис" стал полноценной структурной единицей университета и способствовал развитию образовательной инфраструктуры КНИТУ-КАИ. Результаты, достигнутые в процессе работы "Технополиса" продемонстрировали, что образовательный комплекс является мощной профориентационной площадкой для КАИ. Именно поэтому, согласно концепции развития вуза до 2025 года, "Технополис" становится главным действующим и нестандартным инструментом привлечения в университет талантливых и способных абитуриентов, которые в дальнейшем пополнят ряды выдающихся инженеров.

Положительные отзывы и благодарности от партнеров со всего региона дали уверенность команде в том, что проект актуален и интересен для его дальнейшего развития в тесной связи с действующими партнерами и для масштабирования с помощью привлечения новых партнеров из других регионов.

О проекте

КНИТУ-КАИ, один из лидеров инженерного образования России, реализует проект по созданию уникального в России образовательного комплекса "Технополис". "Технополис" – это интерактивное пространство, интегрирующее в себе разные формы дополнительного образования детей в сфере физико-математических наук, инженерии и технического творчества. Комплекс включает в себя три структурных элемента, объединенных единой концепцией: 1) единственный в мире интерактивный образовательный центр авиации и техники на базе первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Он состоит из самолета, прилегающего здания и специально оформленной территории. Внутри расположатся 4 тематические зоны: авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение и космонавтика; ретро-зал, интерактивная кабина пилотов, будет функционировать аэрокосмический кванториум. У Центра будет три направления деятельности: центр дополнительного технического образования для школьников, учебная лаборатория для студентов и интерактивный музей техники для туристов. Президент России Владимир Путин во время недавнего визита в Казань полностью поддержал идею создания этого Центра (https://goo.gl/L3EhXC); 2) Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ. Миссия лицея – воспитание будущих технологических лидеров XXI века, физически и нравственно здоровых. Особенностью Инженерного лицея является наличие проектной зоны площадью около 800 кв. м., оснащенной самым современным оборудованием, позволяющим детям реализовывать практически любые высокотехнологичные проекты. В частности, благодаря этому ученики Инженерного лицея стали лидерами в России движения JuniorSkills и WorldSkills. Лицей также располагает современным общежитием, что позволяет принимать детей со всей страны.

3) Научно-практическая лаборатория "Технариум" будет располагаться в центре Казани, прямо на берегу реки Казанка, занимать территорию в 8346 кв.м. с прилегающим зданием в 1040,7 кв.м. (Бывшая лыжная база КНИТУ-КАИ). Здесь будут проходить практические занятия по проектированию и созданию реально летающих планеров, беспилотных летательных аппаратов, речных и морских судов, двигателей для них, систем навигации и управления, при разработке и создании этих систем будут использованы самые современные технологии XXI века: цифровые, композитные, аддитивные и квантовые технологии. "Технариум" должен стать современной и расширенной версией широко известного в советское время студенческого конструкторского бюро СКБ КАИ-1 (достаточно упомянуть, что в этом СКБ вырос легендарный авиаконструктор М.П. Симонов, создатель лучших истребителей XX в. семейства Су).

Концепция "Технополиса" заключается в том, чтобы объединить в единый образовательный комплекс 3 важнейшие части подготовки технологических лидеров XXI века: центр привлечения детей в инженерию (Интерактивный образовательный центр на базе Ту-144), центр обучения инженерии (Инженерный лицей) и центр технического творчества «Технариум».

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии