http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Малая космическая одиссея
Первый конкурс 2019

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
02.09.2019 – 31.12.2020
Регион
Красноярский край
Номер проекта
19-1-015390
Целевые группы:
  1. Дети и подростки
  2. школьники 7-11 классов
  3. Молодежь и студенты
  4. Ветераны
  5. педагоги школ
  6. преподаватели вузов
  7. специалисты предприятий ракетно-космической отрасли
  8. летчики-космонавты

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта

2500 Запланировано
3689 Результат
148% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

500 Запланировано
1033 Результат
207% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

3. количество человек, которым оказаны услуги в сфере физической культуры и спорта

50 Запланировано
55 Результат
110% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

4. количество школьников, получивших опыт публичного представления проектов

100 Запланировано
106 Результат
106% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}

5. количество школьников, принявших участие во встречах с летчиками-космонавтами и ветеранами ркт

1500 Запланировано
1603 Результат
107% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

Проект позволил повысить интерес молодежи к космонавтике и инженерной деятельности. Проведение исследований в области космонавтики под руководством летчика-космонавта стало для участников стимулом к приобретению дополнительных знаний по естественно-научным предметам, по истории мировой и отечественной космонавтики, краеведению, становлению и развитию ракетно-космической промышленности в России и за рубежом. Школьники и студенты приобрели навыки проектно-командной работы, которые помогут им при построении дальнейшей образовательной траектории в инженерной сфере. Контент созданной виртуальной космической лаборатории с заданиями по изучению и исследованию Планеты Х является авторским и уникальным образовательным продуктом. Создание виртуальной космической лаборатории позволило привлечь к исследованиям в рамках проекта участников из отдаленных школ Красноярского края, не имеющих возможности очного участия в образовательных проектах. Проведение мероприятий онлайн позволило школьникам освоить новые информационные технологии, выполнять задания в индивидуальном режиме в удобное время. Социальная ориентированность проекта характеризуется привлечением к участию в проекте команд школьников из детских домов Красноярского края (Железногорск и Канск). Записанные видеолекции и семинары могут быть использованы для самообразования, на уроках в школе. Выполняя задания и разрабатывая проекты, участники взаимодействовали не только со школьными преподавателями, но и по большей части с ведущими специалистами, представляющими высокотехнологичные предприятия космической отрасли. Сборник методических материалов, созданный в рамках проекта, может использоваться для организации системы дополнительного образования молодежи, для самостоятельной работы школьников.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Важнейшим результатом проекта стало создание уникальных авторских материалов, направленных на раннюю профориентацию школьников, развитие молодежного научно-технического творчества и вовлечение подростков в исследовательскую деятельность, построение непрерывной цепочки качественного профессионального образования в интересах высокотехнологичных промышленных предприятий страны.

Проект позволил повысить престиж инженерных специальностей, вызывать у молодежи стремления к созидательной деятельности, сформировать у участников интерес к таким важнейшим отраслям как космонавтика и ракетно-космическая промышленность, которые всегда были гордостью нашей страны, «локомотивом» всей национальной экономики и обороноспособности.

Созданная за время проекта единая команда, которая объединила школьников, учащихся технических колледжей, студентов технических вузов, летчиков-космонавтов, работников и ветеранов ракетно-космической отрасли для передачи опыта и знаний, позволила создать непрерывную систему дополнительного профессионального образования в области космонавтики, привлечь молодежь к научно-исследовательской деятельности, решить проблему вовлечения и закрепления кадров для высокотехнологичных предприятий Красноярского края.

Оборудованная штаб-квартира проекта и специализированная площадка в Доме науки и техники в самом центре города Красноярска позволила привлечь участников со всего города, что в настоящий момент проблематично, так как школы и университеты ограничены в площадях. В Доме науки и техники в результате проекта оборудовано место, где могут собираться и проводить мероприятия педагоги и школьники из всех учебных заведений Красноярска.

Установленное современное оборудование для проведения онлайн мероприятий позволяет подключиться к процессу участникам из отдаленных городов и сел, что было опробовано в ходе проекта. На прямую связь с участниками выходил летчик-космонавт, лекторы из других городов. Более того, внезапно начавшаяся пандемия не остановила проект. Использование дистанционных средств обучения и современных информационных технологий позволило значительно расширить географию участников, привлекая школьников и воспитанников детских домов Красноярского края, Московской области, Ямало-ненецкого округа и даже Донецкой народной республики.

Разработанные, размещенные на сайте и изданные под руководством летчика-космонавта А. Лазуткина уникальные обучающие материалы решили проблему методического обеспечения дополнительного научно-технического образования молодежи в области космонавтики и естественно-научного образования.

Посредством образовательной программы «Планета Х» была организована серия практических занятий, направленных на изучение окружающего мира. Занятия проводились в игровой форме. Была использована легенда об исследовании чужой (неизвестной) планеты, которая изменила атмосферу обучения. Практические занятия воспринимались как игра в будущее. Использование в программе технических средств Международной космической станции приблизило игровую ситуацию к реальной. Вся программа практических задач состояла из блоков предполетных и полетных заданий.

