Этап 1
Срок реализации: 01.11.2018 – 28.02.2019О проекте
- Дети и подростки
- Молодежь и студенты
- Алко- и наркозависимые, а также лица, страдающие от иных видов тяжелых зависимостей
- Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию
- Лица с тяжелыми заболеваниями
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
Проект представляет собой поэтапную программу обучения подростков и молодёжи наркопрофилактическим знаниям и навыкам психологии общения и поддержки сверстников, находящихся в ситуациях трудного выбора или психологического кризиса и апробацию полученных знаний и навыков в практике оказания профилактической помощи по принципу равного консультирования по «телефону доверия» при постоянной поддержке и супервизии квалифицированного специалиста (психолога, врача-психотерапевта).
Проект рассчитан на профилактическую работу с молодёжью в течение года. На первых этапах с помощью собеседования и психологического тестирования будет проведен набор молодых людей (будущих волонтеров-консультантов) из числа старшеклассников или студентов начальных курсов училища и колледжа города Северска, имеющих необходимые личностные качества для работы в помогающих профессиях. Затем, еженедельно, в течение учебного года они будут участвовать в образовательных семинарах-тренингах по темам психогигиены, профилактики химических и нехимических зависимостей, аддиктивных и саморазрушительных форм поведения, психологии общения, личностного развития и обучаться элементам социально-психологического телефонного консультирования сверстников. После сдачи итогового экзамена по теории и практике профилактической работы, во время летних каникул, волонтеры-консультанты пройдут 1-3-х месячную практику-стажировку на «Молодёжном телефоне доверия» под наблюдением специалиста.
Настоящий проект является продолжением и развитием, начавшейся при поддержке Фонда президентских грантов в конце 2017 года, пилотной работы общественной организации «Родители против наркотиков» с учащейся молодёжью. В результате реализации первого проекта в городе отработана новая модульная система наркопрофилактической работы с подростками и молодежью. Подготовлены первые волонтёры-подростки, готовые стать наставниками для членов учебной группы этого проекта. В дальнейшем будет сформирована молодёжная среда по взаимному обучению наркопрофилактическим знаниям и пропаганде здорового образа жизни. Планируется создание подростковой службы социально-психологической взаимопомощи, где социальное консультирование осуществляет обученный волонтёр-сверстник, курируемый специалистом - супервизором. Такая служба предлагает возможность искреннего обмена мнениями, поддержку тем, кто страдает от изоляции, отчаяния или депрессии, пережил кризис или находится в ситуации трудного жизненного выбора, развивает волонтёрское движение и привлекает подростков и молодёжь к добровольной деятельности по улучшению психологической ситуации в обществе в целом.
В первые дни реализации проекта, после формирования команды, сотрудниками было проведено информирование о наборе подростков для участия в учебной группе будущих волонтёров "Молодёжного телефона доверия". В школах и общественных местах были развешаны около 50 информационных листов о наборе волонтёров. Благодаря появившейся возможности проинформировать все школы города с помощью телефонограммы директорам школ и сообщению на заседании общества школьных психологов, количество претендентов на участие в проекте значительно превысило предполагаемое и составило 44 человека. После психологического тестирования (по трём тестам) и собеседования с руководителем и специалистами проекта 40 человек, имеющих необходимые личностные качества и мотивацию для работы в помогающей сфере, были зачислены в учебную группу и стали участвовать в образовательных мероприятиях проекта. За первые 4 месяца его реализации 16 подростков-участников по разным причинам (большая нагрузка в школе, наличие других внешкольных кружков и секций, отсутствие времени и др.) вышли из проекта и к концу отчётного периода в учебной группе остались 24 подростка.
