Этап 1
Срок реализации: 02.03.2020 – 31.08.2020О проекте
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Целью проекта является оказание комплексной, квалифицированной психолого-педагогической помощи приемным родителям, опекунам, усыновителям, детям и подросткам, воспитывающимся в замещающих семьях. Программа по психолого-педагогическому сопровождению будет состоять из нескольких блоков: 1 блок (основное направление работы) направлен на восстановление и профилактику нарушений психо-эмоционального состояния, профилактику и лечение эмоционального выгорания в условиях сенсорной комнаты. Занятия в сенсорной комнате будут проходить с использованием элементов арт- терапии (музыкальная терапия, эбру-терапия (терапия рисованием на воде), аромо-терапия, сказкотерапия),коррекционно-развивающих методик.Занятия в сенсорной комнате помогут детям развить мелкую моторику, коммуникативные навыки, сформируют положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, разовьют воображение и когнитивные способности, стабилизируют психо-эмоциональное равновесие, укрепят психологическое и физическое здоровье членов семьи, научат их навыкам саморегуляции. Формы работы: коррекционные и реабилитационные занятия для детей будут организованы в первую очередь индивидуально, а также в подгруппах по 2-4 человека в игровой форме, для взрослых в индивидуальной и групповой форме. В рамках 2 -го блока будут организованы индивидуальные и групповые занятия по повышению педагогической компетенции родителей: тренинги, консультации, лекции, семинары. Оказание индивидуально-ориентированной педагогической психологической помощи позволит решить ключевые проблемы развития обучения и социализации воспитанников.
Благодаря данному проекту психолого-педагогическое сопровождение по адаптации замещающих семей будет организовано для 25-ти семей несовершеннолетних. Проект позволит предотвратить эмоциональное выгорание, благодаря его профилактике. Замещающие родители, имеющие длительный опыт в воспитании приемного ребенка, смогут поучаствовать в роли советчиков по вопросам воспитания, что в будущем позволит создать группу взаимопомощи и наставничества. Результатом реализации проекта станет повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития приемных детей, развитие собственного потенциала в решении проблем; стабилизация у членов семьи психо-эмоционального состояния, повышение мотивации на получение психологической помощи в дальнейшем. В связи с тем, что специалистами организации за 11 месяцев 2018-2019 гг. зарегистрировано 4 случая возврата ребенка, наш проект также будет направлен на снижение риска вторичных возвратов. Не смотря на то что курс программы по психолого-педагогическому сопровождению рассчитан на 3 месяца, наша команда: педагоги, психологи будут продолжать помогать этим семьям, организовав индивидуальное сопровождение.
Сенсорную комнату "Перезагрузка" посещали замещающие семьи (опекуны, приемные родители, усыновители). Мероприятия направлены на профилактику эмоционального выгорания родителей, улучшения детско-родительских взаимоотношений, а так же профилактику отказов от несовершеннолетних. С несовершеннолетними и родителями
организованы психокоррекционные занятия по посттравматическому синдрому, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков . С марта 2020 по август 2020 года в мероприятиях приняло участие 25 семей, из них 33 взрослых и 41 ребенок. Формирование групп происходило при взаимодействии управления опеки и попечительства, а так же через информирование на сайте организации, мессенджеров, публикации в газете. 03.03.2020 с родителями, опекунами состоялось собрание, где была предоставлена информация о работе с замещающими семьями в рамках реализации проекта. В связи с covid 19 ранее составленный график и режим работы был переформатирован на период с июня по август. Родители написали заявление на посещение мероприятий, заполнили соглашение на обработку персональных данных и разрешение на видео и фото съемку. Работа началась с индивидуальной психологической консультации и психодиагностики с каждым членом семьи . На каждую семью разработан индивидуальный план занятий, с указанием даты мероприятия. Занятия проходили малыми группами, 2-3 семьи. Периодичность занятий составляла для каждой семьи - 1 раза в неделю. Занятия проходили как с родителями и детьми совместно (релаксационные занятия в сенсорной комнате, занятия с применением песочной и эбру терапии, психологические тренинги), отдельно с родителями (психологические тренинги, релаксация в сенсорной комнате, родительские собрания) и отдельно с детьми (рисование песком на световом столе, рисование на воде, сказкотерапия, релаксационные упражнения в комнате психологической разгрузки)
Описание мероприятий
Итог мероприятия
<p>На протяжении всего периода сопровождения проведено наблюдение. У детей: улучшился психоэмоциональный фон, воображение, улучшились коммуникативные навыки, мелкая моторика, снялось мышечное и психоэмоциональное напряжение, снизился уровень тревожности,развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. У родителей улучшилась эмоционально-волевая сфера: снялось психоэмоциональное напряжение, повысилась уверенность в себе, укрепились навыки саморегуляции. Проводились групповые занятия совместно с родителями и детьми; с родителями- психологические тренинги, собрания; с детьми - коррекционные занятия, релаксационные мероприятия.</p>
Итог мероприятия
<p>На основании заключенного договора произведена закупка оборудования для сенсорной комнаты. в Обществе с ограниченной ответственностью «АУРИС».</p>
Итог мероприятия
<p>Организованы индивидуальные и групповые занятий. На заключительном этапе второго блока по повышению педагогической компетенции для родителей проведены тренинги, на которых определены выработанные позитивные психологические установки. У родителей сформированы знания по вопросам воспитания и развития приемных детей, что позитивно отразилось на детско-родительских отношениях. </p>
Итог мероприятия
<p> Замещающие семьи, испытывающие проблемы при воспитании опекаемых детей, на основании заявления на Директора организации приняты в состав группы на психолого- педагогическое сопровождение. При участии партнера проекта Управления опеки и попечительства было сформировано 10 групп по 2-3 семьи (в зависимости от количества детей и их возраста). Утвержден план работы на 3 месяца, в связи с Пандемией групповые и индивидуальные занятия перенесены с апрель - на июнь. Составлен список из 74 человек.</p>
Итог мероприятия
<p>Проведена первичная консультация с родителями и несовершеннолетними подросткового возраста, с использованием следующих методик: диагностика эмоционального состояния "Тест цветовых отношений Эткинда", АСВ Эйдемиллера, "Взаимодействие родитель и ребенок- Марковская", FAST Геринга, Проективные методики - Моя семья, несуществующее животное, 8-цветовой тест Люшера, ТЛА- тест личностных акцентуаций.</p><p>В зависимости от поставленных задач разработан индивидуальный план-график по психолого-педагогическому сопровождению, психологической реабилитации в сенсорной комнате для каждой замещающей семьи с учетом возрастных, психологических, индивидуальных особенностей.</p>