Исследовательские работы школьников тесно сочетались со школьной программой. Ботаника, зоология, физика, химия - все эти предметы преподаются в школе только с одной целью – рассказать и показать учащимся, как устроен мир, в котором мы живем. Программа «Планета Х» дала возможность школьникам самостоятельно применить накопленные в школе знания по различным дисциплинам для изучения (познания) окружающего мира. С одной стороны, это способствовало закреплению теоретического материала, который дается в школах. С другой стороны, данная работа позволила школьникам почувствовать значение знаний в жизни современного человека. Таким образом, проект значительно повышал мотивацию к изучению школьных предметов для того, чтобы использовать их в проекте.

Хороший эффект был получен за счет того, что к участию были привлечены школьники из разных населенных пунктов. Сравнив результаты исследований того места, где они проживают, с другими, удаленными за сотни или тысячи километров, школьники получили более полную картину окружающего мира. Можно с уверенностью сказать, что при широком географическом охвате зон изучения у школьников сформировалось более широкое восприятие мира, чем при наблюдении из собственного дома. Можно надеяться, что в этом случае у них будет формироваться планетарное мышление.

Проведение занятий в детских домах позволило приобщить к проекту ту часть школьников, которая зачастую не имеет возможности участия в таких мероприятиях как общение с реальными специалистами предприятий, а уж тем более космонавтами. Выполнив проекты и получив отзывы космонавта, воспитанники приобрели уверенность, что они смогут достигнуть своей мечты, приобщившись к легендарным покорителям космоса.

Одним из критериев оценки значимости реализованного проекта можно считать количественный показатель участников проекта, высокое число посетителей сайта проекта и виртуальной космической лаборатории, а также пожелания продолжить реализацию проекта.

Для оценки проекта использованы также отзывы, которые были получены от участников.

Кузнецов Арсений: «Проект МКО – это интересный и необычный проект, связанный с космосом. МКО – хорошее начало для развития школьников, увлекающихся наукой. Мы прошли различные задания и создали свой проект, который подарил нам неоценимый опыт. Также планировалось посетить предприятия и музеи ракетно-космической техники, но ввиду пандемии это не удалось в полном объеме. Но ничего, ещё всё впереди». Дашкова Дарья: «На МКО я узнала много нового, было интересно поучаствовать в проектной деятельности. МКО – как ракета, главное в нее войти и отправиться в космическое путешествие». Пашковец Владислав: «Этот проект даёт побывать в пространстве космоса, звёзд, планет и техники ракетостроения». Петросян Сероб: «МКО даёт почувствовать себя частью настоящей космической команды. Этот проект подарил мне новых и классных друзей». Приданцев Андрей: «МКО позволяет корректировать возможное будущее». В ходе реализации проекта участники изучили материалы, которые помогают им определиться с будущей профессией, «найти свое место в жизни», стать успешными исследователями и инженерами.

Наличие и характер незапланированных результатов

Перенос ряда лекций на дистанционный формат на площадки ProfiConf и Zoom позволил привлечь к участию в них большее количество участников из разных городов и поселков не только Красноярского края, но и других регионов РФ, а также из ДНР, что было бы невозможно, если бы лекции проводились очно, как было запланировано в начале проекта. Более того, все лекции записаны и выложены на платформе виртуальной космической лаборатории, что позволило участникам просматривать их в любое удобное время, а также сохраниться для реализации проекта в будущем. Создана отдельная платформа для выставки-ярмарки проектов (http://ru-conf.domnit.ru/ru-conferences/projects/). Так как защиту проектов решено было провести в онлайн режиме, потребовалась площадка для размещения информации о мероприятии (http://ru-conf.domnit.ru/ru-conferences/projects/), онлайн регистрации (http://ru-conf.domnit.ru/registr-vystavka/) и размещения материалов выставки (http://ru-conf.domnit.ru/materialy/vystavka-yarmarka-shkolnyh-proektov-i-nauchnyh-izyskanij/). Платформа будет использоваться для проведения следующих мероприятий для школьников.

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

При планировании сметы проекта закладываются расходы на приобретение необходимого оборудования, оплату работы сотрудников организации и привлеченных экспертов. Однако со времени планирования проекта до начала его реализации происходит изменение стоимости запланированных к приобретению товаров, что ведет к изменению сметы, замене оборудования. В ходе реализации проекта происходят изменения в команде проекта, что ведет к тому, что вместо запланированного привлечения одного эксперта может потребоваться привлечь большее количество людей. Все изменения необходимо согласовывать с Фондом. Однако данная проблема довольно легко решается за счет динамичного диалога с представителями Фонда.