В дальнейшем, специалисты проекта (психолог, нарколог), после установочных начали проводить с волонтёрами учебной группы профилактические обучающие семинары-тренинги в соответствии с учебно-тематическим планом. За этот период участники группы познакомились друг с другом, сотрудниками проекта, наркопрофилактической деятельностью нашей общественной организации. Установили правила групповой работы, сплотились, определили собственные потребности, мотивы и цели. Разобрали некоторые вопросы психогигиены, профилактики и психофизиологии, основные теории личности и психологические подходы, особенности возрастной психологии, развития личности, нормативные и патологические кризисы. Много и часто говорили по темам о чувствах и эмоциях, наиболее важные чувства человека (любовь, обида, вина, одиночество, радость, счастье) разбирали отдельно и подробно. Один семинар-тренинг посвятили изучению стресса и стрессоустойчивости, способам совладания и преодоления отрицательных влияний и эмоций. Начали разбирать проблемы взаимоотношений и вопросы химических и нехимических зависимостей, понятие созависимости и био-психо-социо-духовной модели аддиктивных расстройств. На каждом занятии полученные знания закреплялись упражнениями, практическими заданиями и другими тренинговыми приёмами. Будущие волонтёры успешно осваивали новые знания и с интересом тренировались в их применении на практике. Общее количество проведённых семинаров-тренингов составило 18, вместо запланированных 20, темы оставшихся обязательно будут разобраны в следующем отчётном периоде.
С участниками, периодически по уважительным причинам, пропускающими семинары-тренинги или с участниками, имеющими личностные или ситуационные проблемы, актуализировавшиеся в результате специфических особенностей тренинговой подачи учебного материала, включающих элементы самораскрытия и рефлексии, специалистами, консультантом или руководителем проекта проводились индивидуальные занятия . В общей сложности в этом периоде проведено 136 таких консультаций.
Активно участвовали в семинарах-тренингах и три волонтёра-наставника (двое - старшеклассницы и одна - первокурсница педагогического ВУЗа) из числа подростков в прошлом году прошедших подобную обучающую программу и прошедших летнюю практику на "телефоне доверия". На занятиях они являлись своеобразными соведущими, показывая собственный пример выполнения тех или иных психолого-социальных приёмов (игр, упражнений), выполняя некоторые текущие организационные мероприятия. Наставниками была создана и общая беседа в социальной сети в ВК, где они неформально общаются с остальными участниками проекта, поддерживая их интерес к проекту в промежутках между очными занятиями, побуждая к обсуждению пройденных тем, более продуктивному и дружескому общению. Также волонтёры-наставники провели три самостоятельных мероприятия: тренинг ассертивности; выход в городской музей на экскурсию по наркопрофилактической выставке "Выбор за Вами!" с последующим обсуждением вопросов профилактики зависимостей при телефонном информировании; ознакомительное посещение игротеки с развивающими настольными играми в Центральной городской библиотеке с обсуждением вариантов "здорового" времяпровождения.
Основные задачи этого периода были выполнены.
количество человек, принявших участие в образовательных мероприятиях проекта
количество человек, которым оказаны услуги информационного и социально-психологического характера
количество проведенных семинаров-тренингов
количество проведенных индивидуальных консультаций специалистами проекта
количество мероприятий, проведённых волонтёрами-наставниками самостоятельно
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>Проведено информирование о наборе участников учебной группы будущих волонтёров "Молодёжного телефона доверия" с помощью видеосюжета в местной новостной программе, сообщения на обществе школьных психологов, расклейки 50 информ.листов в школах и общественных местах, телефонограммы директорам школ. </p>
Итог мероприятия
<p>Индивидуально и для всех вместе сотрудников проекта озвучены цели и задачи работы, составлены договоры, проведён командообразующий тренинг на знакомство, принятие и продуктивное сотрудничество.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведено собеседование, тестирование на профпригодность и сформирована учебная группа будущих волонтёров "Молодёжного телефона доверия".</p>
Итог мероприятия
<p>Проведены установочные семинары-тренинги, посвященные знакомству, выработке правил работы и сплочению участников учебной группы. </p>
Итог мероприятия
<p>Проведены обучающие профилактических семинары-тренинги в соответствии с учебно-тематическим планом.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведены мероприятия (тренинг ассертивности; выход в городской музей на экскурсию по наркопрофилактической выставке "Выбор за Вами!" с последующим обсуждением вопросов профилактики зависимостей при телефонном информировании; ознакомительное посещение игротеки с развивающими настольными играми в Центральной городской библиотеке с обсуждением вариантов "здорового" времяпровождения).</p>