http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Повышение устойчивости и эффективности  деятельности СО НКО Хабаровского края через создание и апробирование универсальной модели поддержки муниципальных ресурсных центров
Второй конкурс 2017

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.01.2018 – 31.10.2018
Регион
Хабаровский край
Номер проекта
17-2-007620
Целевые группы:
  1. Муниципальные ресурсные центры поддержки гражданских инициатив (СОНКО)
  2. Районные (местные) СОНКО
  3. Местный социально ответственный бизнес
  4. Органы местного самоуправления Хабаровского края
  5. Инициативные граждане (социально ориентированные инициативные группы)

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

450 Запланировано
1500 Результат
333% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, получивших консультации юриста и бухгалтера по вопросам деятельности нко

100 Запланировано
100 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, которым оказаны услуги в иных сферах некоммерческой деятельности

150 Запланировано
150 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку

50 Запланировано
100 Результат
200% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество рц нко получивших поддержку

10 Запланировано
10 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

6. количество получателей информационной поддержки (подписчики по рассылкам)

1000 Запланировано
1000 Результат
100% Выполнено
else {
Нет данных Результат
}

7. количество инициированных социальных минипроектов

15 Запланировано
28 Результат
187% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

8. количество поддержанных и реализованных социальных минипроектов

5 Запланировано
9 Результат
180% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

В целом проект показал эффективность объединения ресурсов экспертных организаций и сообществ, благодаря проекту удалось эффективно реализовать на территории Хабаровского края муниципальные этапы гражданского форума, а в двух районах тоько благодаря проекту состоялись муниципальные этапы гражданского форума с участием экспертного сообщества регионального и федерадбного уровня, проект консолидировал экспертное сообщество, и в то же время выявил ряд проблем в координации взаимодействия эксперных организаций и экспертного сообщества в регионе, что простимулировало дискуссии и поиск решений. Проект успешно апробировал на региональном уровне технологию поддержки гражданских инициатив в виде конкурса минисоцпроектов, эта технология показала высокую эффективность применения именно в данном контексте и имеет большие перспективы к дальнейшему применению. В целом, проект также укрепил три звена экспертной цепи взаимодействия - на федеральном, региональном и муниципально-местном уровне.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

В целом проект имел важнейшее и решающее значение с точки зрения развития ресурсной деятельности по поддержке институтов гражданского общества в Хабаровском крае, а именно, данный проект, в течение года, обеспечивал проведение ключевых для гражданского общества края координирующих мероприятий и событий, а именно всех (6) муниципальных этапов и региональный итоговый этап гражданского форума, которые в настоящее время, являются главными драйверами процессов взаимодействия и развития всех институтов гражданского общества в регионе, при этом проект стал центральным практическим инструментов и связующим элементом координации взаимодействия экспертного сообщества, в том числе, лидеров ресурсных центров НКО регионального, федерального и муниципального уровней, что позволило не только оказать значительную высококачественную поддержку гражданских инициативам в муниципальных территориях края, но и собственно укрепить практику и построить стратегии взаимодействия на уровне экспертных сообществ, преодолеть часть противоречий между ними и уйти от конкуренции к сотрудничеству. Проект позволил апробировать и надёжно внедрить новую для региона, и в то же время несложную для тиражирования технологию проведения адресной поддержки гражданских инициатив в виде организации и проведения компактных мини-конкурсов на уровне муниципальных субъектов и небольших поселений, когда практически в режиме прямого диалога, за несколько дней работы на тренингах и практических методических сессиях проходит полный цикл от разработки до участия и победы на конкурсе, с последующим подключением к реализации победившей проектной инициативы всех заинтересованных сторон непосредственно в местах разработки и реализации проекта, на уровне муниципального поселения. Проект также, значительно укрепил опыт оказания консультационной помощи ресурсными организациями своим целевым группам, в том числе, был отработан механизм оказания целевой комплексной юридической помощи совместно с профессиональным юридическим сообществом (Центр юридической защиты), что позволило объединить практический опыт специалистов РЦ НКО на уровне рекомендаций общего характера ("из жизненного опыта в сфере НКО") с профессионализмом и эффективностью решения вопросов и проблем, требующими профессиональных юридических знаний и навыков. Подобное взаимодействие имеет все перспективы для продолжения после завершения грантового конкурса. В проекте было выявлено, что юридическая практика обслуживания и система услуг для некоммерческого сектора практически отсутствовала в профессиональном юридическом сообществе в регионе, в силу высокой трудозатратности работ и низкой рыночной конкурентоспособности, а точнее неплатёжеспособности некоммерческой клиентской группы. Проект позволил преодолеть стереотипы с обеих сторон и продемонстрировать опыт успешной практики взаимодействия . Одним из важнейших результатов проекта стала необратимость процесса формирования и укрепления муниципальных ресурсных центров поддержки гражданских инициатив, при этом муниципальные РЦ НКО были сформированы как самодостаточные саморазвивающиеся системы, действующие не только и не столько по команде из координирующего центра (в нашем случае АНО «ОРЦ СО НКО ХК»), а в большей степени как партнёрские организации, чувствующие при необходимости надёжную, постоянную и своевременную поддержку при возникновении любого рода необходимости во взаимодействии, но с другой стороны, муниципальные РЦ не ограничены «ревностной опекой головной организации» в выборе собственных стратегий развития, собственных партнёров, при условии соблюдения взаимных обязательств. Что позволяет некоторым муниципальным РЦ не только составить в ближайшей перспективе «конкуренцию» коллегам на региональном уровне, но и стать своего рода центрами разработки и внедрения инноваций и передового успешного опыта. Ещё одним важным итогом и результатом проекта является укрепление и развитие Итернет-ресурса «Гражданское общество Хабаровского края», проведённая техническая модернизация платформы и структуры портала заложила возможности устойчивого развития и совершенствования как самого интернет-проекта, так и возможности для координации взаимодействия целевых групп на долгие годы вперёд.