Пандемия и введенные ограничения конечно внесли большие коррективы в планы реализации проекта. Если с большинством проблем удалось справиться за счет расширения использования дистанционных методов, то некоторые мероприятия (такие, как летний лагерь и ряд экскурсий на предприятия) пришлось изменить по формату, что конечно отразилось на реализации проекта. Так, например, вместо летнего лагеря были проведены выездные сессии, которые решили проблему смыслового наполнения проекта, но не позволили участникам насладиться отдыхом и работой в летнем лагере. Ряд экскурсий, которые были отменены предприятиями, были заменены на другие музеи, но это не позволило посетить некоторые интересные для проекта места.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Проект «Малая космическая одиссея» успешно реализован. К внутренним факторам успешной реализации проекта можно отнести сплоченность команды, которая реализовывала все мероприятия, несмотря на внезапно введенные ограничения из-за пандемии COVID-19, которая внесла коррективы в первоначальный план проекта. Команда проекта за короткий срок освоила технику проведения мероприятий и лекций на площадках ProfiConf и Zoom, прошла ряд обучающих курсов по проведению и записи интерактивных лекций и мастер-классов в режиме онлайн. Хороших результатов в реализации проекта удалось добиться благодаря навыкам эффективного управления руководителем проекта. Также к успешным внутренним факторам следует отнести правильное и четкое определение целей и результатов проекта на начальном этапе, а также своевременную и грамотную доработку проекта в связи с изменением условий его реализации на этапе возникновения ограничений в связи с COVID-19. При этом проект был грамотно обеспечен ресурсами и соответствующими технологиями.

К внешним факторам можно отнести помощь со стороны партнеров (Красноярское региональное отделение Союза машиностроителей, Региональный отряд МЧС) - это привлечение специалистов и ветеранов ракетно-космической отрасли, проведение ситуационных тренировок. Заинтересованность педагогов учебных заведений в развитии дополнительного образования также стоит отнести к внешним факторам, позволившим успешно реализовать проект. Большую роль в привлечении участников в проект, предоставлении площадей для проведения выездных сессий сыграли директор Канского детского Дома имени Ю.А. Гагарина, директор и завуч учебного комплекса «Покровский».

Неоценимую роль для успешной реализации проекта сыграл автор идеи проекта, разработчик многих авторских материалов для обучения летчик-космонавт Александр Иванович Лазуткин, а также многие лекторы, которые безвозмездно проводили семинары и мастер-классы для участников.

Проект оказал прогрессивное влияние на развитие организации, привлек общественность, школьников, помог организовать новое пространство в центре города, собираться на котором может молодежь, заинтересованная в изучении инженерных специальностей и продвижении новых прогрессивных идей.

Продолжение деятельности по проекту «Малая космическая одиссея» очень актуально, направлено на развитие научно-технического творчества школьников и студентов младших курсов в области космонавтики и ракетной техники через вовлечение их в образовательную, исследовательскую, изобретательскую и проектную деятельность, что является очень востребованным в настоящее время.

О проекте

Малая космическая одиссея - профориентационный проект, направленный на развитие научно-технического творчества школьников и студентов младших курсов в области космонавтики и ракетной техники через вовлечение их в образовательную, исследовательскую, изобретательскую и проектную деятельность под руководством волонтерского сообщества наставников, в рамках реализуемого в Красноярском крае молодежного научно-образовательного проекта «Космическая одиссея», автором которого является летчик-космонавт, Герой России А.И. Лазуткин. В основу проекта положена разработка уникальных методических материалов по дополнительному образованию для школьников и студентов в области космонавтики и ракетно-космической техники, организация проектно-командной работы и проведение молодежью исследований в этой области. В ходе реализации проекта участники изучат материалы по истории отечественной космонавтики, становления и развития ракетно-космической промышленности и высокотехнологичного производства в Красноярском крае и РФ, получат дополнительные знания по физике, химии, астрономии, геометрии, географии, краеведению, которые потребуются им для проведения проектных и исследовательских работ в области космонавтики, познакомятся с профессией «космонавт» и смежными с ней специальностями. Будет создана он-лайн платформа проекта с виртуальной «Космической лабораторией», где будут размещаться обучающие и конкурсные задания для участников проекта, результаты их исследований, творческие проекты, рейтинг достижений, фото- и видеоматериалы проекта, трансляции запусков ракет, записи вебинаров и встреч с летчиками-космонавтами, лекции преподавателей ведущих вузов по тематике проекта. В Красноярском Доме науки и техники предполагается создать аудиторию для организации встреч молодежи с летчиками-космонавтами РФ и ветеранами ракетно-космической отрасли, для проведения открытых лекций по тематике проекта для всех желающих с записью и последующей трансляцией в отдаленных школах и учреждениях образования, а также для организации выставки школьных проектов и проведения церемонии награждения победителей. Проект станет одним из способов развития научно-технического творчества молодежи. В него будут вовлечены педагоги общеобразовательных школ, наставники из числа ветеранов ракетно-космической промышленности и участников научно-образовательного проекта «Космическая одиссея», космонавты Российской Федерации. Реализация проекта будет способствовать ранней профориентации школьников и студентов, позволит поднять престиж инженерных специальностей среди молодежи, выявить наиболее одаренных школьников и студентов для построения их образовательной траектории в технических вузах края и дальнейшему трудоустройству на предприятиях ракетно-космической промышленности. Проект будет способствовать развитию патриотизма и гордости молодого поколения за развитие достижений Российской науки и космонавтики, позволит организовать живое общение молодежи и летчиков-космонавтов, специалистов РКТ.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии