- Люди с ограниченными возможностями здоровья, в частности, незрячие и слабовидящие, в том числе, молодёжь и студенты, пенсионеры
Основные итоги проекта и его содержание
1. количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта (обучающиеся, участники конференции)
2. количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
3. количество разработанных и адаптированных под потребности людей с проблемами зрения онлайн курсов
4. количество разработанных программ обучения по цифровой экономике и государственным услугам
5. количество разработанных методических материалов по адаптации онлайн курсов для людей с проблемами зрения
6. количество вовлеченных в реализацию и оценку проекта людей с проблемами зрения (в том числе молодежи, лиц пенсионного возраста)
Общая галерея - фотографии с мероприятий
13 фотографииОбщая галерея - фотографии материальных объектов
3 фотографииГлавная задача проекта - содействие созданию современной технологичной, информационной и консультационной среды по предоставлению равных возможностей в получении комплекса современных навыков и знаний работы в цифровой среде, формирование ресурсов для обучения и саморазвития людей с проблемами зрения для расширения возможностей их личностного развития и успешной интеграции в современном обществе - выполнена. Целевая аудитория получила инструмент для дальнейшего качественного погружения в онлайн-образование в виде платформы http://blind-study.ru/. Из 97 записавшихся на курсы 27 человек (27,8%) полностью освоили программу курса и прошли все тестовые задания. Указанный результат является очень высоким по сравнению с существующей статистикой онлайн курсов, в соответствии с которой не более 5% записавшихся доходят до финала курсов и успешно осваивают программу.
Возможность применить современные технологии в комплексе с необходимой информационной и консультационной поддержкой для реализации права человека на доступ к информации и получении необходимых знаний. Возможность повышения уровня знаний для людей с проблемами зрения, а значит более успешная их адаптация в современном высокотехнологическом обществе, понимание принципов цифровой экономики для успешного использования в собственных целях. Разработанные методические и практические рекомендации позволят создавать новые курсы с учетом требований доступности знаний для пользователей с проблемами зрения. Созданное автоматизированное место в библиотеке – это площадка для повышения вовлеченности людей с проблемами зрения в интерактивное обучение, повышение их мотивации для постоянного развития профессионального уровня. Формируется база для совершенствования и развития потенциала открытого инклюзивного общества, обеспечение условий равенства возможностей для всех.
Положительную оценку полученного опыта слушателями онлайн курсов, представленных на адаптированной онлайн платформе http://blind-study.ru/, преподавателями и целевой аудитории зафиксировали опросы, проведенные в ходе проекта. Опрос целевой аудитории показал так же высокую степень заинтересованности в получении новых знаний и необходимости развития онлайн методов обучения, адаптированных под потребности не только незрячих и слабовидящих, но и большой аудитории, еще не охваченной этим методов обучения.
Успешное партнерство с МФЦ, комитетом по культуре и РГПУ им.Герцена дало предпосылке к продолжению сотрудничества в новом направление - онлайн-обучение с получением практических результатов.
На примере незрячего преподавателя английского языка Натальи Шанявской, курс которой стал самым адаптированным для инвалидов по зрению, благополучатели нашего проекта получили подтверждение и уверенность, что "Знание без границ" доступно каждому.
В ходе реализации проекта еще случались моменты, когда незрячему человеку приходилось слышать фразы типа: "Посмотрите на этот слайд", а не "На этом слайде изображено то то и то то"; "Пройдите туда", а не ""Повернитесь направо, двигайтесь вдоль стенки, перед вами ступенька". Волонтеры, которые уже имели опыт общения с инвалидами по зрению, не допускали таких неточностей, но их было не много.
Слова преподавателя курса программирования Виталия Кустова: «Программирование – это не что-то доступное лишь избранным, а деятельность, которой может заниматься практически любой человек. Для того, чтобы достигнуть хорошего результата вполне достаточные условия – это ясный ум, интерес, желание и время», которыми платформа онлайн-обучения встречает посетителей http://blind-study.spbvos.ru/index.php/online/9-prepod/10-vitalij-kustov, подтверждают жизнеутверждающую мотивацию не только в познании любой науки, но и получение практических результатов в этом проекте. Многие люди, присоединившиеся к проекту, по-разному и по своему высказывали мнение, что сначала не верили в успех, боялись, что будет сложно, затратно по времени, но после консультаций и общения с себе подобными находили в себе силы на освоение "Знаний без границ".
Широкое распространение информации о проекте, апробация онлайн уроков, результаты обучения пилотных групп создали базу для распространения полученного опыта в дальнейшем.
Проект поддержали комитет по культуре, МФЦ, школа им.Грота.
Созданное пространство для консультационной поддержки, а также для работы групп пользователей и обмена знаниями используется и будет использовано в дальнейшем по мере роста количества адаптированных курсов для повышения степени вовлеченности представителей целевой аудитории в образовательный процесс и для поддержки коммуникаций с преподавателями, одногруппниками и единомышленниками.
Главная цель проекта – содействие созданию современной информационной и консультационной среды по предоставлению равных возможностей в получении государственных услуг, формировании ресурсов для саморазвития людей с проблемами зрения и другими проблемами здоровья, расширении возможностей для реализации собственных проблем и задач.
Реализация этой цели возможна через решение следующих основных задач:
1) Совместная работа с заинтересованными организациями по адаптации образовательных курсов, уроков и т.п. (в том числе онлайн) по обеспечению доступной среды для получения новых знаний и навыков, необходимых в современной технологичной цифровой среде для получения услуг для людей с проблемами зрения;
2) Формирование доступного физического пространства для обеспечения возможностей в получении новых знаний и творческого взаимодействия целевой аудитории,
3) Обеспечение информационной, консультационной и иной поддержки в получении новых знаний и навыков для целевой группы, а также создание базы знаний для дальнейшего развития доступности цифровой и информационной среды.
Целевая аудитория проекта:
- незрячие и слабовидящие люди, а также люди испытывающие проблемы восприятия печатной информации, люди с другими нарушениями здоровья, в том числе пожилые люди.
Для указанных целевых групп будут выполнены следующие работы и проведены следующие мероприятия:
1) Проведена работа по созданию адаптированных пилотных курсов по получению государственных услуг онлайн и в МФЦ, а также одного курса уроков по саморазвитию (информационные технологии, английский язык).
2) Проведено обучение десяти пилотных групп по 10 человек по основам современной цифровой грамотности, получению онлайн государственных услуг и цифровой экономики, а также не менее 5 человек пройдут пилотный курс по саморазвитию. Всего 55 человек.
3) Онлайн уроки по цифровой грамотности и получению услуг, адаптированные для целевой группы проекта размещены в открытом доступе для самостоятельного изучения и саморазвития.
4) Создано открытое рабочее пространство для поддержки обучающихся, организации очных встреч, обмена знаниями и предоставлению консультационных и информационных услуг.
5) На основании оценки эффективности пилотных курсов выработаны методические рекомендации для преподавателей и онлайн обучающих систем по вопросам адаптации курсов для повышения доступности для целевой аудитории.
6) Создана база знаний по вопросам адаптации онлайн ресурсов и обеспечения их доступности для целевой аудитории.
7) Проведен семинар по обмену опытом, результаты проекта широко представлены в СМИ и социальных медиа, размещены для открытого доступа на сайте СПб РО ВОС и в электронных коллекциях СПб ГБУК ГБСС.
Оценка эффективности проекта проводится на основе мониторинга активности и вовлеченности членов целевой аудитории, а также на основании полученного фактографического материала, результатов опросов целевой группы, количественном и качественном анализе данных с применением современных методик.