Наличие и характер незапланированных результатов

Незапланированным результатом стала высокая активность граждан по участию в конкурсе минисоцпроектов в муниципальных районах Хабаровского края. В результате вместо планировавшихся для расморения на конкурсе 15 минипректов было рассмотрено 55 заявок , а в качестве лидеров было отобрано 9 (вместо 5 планировавшихся проектов). в среднем получилось по 2 проекта-победителя на один муниципальный район. Средства пректа были перераспределены в рамках одной и той же статьи на проведение мероприятий, за счёт экономии на привлечении партнёрских ресурсов при проведении крупных выездных мероприятий, использованию помещений, оплаты проживания, питания, канцелярских расходов по раздаточному материалу и т.д. Конкурс полностью оправдал свою эффективность. Поддержка была оказана непосредственно коллективам лидеров гражданских инициатив, разработчикам проектов, что исключило разного рода бюрократические звенья и расходы подобного рода. Минисоцпроекты были разработаны и реализованы исходя из практических запросов и потребностей местного сообщества. Имено поэтому, полностью оправдался расчёт на результаты миниконкурса, все проекты были реализованы с большим энтузиазмом и активностью, а по количеству участников конкурс превзошёл все ожидания, поскольку только в проекте "музейный пикник" приняли участие более 4000 человек, а коллектив проекта (сорудники музея р.на им. Лазо) выполнили 19 благотворительных просветительских выездов в самые удалённые посёлки района и всё это в пределах 30 тыс. рублей, в том числе за счёт привлечения собственных ресурсов участников проекта.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Партнёрская схема проекта оказалась в нашем случае как сильной, так и слабой стороной проекта, особенно на этапе формирования итоговой отчётности. С одной стороны, объединение ресурсов и потенциалов партнёров (и их организаций) позволили добиться всех необходимых эффектов и результатов в проекте, и даже существенно перевыполнить некоторые показатели. С другой стороны, сработал принцип, «у семи нянек дитя без глазу», когда все партнёры на равных отвечали за всё в части подготовки и реализации мероприятий, и в итоге, не уделялось должное своевременное внимание и контроль отчётной базе. Ошибочно был поставлен во главу угла принцип – сначала работаем по задачам и мероприятиям на результат (что само по себе не плохо), каждый на своём месте, выполняя свой фронт работ, а потом будем разбираться как за всё это будем отчитываться, то есть не была сразу детализирована учётная и отчётная политика проекта. Иными словами, эмоциональный подход возобладал над рациональным, а в итоге, фактически после завершения проекта, пришлось повторно обращаться по всем местам и этапам проведения мероприятий проекта, систематизировать, согласовывать проделанное и анализировать информацию заново.

Очевидно, что главная ответственность лежит на руководителе проекта и слабой его роли в организации отчётно-административной части проекта. Таким образом, партнёрская схема в неумелых руках, при достаточном потенциале участников и неплохо выполненной общей работе, оказалась дискредитирована неуклюжими итоговыми действиями по администрированию отчётности. Всё это станет серьёзным уроком и поводом для принятия организационных выводов и переформатирования позиций по администрированию и управлению организацией и проектами.

Общие выводы по результатам реализации проекта

В целом, реализацию проекта и объём выполненных задач считаем успешными и значимыми для развития гражданского общества в регионе, в том числе, именно благодаря проекту, удалось сохранить и продолжить на постпроектную перспективу тенденции к объединению и взаимодействию в экспертном сообществе, расширение и укрепление муниципального звена сети ресурсных центров края, повышения доверия и значимости РЦ НКО как в экспертной среде так и в отношениях со своими целевыми группами.

О проекте

Проект направлен на решение задач по созданию и обеспечению успешной деятельности муниципальных ресурсных центров, ориентированных на поддержку всех видов социально значимой гражданской активности (СО НКО, ТОСы, социальное предпринимательство, сообщества активных граждан). При этом в краевой столице (г. Хабаровске) сформировался пул экспертных организаций (ресурсных центров), которые в данном проекте готовы, объединив усилия, ресурсы, опыт, разработать базовый методический комплекс для создания и деятельности муниципальных РЦ Хабаровского края с учетом местной специфики развития некоммерческого сектора; организовать информационное и консультационное сопровождение деятельности муниципальных РЦ СОНКО, а также обучение их специалистов; синхронизировать гражданские активности на местах, деятельность муниципальных и краевых РЦ с региональными государственными программами, направленными на местное развитие.

В рамках проекта в партнерстве с краевыми органами власти, органами местного самоуправления и муниципальными РЦ будут организованы обучающие и дискуссионные площадки муниципального этапа Гражданского форума в трех муниципальных районах края. Информационную, консультационную и методическую поддержку получат не менее 7 муниципальных (межмуниципальных) ресурсных центра и не менее 50 районных НКО. В мероприятиях проекта примут участие не менее 350 сотрудников и добровольцев НКО, инициативных граждан. Проект реализуется при экспертной поддержке ведущих ресурсных центров Северо-Запада, Сибири и Поволжья.

Уникальность проекта заключается в реализуемом на практике партнерстве нескольких "сильных" НКО края и краевых органов власти, а также в создаваемой модели поддержки муниципальных ресурсных центров, которая учитывает региональную специфику развития некоммерческого сектора края на местах. Базовый методический комплекс для создания и деятельности муниципальных РЦ станет своеобразным "конструктором" для создания различных модификаций ресурсной поддержки на местах.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии