http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Год байкальской нерпы
Второй конкурс 2018

Основные итоги проекта

Срок реализации проекта
01.02.2019 – 30.11.2019
Регион
Москва
Номер проекта
18-2-003798
Целевые группы:
  1. Лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды
  2. Дети и подростки

Основные итоги проекта и его содержание

Количественные результаты

1. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения

5000 Запланировано
47000 Результат
940% Перевыполнено
else {
Нет данных Результат
}
Качественные результаты

1. В мае-июне 2019 года по методическим материалам Фонда "Озеро Байкал" образовательные учреждения г. Иркутска и Республики Бурятия провели оффлайн-занятия под названием "Урок о байкальской нерпе". В уроках приняло участие 2459 детей. Настоящие и будущие хранители флоры и фауны Байкала поняли важность бережного отношения к байкальской нерпе со стороны человека и узнали много важных фактов об эндемике.

2. С 5 по 12 июля 2019 года на Ушканьих островах (территория ФГБУ "Заповедное Подлеморье") успешно прошла экспедиция по спутниковому мечению 15 байкальских нерп. Мечение такого масштаба проводится на Байкале впервые. В экспедиции приняли участие ученые ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН, сотрудники БФ ВНИРО и ФГБУ "Заповедное Подлеморье". Помимо этого, у нерп удалось отобрать 174 образца биологического материала для дальнейших исследований.

3. По итогам летней экспедиции 2019 года создан онлайн-урок с участием экспертов для учащихся 5-11 классов школ, а также представителей широкой аудитории, проявляющих интерес к сохранению байкальской нерпы.

4. Получены предварительные научные данные о внутрипопуляционных процессах, разрабатываются подходы по сохранению и благополучному развитию эндемика с учетом усилившейся антропогенной нагрузки на среду его обитания.

5. Получены данные о физиологическом состоянии байкальской нерпы в современных экологических условиях по результатам вирусологических исследований.

6. Весь наработанный в ходе программы материал представлен в специальном медиапроекте с 2-мя региональными (г. Иркутск) и федеральным партнерами для широкой аудитории: впервые рассказано о том, с чем сталкивается сегодня популяция байкальского тюленя, и какова в этом роль человека;

7. Направлены официальные письма в профильные гос. органы и научные организации с предложениями о комплексном поддержании популяции байкальской нерпы, регулярных мероприятиях по ее изучению на государственном уровне.

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

1. И научный, и социальный блоки проекта получают полноценное развитие в будущем. Фонд совместно с научными партнерами намерен продолжать исследования, направленные на сохранения байкальской нерпы. Такая необходимость отмечается и научным сообществом. Проект стал катализатором изменений к лучшему как в части исследований, так и в части бережного отношения к эндемику. Учителя и педагоги в 20 регионах России намерены продолжать проводить онлайн- и оффлайн-уроки по материалам Фонда для новых поколений учеников. Кроме того, Фонд подготовил субтитры к занятию на английском языке для получения международного охвата экологического онлайн-урока. В ближайшее время будет создан урок и форма обратной связи для англоязычной аудитории на платформе Stepik.

2. Эффективность методов как в научной, так и в образовательной части высоко оценивается экспертами по морским млекопитающим и целевой аудиторией проекта. Мечение такого масштаба на Байкале было проведено впервые: по итогам получены уникальные результаты. Часть результатов будет получена уже в 2020 году. Количество учеников, которые поучаствовали в уроке, и положительные отзывы учителей говорят о востребованности и эффективности онлайн-формата экологического просвещения. Экологический урок с участием экспертов получился эффективным и полезным.

3. Результаты проекта могут быть распространены в рамках международного научного сообщества, а также для широкой аудитории в России и за рубежом. "Год байкальской нерпы" - это комплексный проект, который позволил подойти к сохранению байкальского тюленя, одновременно поддерживая прикладную науку, формируя экологическое сознание населения, занимая проактивную позицию во взаимодействии с профильными государственными институтами. Такой опыт ценен, и Фонд готов делиться результатами и аналитикой по данному проекту.

4. Цели проекта были достигнуты, есть и незапланированные положительные результаты, которые позволяют высоко оценить социальный эффект проекта. В рамках урока о байкальской нерпе 47 120 детей - ученики школ, студенты колледжей и университетов, воспитанники интернатов, детских садов, домов детского творчества - в 20 регионах России получили качественные экологические знания и эмоциональный посыл относительно бережного отношения к эндемику. Открытые научные данные, адаптированные в формате экоуроков, не только повышают общий уровень экологической культуры аудитории, но и позволяют детям и подросткам больше узнать о профессиях эколога, зоолога, эксперта по изучению отдельных видов животных, в т.ч. эндемиков. Это открывает новые возможности для будущего профессионального выбора учеников школ. Сами взрослые - учителя и родители - открыли для себя новую и важную информацию и приобщились к теме сохранения биоразнообразия.

Наличие и характер незапланированных результатов

Незапланированным положительным результатом является количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения. Изначально было запланировано провести экологический урок о байкальской нерпе для 5000 учеников, однако в оффлайн- и онлайн уроках поучаствовало практически в 10 раз больше детей и взрослых - 47120 человек. Помимо этого, специальный проект "Год байкальской нерпы" удалось опубликовать не в одном региональном СМИ, как планировалось изначально, а в двух: "СМ номер один" и "Глагол.Иркутское обозрение".

Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

1. Изначально было запланировано проведение онлайн-урока с прямым включением из Москвы, Иркутска и Бурятии. В итоге, было принято решение отказаться от формата вебинара и записать онлайн-урок заранее. Был недооценен риск дискоординации участников, разница в часовых поясах, помехи связи, сложность с тем, чтобы собрать всех участников в одно время за мониторами компьютеров.

2. Выявлены недостатки в планировании целевой аудитории для просветительских мероприятий. Помимо детей, учителей и их родителей также важно сделать больший акцент на взрослой аудитории и местных сообществах, представители которых непосредственно взаимодействуют с байкальской нерпой и оказывают влияние на популяцию. При комплексном подходе эту аудиторию тоже нужно вовлечь, продумать, как с ней работать.

3. Недооцененным риском явилась сниженная активность школ Иркутской области и Республики Бурятия в части проведения оффлайн-уроков. Представители образовательных учреждений проявляли достаточно слабую готовность проведения экологических уроков в классическом формате. Именно поэтому у Фонда не возникло сомнений в создании онлайн-урока, который оказался гораздо более успешным и получил большой отклик от аудитории.

Общие выводы по результатам реализации проекта

Факторами успешной реализации проекта внутреннего характера являются: слаженная работа команды проекта, готовность к сотрудничеству со стороны научных партнеров Фонда (ИПЭЭ РАН), вовлеченность заинтересованных сторон и понимание общих целей в деле изучения и сохранения байкальской нерпы. К внешним факторам успеха можно отнести вовлеченность и готовность к сотрудничеству со стороны ФГБУ "Заповедное Подлеморье", ФГБНУ "ВНИРО".

В ходе реализации проекта Фонд получил ценный опыт реализации комплексного проекта, который содержит научную и социальную составляющие, что позволило продвинуться в реализации миссии Фонда в части сохранения биоразнообразия Байкальской природной территории. Проект доказал, что синергия НКО, науки и общества может внести значительный вклад в защиту и сохранение уникального вида - байкальской нерпы.

Первый шаг в накоплении актуальных научных данных о байкальском эндемике реализован в рамках проекта "Год байкальской нерпы". Экспертное сообщество единогласно во мнении о том, что необходимо продолжать поддержку исследований, разрабатывать полноценную программу изучения и сохранения байкальской нерпы, расширять инструментарий для получения достоверных данных о численности популяции.

Отдельную роль в реализации проекта сыграл статус победителя конкурса Фонда президентских грантов. Поддержка Фонда президентских грантов помогает проекту получить большее доверие от представителей целевой аудитории. В случае проекта "Год байкальской нерпы" наличие поддержки со стороны Фонда президентских грантов стало одним из решающих моментов для учителей при проведении экологических уроков о байкальском тюлене. Финансирование со стороны фонда очень важно для социальных и экологических проектов, поскольку во многом обеспечивает их материальную и репутационную устойчивость.

О проекте

Байкальская нерпа – эндемик, единственное млекопитающие озера Байкал и индикатор стабильности его экосистемы. Современное состояние популяции изучено недостаточно – отсутствуют данные о динамике численности популяции и ее возрастном составе; нет информации о сезонной миграции нерпы и факторах, на нее влияющих; оценка благополучия популяции в связи с повышенным антропогенным воздействием на среду обитания нерпы также не проводилась. Одновременно новости о сохраняющихся случаях браконьерства и жестокого обращения с животным, имеющим высокий уровень эмоционального интеллекта, требуют принятия срочных мер в образовательной и просветительской плоскостях.

Программа "Год байкальской нерпы" представляет уникальный комплекс мероприятий, которые позволят в течение всего одного года:

1) понять внутрипопуляционные процессы и разработать подходы по сохранению и благополучному развитию эндемика в виду усилившейся антропогенной нагрузки на среду его обитания;

2) объяснить важность бережного отношения к байкальской нерпе со стороны человека, с фокусом внимания на детскую аудиторию – настоящих и будущих хранителей флоры и фауны Байкала;

3) представить весь наработанный в ходе программы материал в специальном медиа-проекте с региональным и федеральным партнерами для широкой аудитории: впервые рассказать о том, с чем сталкивается сегодня популяция байкальского эндемика и какова в этом роль человека.

Как это все возможно за один год? Предлагаемое в программе мечение байкальской нерпы спутниковыми передатчиками позволит в кратчайшие сроки неинвазимным, гуманным способом получить данные высокой степени детализации об особенностях миграции тюленя, возрастном составе популяции и динамике ее численности, количестве травмированных сетями особей и пр., которые станут основой для выработки конкретных мер по минимизации конфликта нерпы и человека. Эколого-просветительские мероприятия будут направлены на сокращение нелегальной охоты и браконьерства, на повышение уровня экологической культуры в целом, на формирование осмысленного отношения к фауне озера и причинам ее деградации. Измеряемый охват программы - 5000 детей.

Программа "Год байкальской нерпы" публично обсуждалась на круглом столе, организованном Фондом "Озеро Байкал" в июне 2018 года в Институте проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН. Параллельно с запуском социально-ориентированного "Года байкальской нерпы" Фонд будет вести проекты по научным исследованиям эндемика, сотрудничать со специалистами, занимающимися кольчатой и каспийской нерпами и вырабатывать долгосрочные проекты по защите рода из семейства тюленей. Программа "Год байкальской нерпы" - старт совместной работы Фонда, экспертов на Байкальской природной территории, лучших российских и зарубежных специалистов по нерпе и представителей образовательных учреждений в рамках формирования единого подхода к охране популяции байкальской нерпы и просвещения на тему бережного отношения к ней, основанного на данных о современном состоянии популяции.

Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии