http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink
Обычная жизнь необычных детей
Первый конкурс 2019

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2019 – 31.12.2019

Этап 1

Срок реализации: 01.07.2019 – 31.12.2019

О проекте

Срок реализации проекта
01.07.2019 – 30.11.2020
Регион
Республика Карелия
Номер проекта
19-1-016569
Целевые группы:
  1. 1. Дети с аутизмом и другими особенностями ментального развития
  2. 2. Здоровые дети, получившие опыт общения со сверстниками с особенностями в развитии
  3. 3. Специалисты, педагоги внешкольных программ
  4. 4. Родители детей с особенностями в развитии

Проект направлен на создание равных возможностей участия во внешкольных программах для детей с аутизмом. Расти и развиваться наравне со своими обычными сверстниками, в совместном общении и творчестве - такое право детей-инвалидов становится общепризнанным. Но в практической реализации этого права делаются лишь первые шаги. Детей с аутизмом это касается в первую очередь, поскольку их взаимодействие с окружающими людьми затруднено.

В ходе предыдущих проектов организация накопила позитивный опыт включения детей с аутизмом в совместную деятельность с обычными детьми. Отработаны методики, позволяющие расширить пространство совместной деятельности детей с аутизмом и обычных детей, предоставить и тем, и другим возможность жить в инклюзивной среде и получать от этого позитивный жизненный опыт.

В ходе проекта в городе Петрозаводске будет апробирована модель включения детей с аутизмом во все виды внеурочной деятельности. Дети с аутизмом будут включены в сферу дополнительного образования, в сферу летнего и активного отдыха, досуга и неформального образования.

Благодаря включению во внешкольные программы, дети с аутизмом и другими ментальными особенностями перестанут находится в своем особом узком кругу. Широкий выбор внешкольных программ позволит учесть индивидуальные интересы, увлечения детей, обеспечить их участие в обычной детской жизни - с приключениями, походами, кружками, играми, экскурсиями и т.д.

Общение и совместная деятельность с детьми с аутизмом поможет здоровым детям преодолеть стереотипы в отношении особых детей, сформировать навыки взаимодействия и толерантного отношения к людям с особенностями в развитии.

В рамках проекта педагоги дополнительного образования, специалисты общественных организаций, представители культурных учреждений, волонтеры познакомятся со стратегиями взаимодействия и коммуникации с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития. После этого они разработают программы, мастер-классы, мероприятия, включающие детей с аутизмом во внешкольную деятельность вместе с их здоровыми сверстниками.

В завершение проекта пройдет Фестиваль интегрированных внешкольных программ с участием специалистов муниципальных районов Республики Карелия. На Фестивале участники представят свои достижения. В рамках Фестиваля для заинтересованных специалистов, участников, волонтеров внешкольных программ Республики Карелия пройдут мастер-классы по включению детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития во внешкольные занятия. В дальнейшем это позволит тиражировать модель интеграции детей с аутизмом во внешкольную деятельность в других районах Республики Карелия.

Описание содержания деятельности по проекту за этап

Целью проекта является создание для детей с аутизмом в городе Петрозаводске равных возможностей участия во внешкольных программах совместно с обычными сверстниками. Для реализации этой цели в первом этапе проекта особые усилия были направлены на подготовку волонтеров, представителей общественных организаций к работе с особыми детьми. Волонтеры и специалисты познакомились с тем, как правильно организовать занятия для детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития, как наладить коммуникацию с неговорящими детьми. Создали визуальные пособия для своих занятий. Благодаря этой подготовке были успешно проведены занятия по водному спорту и безопасности на воде, успешно прошел Слет скаутов Карелии 9-13 августа 2019 года. Многие родители особых детей не ожидали, что их дети смогут научиться вязать узлы, грести, освоить азы управления яхтой и т.д. Некоторые дети впервые смогли сесть в лодку, пожить в лесных условиях. Специалисты общественной организации "Клуб любителей водного туризма" не ожидали, что совместные занятия участников организации с особыми детьми наполнят их новым смыслом, побудит обычных детей еще больше изучать материал, чтобы его рассказать и объяснить своим подопечным. Родители особых детей и представители общественных организаций обсудили возможности продолжения занятий по водному спорту и безопасности на воде в следующем году.

На первом этапе прошли семинары по повышению компетенций специалистов, педагогов дополнительного образования по работе с детьми с различными ментальными особенностями в развитии. На семинарах специалисты познакомились с тем, как можно обучить общаться не говорящего ребенка с помощью карточек, освоили 8 стратегий поддержки детей с особенностями в развитии, освоили азы создания мультфильмов и организации занятий по мульт-терапии. Участники семинаров отметили высокую востребованность предложенной информации. В семинарах приняли участие специалисты из 6 районов Республики Карелия, а также из других субъектов РФ, которые приехали по собственной инициативе. Педагоги и родители особых детей начали работу по методике альтернативной коммуникации и получили первые успешные результаты. Получить ответы на возникшие вопросы и советы, как разрешить трудности они смогли на очно-заочных консультациях, которые прошли в декабре.

Некоторые образовательные учреждения пригласили специалистов нашей организации для проведения семинара по стратегиям поддержки детей с особенностями в развитии к себе, что еще расширило список специалистов повысивших компетенции по работе с особыми детьми.

В рамках первого этапа мы подготовили новые площадки и создали условия для включения детей с аутизмом и другими ментальными особенностями в программы и мероприятия совместно с обычными сверстниками. В Детско-юношеском центре была отремонтирована и модернизировна кухня. Благодаря установке достаточного количества плит, раковин и другой техники, организация кулинарных мастер-классов стала удобной и безопасной. Для проведения мастер-классов стали откликаться специалисты кафе, пиццерий города. К проведению мастер-классов стали привлекать участников различных программ ДЮЦ. Родители отметили, что особые дети расширили спектр употребляемых продуктов, стали более самостоятельными и начали пробовать готовить дома.

Наблюдая спрос на программу по мульт-терапии администрация ДЮЦ г. Петрозаводска смогла найти новое отдельное помещения для проведение занятий. Помещение было отремонтировано силами добровольцев с привлечением спонсорских средств и финансирования ДЮЦ. В помещении установлено новое оборудование для создания мультфильмов, приобретенное за счет средств гранта. Команды создали первые эпизоды мультфильмов.

Были апробированы интегрированные занятия по программе ДЮЦ" "Математический субботник". Приобретенное пособие "Нумикон" позволяет сделать понятными и интересными занятия по математике для особых и обычных детей.

Благодаря большому спектру появившихся программ, особые дети находят занятия по душе. Родители особых и обычных детей видят положительный опыт совместного их общения и перестают бояться участвовать в интегрированных программах. Специалисты и волонтеры, применяя стратегии поддержки детей с особенностями видят новые перспективы и возможности для участия особых детей в их программах.

Мероприятия проекта регулярно освещались в СМИ, что позволяет формировать положительное отношение к детям с особенностями в развитии и популяризировать инклюзивное образование.

45

количество благополучателей детей-инвалидов, которые будут вовлечены в занятия внешкольных программ

106

количество волонтеров и специалистов, повысивших компетентность по работе с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития

13

количество публикаций и телесюжетов в СМИ для формирования толерантного отношения в обществе к особым детям

2

количество общественных организаций, включивших в свои внешкольные программы детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития

58

здоровые дети, получившие позитивный опыт взаимодействия со сверстниками с особенностями в развитии

Описание мероприятий

Семинар "Организация внешкольных занятий для детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития" для ведущих летних программ
Запланированные сроки 01.07.2019 – 31.07.2019
Фактические сроки 01.07.2019 – 31.07.2019

Итог мероприятия

<p>10 специалистов и волонтеров летних программ познакомились с тем, как правильно организовать занятия для детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития, как наладить коммуникацию с не говорящими детьми. Создали визуальные пособия для своих занятий.</p>

Проведение интегрированных занятий по водному спорту и безопасности на воде
Запланированные сроки 05.07.2019 – 31.08.2019
Фактические сроки 02.07.2019 – 31.08.2019

Итог мероприятия

<p>Дети с особенностями в развитии освоили правила безопасности на воде, научились грести и управлять резиновой лодкой, научились вязать морские узлы, получили первый опыт хождения на яхтах в прибрежной зоне вместе с участниками клуба. Члены клуба нашли новые перспективы и возможности участия особых детей в летних занятиях. Обычные дети получили положительный опыт общения с особыми детьми. </p>

Организация участия детей с аутизмом в слете скаутов Карелии
Запланированные сроки 01.08.2019 – 31.08.2019
Фактические сроки 01.08.2019 – 31.08.2019

Итог мероприятия

<p>Впервые дети с особенностями в развитии приняли участие в скаутском слете, приобрели опыт проживания в палатках, участия в общественно полезных и творческих делах, повысили навыки самообслуживания, общения с незнакомыми людьми. Волонтеры смогли на практике применить стратегии поддержки для особых детей, использовать и модернизировать визуальные пособия. Обычные дети наладили взаимодействие с особыми детьми. </p>

Семинар "Особенности включения детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития в программы дополнительного и неформального образования"
Запланированные сроки 01.09.2019 – 30.09.2019
Фактические сроки 27.09.2019 – 27.09.2019

Итог мероприятия

<p>14 специалистов и волонтеров из Карелии познакомились со стратегиями поддержки детей с аутизмом. В мероприятии также приняли участие 9 руководителей волонтёрских центров России, которые приехали знакомиться с опытом "Карельского центра развития добровольчества". Уникальный опыт нашей организации в работе с детьми с аутизмом показался им интересным и востребованным. Семинар позволил многим педагогам дополнительного образования, волонтерам, представителям общественных организаций скорректировать свои программы с учетом особенностей детей, разработать визуальную поддержку. Благодаря чему программы становятся эффективными и успешными.</p><p>Аналогичный семинар прошел 23 школе интернате города Петрозаводска по приглашению администрации школы. Педагоги отметили важность полученной информации.</p>

Ярмарка интегрированных программ для семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии
Запланированные сроки 01.09.2019 – 30.09.2019
Фактические сроки 19.09.2019 – 19.09.2019

Итог мероприятия

<p>20 семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии познакомились с интегрированными программами, которые проходят в Детско-юношеском центре и организованы в рамках проекта "Обычная жизнь необычных детей". Родители, дети и подростки с особенностями в развитии приняли участие в мастер-классах. Родители дошкольников с особенностями в развитии обсудили варианты организации занятий по проекту, познакомились с особенностями работы.</p>

Организация кулинарных мастер-классов
Запланированные сроки 16.09.2019 – 30.09.2020
Фактические сроки 16.09.2019 – 30.12.2019

Итог мероприятия

<p>В ходе проекта была модернизирована кухня Детско-юношеского центра за счет спонсорских средств и средств гранта. Оснащение кухни позволяет безопасно и эффективно организовывать мастер-классы для детей с особенностями. Многие дети расширили спектр употребляемых продуктов. Начали с удовольствием учиться готовить. Родители отметили, что дети становятся более самостоятельными. Здоровые дети получили позитивный опыт общения с особыми детьми. За первый этап было проведено более 10 кулинарных мастер-классов.</p>

Проведение семинара и консультаций по развитию коммуникации у детей с аутизмом дошкольного возраста
Запланированные сроки 01.10.2019 – 30.11.2019
Фактические сроки 01.10.2019 – 10.12.2019

Итог мероприятия

<p>Более 60 специалистов познакомились с методиками обучения неговорящих детей альтернативной коммуникации. Семинар состоял из двух этапов: 1 этап - Конференции и 2 этапа обучающего семинара. Более 20 специалистов получили стартовые комплекты, которые состояли из папки и карточек для начала работы с особыми детьми. 24 специалиста и родителя получили консультации по использованию альтернативной коммуникации.</p>

Организация семинара "Мульттерапия в работе с детьми с аутизмом и другими особенностями ментального развития"
Запланированные сроки 01.10.2019 – 31.10.2019
Фактические сроки 20.10.2019 – 22.10.2019

Итог мероприятия

<p>20 специалистов, волонтеров познакомились с основами организации занятий по мульт-терапии с особыми детьми, получили необходимые навыки для внедрения новой программы.</p>

Создание интегрированной мультстудии
Запланированные сроки 01.10.2019 – 30.09.2020
Фактические сроки 01.10.2019 – 31.12.2019

Итог мероприятия

<p>В ДЮЦ появилось новая интегрированная мультстудия. В ней занимаются особые и здоровые дети. В ходе первого этапа участники создали первые эпизоды мультфильмов.</p>

Апробация интегрированных занятий для детей с аутизмом по программе Детско-юношеского центра "Математический субботник"
Запланированные сроки 01.10.2019 – 30.04.2020
Фактические сроки 09.10.2019 – 31.12.2019

Итог мероприятия

<p>3 особых ребенка были включены в программу ДЮЦ "Математический субботник". Впервые дети с аутизмом были включены в программу интеллектуальной направленности. Приобретенное пособие "Нумикон" позволяет сделать занятия понятными и увлекательными для разных детей.</p>

Организация серии занятий и выездных программ для детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития совместно со скаутами
Запланированные сроки 01.10.2019 – 31.05.2020
Фактические сроки 27.09.2019 – 31.12.2019

Итог мероприятия

<p>12 детей с аутизмом познакомились с основами безопасности на природе, основным навыкам туризма, преодолению препятствий. Скауты сверстники освоили навыки взаимодействия с особыми детьми. Всего было организовано 4 мероприятия.</p>

Фотографии материальных объектов
Источником информации разделов проекта являются сведения из заявки и предоставленных в фонд отчетов грантополучателя. В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В данном разделе имеются фотографии